Регулирование стабильности российской банковской системы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении. Стабилизация роста денежной массы является залогом снижения темпов инфляции, обеспечения стабильного уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на национальную экономику самым результативным образом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования банковских систем
Сущность банковской системы, ее структура и
принципы построения 7
Стабильность банковских систем и факторы, влияющие
на ее состояние 13
Теоретические концепции финансовой нестабильности экономических систем и трансформация банковских продуктов на
рынке капитала 16
Глава 2. Национальная банковская система РФ в условиях глобализации
Особенности становления и регулирования банковской системы Российской Федерации 18
Состояние банковской системы Российской Федерации в период выхода из финансового кризиса 23
2.3. Зарубежные банковские системы и факторы их воздействия на банковскую систему РФ…………………………………………………….......28
Глава 3. Совершенствование механизма регулирования стабильности банковской системы РФ в современных условиях
3.1. Проблемы регулирования стабильности банковской системы в
условиях глобализации 41
Модель реформирования банковской системы Российской Федерации в современных условиях 44
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………………………………...…52

Файлы: 1 файл

Регулирование стабильности российской банковской системы в современных условиях.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)



 

Такой прирост денежной массы сопоставим с инфляционным ориентиром в 2010г. (6,5-7,5%).

Снижение напряженности  в банковской системе, стабилизация общеэкономической ситуации, замедление динамики потребительских цен способствовали значительному снижению процентных ставок по межбанковским кредитам.

Снижение инфляции позволило  существенно снизить ставку рефинансирования и другие процентные ставки Банка  России.

Капитал банковской системы  увеличился на 21%, однако этот рост произошел  преимущественно за счет субординированных  кредитов, сумма которых составила более 1 трлн руб.

В 2009г. число убыточных  банков продолжало сохраняться на очень  высоком уровне (146), постепенно снижаются  отрицательные финансовые результаты убыточных банков - до 28 млрд руб. на 1.10.2010г. Снижение прибыли объясняется масштабным формированием резервов на возможные потери по ссудам.

Таблица 49

Динамика прибыли банков 2008-2009 гг.

Показатель

01.01.2008

01.07.2008

01.10.2008

01.01.2009

01.03.2009

Средства клиентов, всего, млрд. руб.

12252,3

14078

14937

14748,5

15218,4

В том числе

         

Депозиты юридических  лиц

3520

4307

5175

4945,4

5146,6

Депозиты физических лиц

5159,2

5771

5890

5907

6217,7

Средства организаций  на расчетных счетах

3232,9

3518

3392

3521

3401,1

Выпущенные банками  облигации, млрд. руб.

290,2

362

379

375,3

370,7

Банковские векселя  и акцепты, млрд. руб.

822,2

890

811

756,3

700,9

Межбанковские кредиты, млрд. руб.

2807,4

3322

3623

3639,3

3919,8

Межбанковские кредиты  от банков-нерезидентов

2136,1

2505

2897

2667

2856,8

Кредиты Банка России, млрд. руб.

34

50

233

3370,4

3447,5

Отношение высоколиквидных  активов к обязательствам до востребования, %

48,4

45,5

54,7

74,9

 

Отношение ликвидных  активов к краткосрочным обязательствам, %

72,9

74,6

77,2

92,1

 

 

 

Вклады физических лиц  в 2009г. увеличились на 27%, а на 1.11.2010г. составили 9 081млрд руб. и возросли по сравнению с предыдущим годом на 21,3%, что является положительной тенденцией.

Кредитная активность банков на протяжении всего 2009г. оставалась очень  низкой. На 1.11.2010г. кредиты физическим лицам увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009г. на 380 млрд руб. или 11,9%, Кредиты нефинансовым организациям за аналогичный период выросли на 831 млрд руб. (8,8%), а кредитным организациям -на 324 млрд руб. (42,4%).

Кредиторская задолженность организаций  и населения перед банками за 2009г. возросла только на 1,6%.

В последние месяцы 2009г. появились явные признаки сокращения просроченной задолженности. С 1 января по 1 апреля (без учета Сбербанка  России) просроченная задолженность  по кредитам нефинансовым организациям и населению снизилась на 1%. Руководством Банка России приняты решения по нормализации ситуации с просроченной задолженностью. Были предоставлены государственные гарантии, субординированные кредиты, механизм обмена облигаций федеральных займов на привилегированные акции. Просроченная задолженность организаций составила на 1.11.10г. 5,8%, кредитных организаций - 0,1%, физических лиц - 7,4%.

Предпринимаемые меры привели к  росту кредитного портфеля банковского  сектора в 2010г. на 10%.

В результате в середине 2009г. нижняя точка общеэкономического спада была пройдена, наблюдается  выход банковской системы из системного кризиса.

2.3. Зарубежные банковские  системы и факторы их воздействия  на банковскую систему РФ.

