Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:15, курсовая работа
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении. Стабилизация роста денежной массы является залогом снижения темпов инфляции, обеспечения стабильного уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на национальную экономику самым результативным образом.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования банковских систем
Сущность банковской системы, ее структура и
принципы построения 7
Стабильность банковских систем и факторы, влияющие
на ее состояние 13
Теоретические концепции финансовой нестабильности экономических систем и трансформация банковских продуктов на
рынке капитала 16
Глава 2. Национальная банковская система РФ в условиях глобализации
Особенности становления и регулирования банковской системы Российской Федерации 18
Состояние банковской системы Российской Федерации в период выхода из финансового кризиса 23
2.3. Зарубежные банковские системы и факторы их воздействия на банковскую систему РФ…………………………………………………….......28
Глава 3. Совершенствование механизма регулирования стабильности банковской системы РФ в современных условиях
3.1. Проблемы регулирования стабильности банковской системы в
условиях глобализации 41
Модель реформирования банковской системы Российской Федерации в современных условиях 44
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………………………………...…52
В целях преодоления нынешнего кризиса в ряде стран были приняты экстренные национальные программы. В США это Troubled Assets Relief Program (TARP) в размере 700 млрд долл., которая первоначально была предназначена для выкупа «токсичных» активов, но в основном была использована для прямых вливаний в банки, страховые, ипотечные компании, а также для помощи автопроизводителям. В США был принят Financial Stability Plan (FSP) по выводу финансовой индустрии из кризиса объемом до 3 трлн долл., 100 млрд долл. выделило Министерство финансов из программы TARP. В марте 2009г. принята программа Public Private Investment Program, целью которой является очищение балансов банков за счет выкупа «плохих» активов и увеличение возможностей для кредитования.
В апреле 2009г. Правительство Японии одобрило третий пакет антикризисных мер в размере 15 трлн иен (150 млрд дол.), которые были потрачены в 2010 г. Из них на поддержку занятости направлялось 12,6%, на помощь финансовым институтам 20%, на электросбережение — 10,6%, на здравоохранение – 13,3%.
Для поддержания внутреннего спроса в Китае была принята государственная программа стимулирования ликвидности и стабилизации рынка капитала, а также внутреннего потребления из 30 пунктов с объемом инвестиций на сумму 4 трлн юаней (586 млрд дол.). Среди мер, направленных на преодоление спада - увеличение кредитной квоты для крупнейших китайских банков на 100 млрд юаней (14,5 млрд дол.); поддержка предприятий, планирующих операции по слиянию и поглощению; повышение минимальных закупочных цен на зерно и др.
В ходе анализа особенностей современного мирового финансового кризиса были выявлены основные факторы воздействия мировой банковской системы на российскую банковскую систему. К ним можно отнести проблемы долларизции и эвроизации экономики, объем рынка зарубежных банков, объемы экспортных и импортных сделок, участие зарубежных банков в капитале российских банков, отток капитала и др.
Усиление диспропорций в региональной структуре мировой торговли привело к превышению валового импорта товаров и услуг над валовым экспортом. В ряде стран наблюдается хронический дефицит счета текущих операций платежного баланса, компенсируемый ростом внешнего долга. С другой стороны, страны с положительным сальдо счета текущих операций аккумулируют финансовые ресурсы и выступают в качестве экспортеров капитала. Финансовому рынку присущи проблемы, связанные с колоссальными объемами трансграничного перелива капиталов, подчиняющиеся экономическим импульсам (перелив в те регионы, где высокая доходность капитала и низкое налогообложение). Россия является одним из крупнейших должников на международном рынке, с другой - активным экспортером капитала за рубеж.
Таблица 7
Крупнейшие страны – экспортеры и страны – импортеры капитала в 2009 г.
