Роль банковской системы в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

В экономике современной России банковская система занимает особое место. За 20 лет динамичного развития в ней произошли принципиальные, масштабные,качественные организационные, структурные и технологические изменения. Все без исключения экономические субъекты – юридические и физические лица – постоянно контактируют с кредитными организациями. Они могут выступать в той или иной форме собственниками банков, их сотрудниками, контрагентами или клиентами. Совсем недавно лишь незначительная часть населения была клиентом, в основном вкладчиком, сберегательного банка РФ. Сегодня в России действует около тысячи банков, более 900 из них имеют право обслуживать физических лиц. Число банковских услуг и продуктов постоянно растет. Появляются новые электронные услуги. Знание основ банковского дела необходимо сегодня не только специалистам финансово-кредитной сферы, но и каждому человеку.

Файлы: 1 файл

diplom_glava_1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В 1839г. по проекту П.Д.Кисилева в селах, населенных государственными крестьянами, появились сберегательные кассы. Эти кассы аккумулировали вклады без всяких ограничений не только крестьян, но и представителей всех сословий, проживавших в казенных селениях. Средства, собранные сберегательными кассами, направлялись в учрежденные в том же году вспомогательные кассы. Последние имели своей задачей выдавать мелкие ссуды государственным крестьянам под поручительства их односельчан и под наблюдением волостных правлений.

Начиная с 1830-х гг., в период правления Николая I , в России стали открываться банки, организованные на целевых взносах от общественных организаций (городов и земств) и на пожертвованиях от частных лиц. Эти банки учреждались как с целью «вспомоществования» торговым оборотам местного купечества и промышленно - кустарного промысла своих территорий, так и для содержания «на получаемые проценты» благотворительных заведений типа сиротских домов, домов призрения для престарелых и увеченных, общественных богаделен, больниц и школ [25,с.54].

Идеи экономического либерализма, охватившие Россию в середине 1850-х гг., привели к ликвидации системы старых казенных банков. В Россию пришла третья волна «иностранной экспансии» и соответственно наступил период кардинальных финансовых преобразований. В их основе лежали идеи западной экономической мысли – манчестерской школы политической экономии, согласно которой экономическое развитие – это естественный процесс, не требующий какого-либо вмешательства государства. Ставка делалась на частный интерес, акционирование промышленности, торговли и банков, а также на привлечение в страну значительного иностранного капитала.

При организации в Российской империи Государственного банка бралось самое лучшее из опыта функционирования европейских государственных банков. В частности, для выполнения государственным банком функций кредитора последней инстанции заимствовался опыт Банка Англии, для выполнения функций регулятора денежного обращения («правило золотой точки») – опыт Банка Франции; для выполнения функций кредитора промышленно-торговой деятельности и финансирования сельского хозяйства – опыт Рейхсбанка Германии.

Банковская система Российской империи развивалась по сценарию, учитывающему особенности организации и направление функционирования разнообразных форм (государственных, общественных и частных) кредитных организаций России. Она была построена на основе принципов функционирования трехуровневой модели, доминирующей организационной формой развития которой являлись не государственные или коммерческие банки, а микрофинансовые институты кредитной кооперации. Именно они охватывали недорогим кредитом население страны, содействуя тем самым росту совокупного спроса в российской экономике и обеспечивая России самые высокие темпы экономического развития в мире перед Первой мировой войной.

I уровень – государственные кредитные организации – Государственный банк, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Московская и Санкт - Петербургская ссудные казны и 8553 сберегательные кассы. На них приходилось 28,5% всех кредитных институтов, 40,3% совокупных активов, 42,9% привлеченных депозитов, 39,9% всех учетно-ссудных операций и 11,3% совокупного собственного капитала.