До Великой депрессии  банковское дело в США в значительной степени базировалось на Национальном банковском законе 1863 г. Великая депрессия вынудила законодателей принять законы, направленные на стабилизацию экономики. В 1933г. был принят Закон Гласса - Стигалла, который разделил депозитные и инвестиционные функции банков и ввел систему гарантирования вкладов при помощи основанной Федеральной корпорации страхования депозитов. Кроме гарантий вкладчикам Закон также вводил ограничения по процентным ставкам, которые банки могут платить по срочным и сберегательным вкладам. Кроме того был принят национальный закон о жилищном строительстве 1934г. который основал Федеральную корпорацию по страхованию сбережений и займов, чтобы гарантировать депозиты федеральных ссудо-сберегательных ассоциаций. Принятые тогда меры позволили банковской системе США отойти от кризисной черты и вновь выполнять свои функции.

Поскольку Закон вводил штрафы за досрочное изъятие средств  со сберегательных счетов и ограничивал  уровень процентных ставок по депозитам, вкладчики стали инвестировать преимущественно во взаимные фонды, на которые не распространялось данное ограничение. Взаимные фонды аккумулировали денежные средства инвесторов и использовали их преимущественно для покупки ценных бумаг.

В начале 1980-х гг. стало ясно, что депозитным институтам клиенты предпочитают другой тип посредничества, поэтому к 1986г. приняты законодательные акты, расширившие их полномочия и отменившие «потолок» для процентов по депозитам. Закон о депозитных учреждениях Гарна-Сент-Жермена увеличил лимиты потребительских кредитов для сберегательных институтов, позволили им предлагать конкурентные процентные ставки, что сдержало отток денежных средств из них.

Были разрешены ипотечные  кредиты с плавающей процентной ставкой. Согласно закону о налоговой реформе жилищная ипотека осталась единственным видом потребительского кредита, процент по которому освобождался от уплаты от налога. Именно поэтому ипотечные кредиты получили такую популярность в США. Предлагаемые меры расширили рамки, регулирующие деятельность финансовых институтов, позволив им осуществлять более рискованную деятельность. Тем ни менее правительство продолжало гарантировать сохранность депозитов, несмотря на высокие риски, которые начали брать на себя депозитные институты.

В 1999г. был принят Закон Гремма-Лича-Брайли, который внес в закон Гласса-Стигала поправки, ослабляющие ограничения коммерческих банков на инвестиционную деятельность, и тем самым косвенно способствовал еще более активному развитию процесса секъюритизации.

Американская модель секъюритизции активов использует так называемые ценные бумаги, обеспеченные ипотеками. В отличие от закладных они не учитываются в бухгалтерском балансе эмитента. Различают ценные бумаги, обеспеченные ипотечными закладными на частную недвижимость (residential mortgage-backed securities — RMBS), ценные бумаги, обеспеченные ипотечными закладными на коммерческую недвижимость (commercial mortgage-backed securities - CMBS).

Американская модель секъюритизации в форме MBS приводит к возникновению проблемы ассиметричности информации и вероятности неблагоприятного выбора при взаимодействии между участниками процесса секъюритизации. Причина ассиметричности состоит в том, что при выдаче ипотечных кредитов применяется схема, при которой последующий кредит использует в качестве обеспечения предыдущий. Так, банки, выдавая ипотечные кредиты и выпустив под них ценные бумаги, которые уже не числятся на балансе банка, считают свой долг выполненным. Это толкает банки на выдачу все более рискованных кредитов. Из общего объема закладных, равного 10 трлн дол., секъюритизированы и перепроданы 6,7 трлн дол. Из ипотечных кредитов категории «subprime» (имеют высокорискованные ипотечные кредиты) секъюритизировано — 85%. Соответственно, они были заинтересованы в масштабах кредитования, а не в надежности заемщика.

Таким образом, в результате расширения объемов кредитования за счет более рискованных кредитов и их последующей секъюритизации риск, сопряженный с инвестированием  в «среднюю» ипотечную ценную бумагу, все более повышался, но это не находило отражения в оценках рейтинговых агентств.

Современный глобальный кризис поразил большинство стран  и привел к сокращению реального  валового внутреннего продукта. Сокращение объема производства товаров и услуг  в мире в 2009г. оценивается в 0,8-1,0%.

По оценке страновых  статистических организаций и МВФ  в 2009г. ВВП США сократился на 2,4%, Евросоюза - на 4,2 , Японии на 5,0%. Во втором полугодии 2009г. падение инвестиций развитых стран в основной капитал прекратилось.

Кризис существенно повлиял на важный компонент ВВП - величину потребительских расходов, которые в 2009г. сократились на 1%.

Другой компонент ВВП - инвестиции в основной капитал  в 2008г. в развитых странах уменьшился на 2,1%, а в 2009г. — предположительно на 12,4%.

