Роль центрального банка в формировании банковской инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, на сегодняшний день банковский рынок России представлен множеством банков как полостью контролируемых иностранными собственниками, банков со смешанным участием российского и западного капитала, так и отечественных. Следует отметить, в 2011 году в банковской системе России продолжилась тенденция к сокращению числа банков. Некоторое улучшение институциональной среды банковского сектора, а также перспектив его развития, привело к тому, что в 2011 году на рынок вышли два новых банка (ЗАО «Банк содействия малому бизнесу», ООО «Джаст Банк»). В 2010 году в стране появился только один новый банк (ООО «Фольксваген Банк РУС») .
Целью исследования является проведение комплексного анализа функций и места Центрального банка в формировании банковской инфраструктуры.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Роль Центрального банка Российской Федерации в развитии банковской инфраструктуры 5
1.1. Банковская инфраструктура 5
1.2. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности 10
Глава 2. История банковского рынка 18
2.1. История банковского рынка с начала 1980 гг по 2004 г. 18
2.2. История банковского рынка с 2004 г. и по настоящее время 29
Глава 3. Перспективы развития банковской системы России 34
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc.docx

— 121.55 Кб (Скачать файл)

- совместно с Правительством  РФ разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики;

-  обслуживает счета бюджетов;

-  осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации13.

Важное направление компетенции  ЦБ РФ заключается в том, что Центральный  банк является органом государственного контроля и надзора в сфере  кредитно-денежного обращения. Что означает, Банк России:

- во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;

- во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность;

- в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Для дальнейшего совершенствования  действующий системы государственной  регистрации кредитных организации  и лицензирования кредитных организаций  была принята инструкция «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»14 В данной инструкции усилены возможности использования инструментария банковского надзора на стадии рассмотрения вопроса о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций; упрощается ряд административных процедур регулирования деятельности кредитных организаций, что оказывает позитивное влияние на качество банковских услуг и снижение издержек кредитных организаций.15

Для регулирования банковской деятельности ЦБ РФ использует следующие методы денежно-кредитной политики:

  • процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

ЦБ РФ может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Он использует процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки.

При проведении учетной (дисконтной) и ломбардной (залоговой) политики ЦБ РФ выступает в роли кредитора  по отношению к коммерческим банкам. Средства предоставляются при условии  переучета векселей банков (дисконтная политика) или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Такие  кредиты называются редисконтными, или ломбардными. Ставку по таким кредитам называют официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой.

По закону ЦБ РФ вправе манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность  установления «цены кредита» выступает  как метод влияния на кредитную  систему, как рычаг, регулирующий спрос  и предложение на рынке капиталов. Так, повышение учетной ставки (ее часто называют ставкой рефинансирования) вызывает сокращение объема заимствований у ЦБ РФ и удорожание коммерческого кредитования. Предложение денег снижается. Понижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Результативность рассматриваемого метода зависит от многих факторов, в первую очередь от финансового  состояния коммерческих банков, наличия  у них свободных ликвидных  ресурсов.

Именно это определяет частоту их обращений к ЦБ РФ за кредитами и величину испрашиваемых  средств. Однако роль учетной политики не ограничивается данной функцией. Если манипулирование учетной ставкой  не дает должного эффекта, то это еще  не означает, что применение метода потеряло смысл. Во-первых, учетная  политика, проводимые в ее рамках меры сказываются на эффекте других регулирующих воздействий ЦБ РФ на денежно-кредитную  сферу (операций на открытом рынке, эффекте  политики минимальных резервов). Во-вторых, учетная политика ЦБ РФ является для  других хозяйствующих субъектов  индикатором действий правительства  в области денежно-кредитных отношений.

Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство  намерено свертывать деловую активность. И наоборот.

Учетная политика ЦБ РФ может  дополняться другими методами. Например, он вправе изменять состав ценных бумаг, которые используются в учетных  и ломбардных операциях. В качестве залога обычно используются высоколиквидные  и надежные государственные ценные бумаги.

Операции в сфере кредитных  отношений требуют определенного  страхования. Нередко банки, увлекаясь  кредитной экспансией, попадают в  тяжелую ситуацию. Крах одного неизбежно  сказывается на положении других из-за денежной взаимосвязанности внутри банковской системы. Это послужило  поводом к изданию законов  о защите интересов вкладчиков. Так  практически реализовалась идея о создании системы минимальных  резервов, т.е. определенных денежных сумм, которые коммерческим банкам предписывается держать на счетах ЦБ РФ. Эти резервы хранятся в ЦБ РФ на бессрочных вкладах.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах  от объемов депозитов. Они различаются  по величине в зависимости от видов  вкладов (по срочным они ниже, чем  по вкладам до востребования) и в  зависимости от размеров банков (для мелких они обычно ниже, чем для крупных). Надо отметить, что в современных условиях обязательные резервы выполняют не только функцию страхования вкладов. Они служат для реализации контрольных и регулирующих функций ЦБ РФ, а также для межбанковских расчетов.