Крупнейшие страны — экспортеры капитала |
Крупнейшие страны - импортеры капитала | ||
Страна |
Доля, % |
Страна |
Доля, % |
Китай |
23,4 |
США |
41,7 |
Германия |
13,3 |
Испания |
7,3 |
Япония |
11,7 |
Италия |
7,0 |
Норвегия |
4,8 |
Франция |
3,9 |
Россия |
4,7 |
Австралия |
3,7 |
Швейцария |
3,6 |
Канада |
3,6 |
Республика Корея |
3,5 |
Греция |
3,5 |
Тайвань |
3,5 |
Прочие страны |
29,3 |
Нидерланды |
3,4 |
||
Сингапур |
2,8 |
||
Кувейт |
2,8 |
||
Малайзия |
2,4 |
||
Прочие страны |
20,1 |
Глубокая недокапитализированность внутренней экономики сочетается с инвестированием российских корпораций по всему миру.
Процессы либерализации и снятие ограничений на движение капитала привели пропорцию между внутренними и трансграничными операциями к соотношению 50:50. В 2004г. 67% операций российские участники валютного рынка проводили между собой и только 33%- с нерезидентами.
Сохранение режима управляемого валютного курса в большинстве стран с положительным сальдо торгового баланса позволяет их центральным банкам увеличивать валютные резервы за счет интервенций на внутреннем валютном рынке. Однако, расширяя, таким образом, возможности по рефинансированию банковского сектора, многие из этих стран в той или иной степени придерживаются режима управляемого валютного курса. На конец апреля 2008г. 81 страна использовала ту или иную форму привязки валютного курса, 44 страны — управляемое плавание и лишь 40 стран (в подавляющем большинстве — развитые и наиболее развитые среди развивающихся стран — режим свободного плавания национальной валюты12. При этом сохранение регулирования валютного курса развивающимися странами, играющими большую роль в мировой торговле (Китай, страны Персидского залива, Россия), привело к поддержке мировой валютной системы, в которой доллар США выполняет функцию мировой резервной валюты. Чтобы защитить национальную валюту от оттока капитала и снизить нагрузку на международные резервы, рядом центральных банков развивающихся стран принимались решения о повышении ключевых ставок.
Проблема долларизции и эвроизации экономики различных государств. По данным ФРС, обращающиеся за рубежом доллары составляют 55-57% объема выпущенных в США банкнот. Высокая степень долларизации экономики определяется как 30%-ная доля долларовых депозитов в денежном агрегате М2, высокие валютные наличные сбережения населения и использование иностранных валют в теневой экономике. Наряду с Аргентиной, Боливией, Камбоджей, Перу, Турцией и Уругваем, Россия относится к категории стран с высокой степенью долларизации.
В 2007г. в России снизилась доля доллара в национальных валютных резервах с 60 до 53%. Для сравнения можно использовать аналогичную динамику в Китае - с 68 до 40% в 2006г., в Швеции — с 37 до 20%. Однако в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009гг. в России усилилась долларизация и евроизация экономики в связи с повышением темпа инфляции (13,5% в 2008г.) и инфляционных ожиданий, а также для погашения внешнего долга корпораций и банков. В 2009г. вновь повысился интерес к конверсионным валютным операциям (в январе 2009г. доля депозитов во вкладах физических лиц составила 26,7%).
Постепенное ослабление роли американского доллара связано с изменением соотношения сил на мировой арене. По мере экономического и политического усиления Евросоюза, Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии растет стремление сузить сферу функционирования доллара, чтобы ликвидировать систему безвозмездного присвоения Соединенными Штатами части национального богатства, созданного в других странах. В результате растет роль национальных и региональных валют в обеспечении мирового оборота товаров и капиталов.
Глобальная экономика — поле деятельности мощных компаний финансового и нефинансового сектора, но пока даже крупнейшие российские банки не добились глобальной конкурентоспособности. Крупнейшие российские компании вынуждены уходить на обслуживание в иностранные финансовые организации, т. к. российские банки не могут привлечь и предоставить необходимые этим компаниям финансовые ресурсы.
