Роль банковской системы в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

В экономике современной России банковская система занимает особое место. За 20 лет динамичного развития в ней произошли принципиальные, масштабные,качественные организационные, структурные и технологические изменения. Все без исключения экономические субъекты – юридические и физические лица – постоянно контактируют с кредитными организациями. Они могут выступать в той или иной форме собственниками банков, их сотрудниками, контрагентами или клиентами. Совсем недавно лишь незначительная часть населения была клиентом, в основном вкладчиком, сберегательного банка РФ. Сегодня в России действует около тысячи банков, более 900 из них имеют право обслуживать физических лиц. Число банковских услуг и продуктов постоянно растет. Появляются новые электронные услуги. Знание основ банковского дела необходимо сегодня не только специалистам финансово-кредитной сферы, но и каждому человеку.

Файлы: 1 файл

diplom_glava_1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

-совершенство законодательной  базы;

-проводимая Банком России кредитная  политика;

-степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

-исторически сложившиеся особенности  организации банковского надзора  в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

-под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

-под эгидой правительства, как  правило, в лице министерства  финансов (Франция);

-независимое агентство несет  ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

-смешанный тип организации, например  в США – Федеральная резервная система (ФРС), Федеральная корпорация депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой и более либеральный. На практике чаще используется сочетание этих методов. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор».

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения и запреты ( например запрет на проведения страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки).

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ РФ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативные методы путем издания специальных инструкций и организации контроля над их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся прежде всего на законах «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и нормах медународного банковского права. Они предполагают использование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением законодательства и инструкций ЦБ РФ.

В структуре Банка Росси действуют специальные подразделения – Департамент банковского регулирования и надзора и Главная инспекция кредитных организаций. Надзор над деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

-анализ отчетности коммерческих  банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

-проверка отдельных направлений  деятельности или кредитной организации  в целом представителем банка  России (ревизия на месте);

-проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России;

-стресс-тестирование, направленное  на проверку и мониторинг кредитных  организаций с наиболее высокой  концентрацией рисков.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

-взыскать штраф;

-назначить временную администрацию  для управления проблемным банком;

-отозвать лицензию на право  осуществления банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

-постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

-введение системы «раннего оповещения»  и «быстрого реагирования» на  появление проблемных кредитных  организаций;

-укрепление банковского менеджмента;

-совершенствование методов банковского регулирования и надзора;

-ограничение деятельности финансово несостоятельных кредитных организаций.

Совершенствование регулирования и надзора банка России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.

С 31 декабря 1999г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

-баланс;

-отчет о прибылях и убытках;

-размер капитала;

-норматив достаточности капитала (Н1 );

-величину резервов на возможные  потери по ссудам и иным активам.

Как показала российская история, банковская система России формировалась на основе заимствования западного опыта организации финансовых институтов. При этом в России приживались лишь те из них, которые в условиях неразвитого кредитного рынка страны могли функционировать с наибольшей эффективностью не для своих учредителей, а для экономики страны в целом.

Трехуровневая банковская система России – это институциональная основа всей системы организованного кредита, которая может обеспечить стабильность экономического и финансового развития страны. Деятельность банков как проводников денежно-кредитной политики направлена исключительно на соблюдение формализованных нормативов, требование выполнения которых зачастую носит выборочный характер.

В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013г. до 5-6%,в 2014 и 2015 гг. – до 4-5%. Реализация денежно-кредитной политики основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Таким образом, процентная политика играет ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.

Одной из основных задач Банка России является обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики, таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования механизма денежно-кредитной политики.

Банк России содействует развитию рынка производственных финансовых инструментов, предоставляющих субъектам экономики возможность по хеджированию курсового и процентного рисков. Банк России также уделяет внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

Деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора определяется требованиями российского законодательства и задачами по укреплению стабильности банковской системы Российской Федерации и повышению уровня защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Приоритетом Банка России на период 2013-2015 гг., является приведение системы банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с международными стандартами, установленными, в том числе документами Базельского комитета по банковскому надзору.

Будет продолжена работа по развитию и реализации содержательных подходов к оценке экономического положения банков в целях выявления проблем в их деятельности на ранних стадиях возникновения и своевременного применения необходимых корректирующих мер.

Совершенствование практики банковского надзора, а 2013-2015гг. будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- интенсификация надзора с учетом  профиля и уровня принятых  рисков, прозрачности осуществляемой  деятельности и возможного негативного влияния ситуации в кредитных организациях на системную устойчивость банковского сектора;

- проведение надзорных мероприятий  по снижению концентрации рисков, в том числе на собственников  кредитных организаций, связанных  с банками лиц и связанных заемщиков;

- оценка соответствия систем  корпоративного управления и  управления рисками кредитных  организаций характеру и масштабам  их деятельности, профилю и величине  принятых рисков, включая риски, связанные с применением кредитными  организациями информационных технологий;

- развитие системы оценки устойчивости  кредитных организаций и банковских  групп на консолидированной основе.

В предстоящие годы повышенное внимание будет уделяться вопросам оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивость банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресстестирования.

В 2013-2015гг. продолжится развитие инспекционной деятельности. Завершится формирование единой централизованной структуры инспектирования Банка России.

 

 


 



Информация о работе Роль банковской системы в развитии экономики