Механизм действия политики минимальных резервов достаточно прост: ЦБ РФ, повышая величину обязательного  резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая –  стимулирует. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как затрагивает  основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому обычно этот метод используется в сочетании с другими нормами  кредитного регулирования.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

В настоящее время основным инструментом денежно-кредитной политики становятся операции на открытом рынке  ценных бумаг – купля-продажа  ЦБ РФ казначейских векселей, государственных  облигаций, прочих государственных  ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а  также краткосрочные операции с  указанными ценными бумагами с совершением  позднее обратной сделки.

Путем покупки или продажи  казначейских обязательств ЦБ РФ может  осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему страны, либо изымать их оттуда. Такие операции обычно проводятся совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема их проведения следующая.

Если на денежном рынке  наблюдается излишек денежной массы, то ЦБ РФ ставит задачу по его ограничению  или ликвидации.

Для этого он начинает активно  предлагать государственные ценные бумаги банкам или населению, которые  покупают их через дилеров. Поскольку  предложение увеличивается, то рыночная цена бумаг падает, а процентные ставки по ним растут. Соответственно возрастает их привлекательность для  покупателей и начинается их активная скупка. Это приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Последнее, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Если же ощущается недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ РФ проводит обратную политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно скупает государственные  ценные бумаги у банков и населения. Тем самым увеличивается спрос  на них, возрастает их рыночная цена, падает процентная ставка по ним. Это делает бумаги непривлекательными для владельцев; население и банки начинают их активно продавать. В конечном счете это приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Операции на открытом рынке  позволяют ЦБ РФ активно вмешиваться  в развитие кредитно-денежной сферы. Это выгодно отличает данный метод  от предыдущего, поскольку при проведении учетной политики роль ЦБ РФ относительно пассивна: решение о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг, принимают коммерческие банки. К тому же операции на открытом рынке  по своей природе вполне рыночный инструмент. ЦБ РФ, участвуя в торгах, является равноправным агентом рынка  – таким же, как и все другие его участники.

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ РФ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ РФ.

Под валютными интервенциями  ЦБ РФ понимается купляпродажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

ЦБ РФ может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из Основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики.

В ряде случаев ЦБ РФ использует в качестве инструмента денежно-кредитной  политики прямые количественные ограничения  – устанавливает лимиты на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных  банковских операций. Эти ограничения  ЦБ РФ вправе использовать только по отношению  ко всем кредитным организациям и  только в исключительных случаях  после консультаций с Правительством РФ.

Наконец, в целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ может  от своего имени осуществлять эмиссию  облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. При  этом предельный размер общей номинальной  стоимости таких облигаций всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров ЦБ РФ решения  об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница  между максимально возможной  суммой обязательных резервов кредитных  организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.16

Таким образом, Центральный банк РФ занимает особое место в регулировании банковской деятельности, поскольку является главным банком страны и в связи с этим наделен особым статусом. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.

 

 

Глава 2.  История банковского рынка

2.1. История банковского рынка с начала 1980 гг по 2004 г.

Становление российской банковской системы началось еще в период существования Советского Союза  – объявленный в середине 80-х  годов курс на рыночные преобразования экономики требовал внесения кардинальных изменений и в существовавший финансовый сектор, первым шагом на пути к созданию новой банковской системы стало появление в 1987 г. ряда спецбанков. Годом позже – в 1988 г. – был зарегистрирован первый коммерческий банк, а еще через несколько лет – в течение 1991-1992 гг. – под руководством Банка России (принявшего на себя после распада СССР полномочия Госбанка СССР) в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков создается широкая сеть коммерческих банков. Так за достаточно короткое время одноуровневая банковская система (имевшая место в социалистической системе хозяйствования) превратилась в двухуровневую, включающую центральный банк (Банк России) и разветвленную сеть коммерческих банков.

Более или менее успешное развитие молодой российской банковской системы продолжалось сравнительно недолго – ее десятилетие ознаменовалось жесточайшим кризисом, поставившим  ее на грань полного уничтожения.

В первые годы темпы появления  новых коммерческих банков были довольно значительны: к началу 1993 г. количество банков составляло 1715, а к началу 1994 г. их насчитывалось уже более 2 тыс. Развитие банковского сектора  в России в этот период происходило  на фоне глубочайшего экономического спада и высокой инфляции.

Причиной стремительного роста количества банковских учреждений являлась возможность получения  в банковском бизнесе значительных доходов. В этой связи обращают на себя внимание несколько обстоятельств.

К началу 1994 г. отечественная  банковская система (исключая Сбербанк) имела следующие характеристики:

Информация о работе Роль центрального банка в формировании банковской инфраструктуры