Низкая эффективность использования иностранного капитала в России обусловлена тем, что почти все ввезенные ссудные ресурсы были направлены на обслуживание ранее взятых займов. Вместо использования иностранного капитала на обновление основного капитала отечественных предприятий, он шел на приобретение контроля над рядом системообразующих отечественных предприятий.
Значительная часть иностранного ссудного капитала, будучи привлеченной под среднюю ставку около 9% (что существенно превышало темпы роста отечественного ВВП), впоследствии через бюджетно-налоговую систему трансформировалась в вывоз инвестиций по государственной линии под 3-4%. Стоимостные характеристики импорта и экспорта капитала РФ необходимо сопоставлять с международными и внутрироссийскими финансовыми показателями.
Банки, контролируемые иностранным капиталом, в конце 2006г., формировали около 12,1% активов сектора. В 2007г. присутствие иностранного капитала стало более ощутимым: по итогам 2007г. на банки, где нерезиденты контролируют более 50%, приходится 17,2% активов.
Значительная часть пришедших иностранных банков предпочла специализироваться на отдельных сегментах — потребительском (БНП Париба) или ипотечном кредитовании (Городской ипотечный банк), инвестбанкинге (Дойче банк). В России запрещено открытие прямых филиалов иностранных банков, и иностранные банки выбирают среди оставшихся вариантов выхода на российский рынок— развитие дочерних организаций и приобретение российских банков.
Банки, контролируемые иностранным капиталом в 2009г., сохранили свои позиции на российском рынке банковских услуг. Доля этой группы банков в активах банковского сектора снизилась в данный период с 18,7 до 18,3%. Объем кредитов, предоставленных указанными банками нефинансовым организациям, сократился за 2009г. на 10,7%, физическим лицам - на 4,0%, а доли таких кредитов в их общем объеме по банковскому сектору на 1.01.2010г. составили 14,8 и 25,1% соответственно (на 1.01.2009г. - 16,6 и 23,3% соответственно).
Количество кредитных
организаций, контролируемых нерезидентами
(кредитные организации с
Удельный вес просроченной задолженности в корпоративном кредитном портфеле банков, контролируемых нерезидентами, вырос за 2009год с 2,1 до 8,3%, а в портфеле кредитов физическим лицам — с 4,7 до 9,5%.
Контролируемые иностранным
капиталом банки увеличили
Банки, контролируемые нерезидентами,
продолжали поддерживать серьезные
позиции в межбанковском
В 2009г. российские банки существенно изменили структуру своих операций на мировом денежном рынке. В течение большей части 2009года российские банки сокращали объем межбанковских кредитов и депозитов, привлеченных у банков-нерезидентов. Объем средств российских банков, размещенных в банках-нерезидентах, в 2009году колебался при некотором преобладании повышательной динамики. Вследствие этого чистые заимствования российских банков у банков- нерезидентов устойчиво сокращались - и в конце 2009года российские банки впервые за последние шесть лет стали нетто-кредиторами по межбанковским операциям с банками нерезидентами.
Внешние пассивы банков в 2009г. сократились на 43,3 млрд долларов США преимущественно за счет погашения краткосрочных ссуд и депозитов в отсутствие новых масштабных заимствований за рубежом. Прямые иностранные инвестиции в российский банковский сектор увеличились на 6,4 млрд дол. США в основном за счет реинвестирования доходов, портфельные инвестиции — на 1,0 млрд дол. Обязательства банков по финансовым производным инструментам снизилась на 13,1 млрд дол., а требования - на 9,9 млрд дол.
В 2009году долг Российской
Федерации (перед нерезидентами) после
активного наращивания в
В структуре резервных активов 94,9% приходилось на иностранную валюту, СДР и резервную позицию в МВФ. Уровень международных резервов на конец 2010г. был достаточен для финансирования российского импорта товаров и услуг в течение 21 месяца.
Развитие банковского сектора РФ в 2009-2010 гг сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить основные:
-рост зависимости
отечественных банков от
-сохранение низкого
уровня капитализации
<p class="dash041e_0441_043d_
Информация о работе Регулирование стабильности российской банковской системы в современных условиях