Таблица 510

Сравнительная динамика ВВП и инвестиций (в % к соответствующему периоду предыдущего года).

 

2007

2008

2009

1кв.

2кв.

Зкв.

4кв.

1кв.

2кв.

Зкв.

4кв.

год

ВВП

                   

Развитые экономики

                   

Евросоюз

2,9

2,4

1,7

0,6

-1,8

-5,0

-5,0

-4,3

-2,3

-4,2

США

2,1

2,5

2,1

0

-1,9

-3,3

-3,8

-2,6

0,1

-2,4

Япония

2,3

1,4

0,6

-0,3

-4,4

-8,4

-5,9

-4,9

-0,9

-5,0

БРИК

                   

Продолжение таблицы 5

Китай

13,0

10,6

10,1

9,0

6,8

6,1

7,9

8,9

10,7

8,7

Индия

9,0

8,9

8,2

7,8

4,8

4,1

6,0

6,7

н/д

5,6

Бразилия

6,1

6,3

6,5

7,1

0,8

-2,1

-1,6

-1,2

н/д

-0,4

Россия

8,1

8,7

7,5

6,0

1,2

-9,8

-10,9

-8,9

-2,5

-7,9

Инвестиции

                   

Развитые экономики

                   

Евросоюз

5,4

3,0

1,8

-0,9

-6,0

-11,2

-12,6

-11,9

-9,7

н/д

США

-2,2

-1,7

-2,4

-3,9

-7,6

-15,5

-16,9

-15,4

-10,7

н/д

Япония

-0,6

-4,4

-3,6

-4,8

-5,6

-13,9

-15,0

-15,8

-11,9

н/д

БРИК

                   

Китай

25,8

25,9

27,2

28,7

23,1

28,8

35,9

32,9

26,2

30,5

Индия

13,9

н\д

9,2

12,5

5,1

6,4

4,2

7,3

н/д

7,7

Бразилия

15,9

15,5

16,8

19,0

2,7

-14,2

-16,0

-12,5

н/д

н/д

Россия

21,0

23,5

17,4

12,1

-2,0

-16,3

-21,7

-20,9

-14,7

-18,2


 

Экономика Китая и  Индии, несмотря на финансовые проблемы в 2009г. выросли соответственно на 8,7 и 5,6 % при увеличении инвестиций в  основной капитал на 30,6 и 7,7%.

В России спад был наиболее глубоким по сравнению с развитыми экономиками: физический объем ВВП сократился на 7,9%.

Экономический кризис затронул и мировую торговлю. Сокращение мировой  торговли в 2009г. составило 12,3% против ее роста на 2,8% в предыдущем году. В  развитых экономиках предположительно экспорт упал на 13,5%, а импорт - на 12,1%.

По оценкам МВФ, заметно  снизился уровень сбережений и инвестиций. Так, если в 2007г. в развитых странах  сбережения составляли 20,7 % ВВП, то в 2008 г. -19,5, а в 2009г. - 16,9%. В еврозоне сбережения в 2009г. оценивались на уровне 18,6 % ВВП, в том числе в Германии — 19,8%, во Франции — 18,9, в Италии — 15,6%. Уровень инвестиций в развитых странах снизился с 21,5% ВВП в 2007г. до 21 % в 2008г. и 18,0% ВВП в 2009г. В США в прошлом году этот показатель должен был составить 15% ВВП, в еврозоне - 19,4, в том числе в Германии — 16,9, во Франции — 19,9, в Италии 18,1% ВВП.

Предпринимаемые меры по стимулированию экономики, как отмечалось в докладе МВФ, привели к росту  дефицита бюджета и государственного долга.

Таблица 611

Дефицит совокупного  государственного бюджета и государственный  долг в докладе в ряде ведущих стран (в % к ВВП).

Страна

Сальдо государственного бюджета («+» профицит; «-»дефицит)

Государственный долг

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

США

-2,8

-5,9

-12,5

-10,0

61,9

70,4

84,8

93,6

Великобритания

-2,6

-5,1

-11,6

-13,2

44,1

52,0

68,7

81,7

Япония

-2,5

-5,8

-10,5

-10,2

187,7

196,6

218,6

227,0

Канада

1,6

0,1

-4,9

-4,1

64,2

62,7

78,2

79,3

Страны еврозоны

-0,6

-1,8

-6,2

-6,6

65,7

69,2

80,0

86,3

Германия

-0,5

-0,1

-4,2

-4,6

63,4

67,1

78,7

84,5

Франция

-2,7

-3,4

-7,0

-7,1

63,8

67,5

76,7

82,6

Италия

-1,5

-2,7

-5,6

-5,6

103,5

105,7

115,8

120,1

Информация о работе Регулирование стабильности российской банковской системы в современных условиях