II уровень – универсальные и специализированнее кредитные организации – универсальные кредитные организации коммерческого кредита  ( 47 акционерных коммерческих банков, 18 частных ломбардов и 10 акционерных земельных банков); специализированные кредитные организации ( 1108 обществ взаимного кредита, 367 городских общественных банков, 105 городских ломбардов, 33 городских кредитных общества, 7 взаимно – общественных земельных банков, 6 городских сословных банков и 6 сельских общественных банков). На кредитные организации II уровня приходилось 5,6% всех кредитных институтов, 55,6% совокупных активов банковской системы, 79,9% всех займов, 78,3% совокупного собственного капитала, 54,6% учетно-ссудных операций, 50,1% привлеченных депозитов. При этом 45% всех учетно-ссудных операций, почти 76% привлеченных депозитов было сосредоточено в коммерческих банках.

III уровень – микрофинансовые институты кредитной кооперации – 9952 кредитных и 3528 ссудо-сберегательных товариществ, 6476 крестьянских сословных кредитных организаций, 203 земские кассы, 11 союзов мелкого кредита и 2 кооперативных банка. На них приходилось 65,9% всех кредитных институтов, 4,1% совокупных активов, 10,4% совокупного собственного капитала, 5,5% учетно-ссудных операций, 7% привлеченных депозитов.

Во время гражданской войны, когда в стране произошел переход к системе бюджетного финансирования через органы Наркомфина, отпала надобность в кредите и банковская система в России была полностью ликвидирована.

Трехуровневая банковская система в России была восстановлена в период новой экономической политики (НЭП), что позволило к октябрю 1926 г. восстановить разрушенное войной и революцией народное хозяйство и практически решить проблемы занятости населения.

I уровень – государственные кредитные организации СССР -Государственный банк, Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк и 7362 сберегательные кассы, на которые приходилось 67% всех балансовых средств банковской системы страны и 78% всех выданных в стране кредитов.

II уровень – специализированные кредитные организации СССР – Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк, 6 республиканских сельскохозяйственных банков, Центральный сельскохозяйственный банк, Центральный коммунальный банк, 2 кооперативных банка, 280 обществ взаимного кредита и 45 коммунальных банков, на которые приходилось  20,2% всех балансовых средств и 16% все выданных кредитов.

III уровень – микрофинансовые институты кредитной кооперации – 10000 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ и 64 общества сельскохозяйственных кредитов, на которые приходилось 12,8% всех балансовых средств и 6% всех выданных кредитов крестьянских и кустарным хозяйствам и кооперативам сельских граждан.

Отход от трехуровневой системы произошел в стране в период кредитной реформы 1930-1932гг. В тот период все краткосрочное кредитование было сосредоточено в Госбанке СССР. Усиление его роли в экономике страны сопровождалось реорганизацией специализированных банков в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

В результате организации специальных банков по безвозвратному финансированию и долгосрочному кредитованию капитальных вложений различных отраслей народного хозяйства были четко разграничены сферы деятельности специальных банков и учреждений Госбанка. Краткосрочное кредитование народного хозяйства сосредоточилось в Госбанке СССР, а финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений – в Промбанке, Сельхозбанке, Торгбанке, Цекомбанке и местных коммунальных банках. Учреждения Госбанка могли заниматься финансированием и долгосрочным кредитованием лишь по поручению соответствующего специального плана и при наличии проектно-сметной документации сооружаемых объектов.

В 1950-х – начале 1960-х гг. завершается создание советской банковской системы. В 1954г. Госбанк СССР выделяется из системы Министерства финансов СССР. В 1957г. ликвидируется Торгбанк, в 1959г. – Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки. Их функции передаются Госбанку и учрежденному Стройбанку, созданному на базе Промбанка. В этот же период Стройбанк выделяется из системы Министерства финансов СССР. С 1 января 1963г. из Министерства финансов СССР в Госбанк полностью передается вся система сберегательных касс.

К середине 1960-х гг. в СССР окончательно сложилась чисто государственная банковская система, просуществовавшая в форме Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Внешторгбанка СССР и Гострудсберкасс СССР чуть менее четверти века. В 1988г. была провозглашена реорганизация действовавшей банковской системы страны, на основе которой была образована двухуровневая банковская система.

I уровень – Госбанк СССР и специализированные банки – Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР;

II уровень – кооперативные банки и коммерческие.

После постановления Правительства СССР «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» от 31 марта 1989 г. № 280 институциональной основой банковской системы становится акционерный коммерческий банк. Институт государственных специализированных  и кооперативных банков был упразднен, их структуры преобразованы в коммерческие банки путем разгосударствления и акционирования. К концу 1990г. в СССР число коммерческих банков превысило тысячу.

В ходе «парада суверенитетов» в СССР стали формироваться республиканские банковские системы. Банковская система РСФСР возникла 2 декабря 1990г. и опиралась на собственные законы « О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Основой банковской системы РСФСР выступал коммерческий банк, формируемый «на основе любой формы собственности,  предусмотренной законодательством РСФСР» и осуществляющий свою деятельность на коммерческой основе [26,с.89].

В России начался четвертый этап «иностранной интервенции» в банковском секторе. С принятием в 1995г. Федерального закона № 65-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР»» появилась возможность дальнейшего развития банковского сектора России и системы самого Центрального банка РФ. Федеральный закон зафиксировал независимый статус Банка России и подробно регламентировал отношения Центрального банка РФ с федеральными органами государственной власти. Существенным моментом нового банковского закона стало установление запрета на предоставление кредитов правительству РФ для финансирования федерального бюджета, а также на покупку Банком России государственных ценных бумаг при их первичном размещении, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом о бюджете [30, с.95].

В начале 1996г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»», послуживший очередным этапом коммерциализации банковской системы России. В данном законе было введено разграничение между банком и небанковской кредитной организацией. Исключено ограничение на размер доли уставного капитала, которая может находиться в собственности одного учредителя. Ранее такая доля для одного участника кредитной организации ограничивалась 35%.

В середине 2002г. был принят ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (№86-ФЗ), который повысил прозрачность деятельности Центрального банка за счет усиления государственного контроля. Для этих целей был создан Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России, ответственный за внешний контроль за его деятельностью без права вмешательства в оперативную деятельность банка.

В настоящее время в России де-юре действует двухуровневая банковская система, но после принятия ФЗ « О кредитных потребительских кооперативах» (2011) банковская система страны де-факто стала приобретать отдельные черты трехуровневой модели:

I уровень (верхний) с активами 15482,6 млрд. руб. – Центральный банк РФ и его структурные подразделения (центральный аппарат, Главная инспекция кредитных историй, 22 департамента и 3 главных управления, 1 МГТУ Банка России, 58 главных управлений, 20национальных банков и 630 расчетно-кассовых центров);

II уровень (промежуточный) с активами 28691,9 млрд. руб. – универсальные коммерческие банки, имеющие право на осуществление банковских операций (1015 банков, в их числе 228 кредитных организаций с иностранным участием) и 51 небанковская кредитная организация [43];

III уровень (нижний) с активами около 30 млрд. руб. – кредитная (потребительская и сельскохозяйственная) кооперация России, в которой в настоящее время насчитывается 680 тыс. пайщиков.

 

1.2 Цели, функции и организационное построение Банка России

 

Банк России (Центральный банк РФ) является главным банком страны – «Банком банков» [18,с.5]. В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Правовой статус Центрального банка РФ:

-Банк России является юридическим лицом;

-функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти;

-Банк России – особый институт, обладающий исключительным правом  денежной эмиссии и организации денежного обращения;

- уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью;

- Банк России обладает финансовой  независимостью, т.е. осуществляет свои  расходы за счет доходов;

- государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;

- Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней  не имеют права вмешиваться  в деятельность Центрального банка РФ.

Цели деятельности Банка России:

- защита и обеспечение устойчивости  рубля;

- развитие и укрепление банковской  системы России;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Большая часть прибыли (75%), фактически полученной Банком Росси по итогам 2009,2010 и 2011 гг., остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, после утверждения годовой финансовой отчетности Советом директоров перечисляется Банком России в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Налоги и сборы уплачиваются банком России и его организациями в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Информация о работе Роль банковской системы в развитии экономики