Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в развитии теоретических и методологических основ процесса МДК в качестве экономической категории, а также в определении способов формирования эффективной системы его регулирования государством.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
исследование понятия МДК, его сущности, причин возникновения, характерных черт и форм проявления;
рассмотрение «нетипичных» форм движения капитала;
изучение основных видов и методов регулирования МДК;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………..5
1.1. Сущность и причины возникновения международного движения
капитала……………………………………………………………………….5
1.2. Характерные черты международного движения капитала и его
основные формы……………………………………………………………...7
1.3. "Нетипичное" движение капитала…………………………………………..9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
КАПИТАЛА………………………………………….………………14
2.1. Государственное регулирование международного движения
капитала……………………………………………………………………...14
2.2. Международное (международно-правовое) регулирование
международного движения капитала……………………………………...19
2.3. Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах………….21
2.4. Последствия миграции капитала для стран экспортеров и
импортеров капитала………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЛИ СЭЗ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………28
3.1. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом
движении капитала………………………………………………………….28
3.2. Роль и проблемы оффшорных зон………………………………………....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
В связи с тем, что
миграция капитала оказывает
существенное влияние на
1.3. «Нетипичное» движение капитала
Кроме обычных, «законных» существуют и другие причины и формы вывоза капитала, связанные с понятиями «утечка» или «бегство» капитала. Речь в данном случае идет, как правило, о нелегальных или полулегальных каналах и формах ухода капиталов из страны. Бегство капитала при этом связывают обычно с ситуацией массового оттока из страны частных капиталов любого характера и любой срочности в связи с теми или иными проявлениями странового риска (нарастание экономической и/или политической нестабильности и/или опасности обесценения национальной валюты). Применительно к России в период с начала 90-х гг. можно говорить о широкомасштабной практике скрытого (т.е. недоступного для органов государственного контроля) вывоза резидентами своих доходов и, как результат, устойчивой утечки из страны инвалютных ресурсов. Это связано не столько с резким возрастанием рисков, сколько с особенностями переходного периода и спецификой первоначального накопления капиталов (особенно в период высокой инфляции).
При этом обычно имеются в виду нелегальный перевод денег за Границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима.
К нелегальным (или полулегальным) формам утечки капитала из страны относятся:
Все эти указанные формы получили свое применение в России. Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к указанным формам утечки капитала и другие, специфические для России формы.
1.Уход «ресурсного капитала» (природных ресурсов). Природные ресурсы являются одной из основных составляющих национального богатства России, наиболее активно используемой paзвитыми странами с рыночной экономикой. Через внешнюю торговлю природными ресурсами, по имеющимся оценкам, из РФ ежегодно осуществляется чистый трансферт капитала в размере не менее 20 миллиардов долларов.
2.Уход производственного
капитала (как правило, ограниченный
той его частью, которая по
своему технологическому
3.Уход из страны «
В настоящее время имеются различные оценки общих масштабов бегства капитала из России. Большинство исследователей этой проблемы оценивают их в период с начала 90-х гг. в 180-200 миллиардов долларов, однако некоторые из них (с учетом указанных выше специфических форм ухода капитала) полагают, что в 90-е гг. XX в. из России ушло более 300 миллиардов долларов.
К сожалению, к настоящему времени в России еще не сложилась комплексная и эффективная система регистрации, учета и контроля за уходящим из страны капиталом. Чрезмерный вывоз капитала из России, не компенсируемый его поступлениями из-за границы. В настоящее время перед Россией в данной области стоят следующие задачи:
Свою роль в решении некоторых из указанных проблем призван реализовать Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В стране был создан (в рамках Министерства финансов РФ) Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), занимающийся финансовыми расследованиями. В 2004 г. этот комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Россия активно сотрудничает с Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями ФАТФ7.
В июне 2002 г. КФМ вступил в международное объединение подразделений финансовых разведок «Эгмонт», в котором были представлены 58 стран. При этом более 20 стран Европы, Америки, Азии и Ближнего Востока выразили желание заключить с Россией двусторонние соглашения о сотрудничестве в противодействии отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма.
Огромное значение для дальнейшего противодействия легализации («отмыванию») «грязных» денег имело принятие в 2003 г. России в ФАТФ.8
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА
2.1. Государственное
регулирование международного
капитала
Одной из важнейших тенденций, проявившихся в последние годы в процессе международного движения капитала, выступает активное вмешательство государств в данный процесс. При этом государство реализует следующие основные функции:
В современном государственном регулировании международного движения капитала проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой — принимают меры по ограничению международного движения капитала (это касается, например, приходящих в страну прямых иностранных инвестиций, поскольку они связаны с собственностью иностранных инвесторов на территории данной страны, а значит, здесь могут возникнуть определенные противоречия интересов иностранных инвесторов с национальными экономическими интересами принимающих капитал стран).
Характерно при этом, что вывоз капитала из страны, как правило, регулируется в меньшей степени, чем приток иностранного капитала в данную страну. Так, в соответствии с «Докладом о мировых инвестициях 2001» ЮНКТАД9 за период с 1991 по 2000 г. в национальные режимы прямых иностранных инвестиций было внесено всего 1185 изменений, из которых 1121 (95%) были направлены на создание более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций. В 2001 г. из 208 изменений в национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций 194 были связаны созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций, а в 2002 г. соответственно из 248 изменений — 236, и лишь 12 были связаны с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций.
Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры во избежание двойного налогообложения (ДИДН). Так, в соответствии с данными «Доклада о мировых инвестициях» ЮНКТАД 2003г. («Политика в области прямых иностранных инвестиций в целях развития: национальные и международные аспекты»), только в 2002 г. 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны — 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внутри региональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заключают соглашения ДИД со странами собственного региона. Например, страны Азиатско-Тихоокеанского региона участвуют в 45 ДИД, в том числе в 10 договорах, подписанных с другими странами региона.
Возрастает также число торгово-инвестиционных соглашений. Многие из заключенных в последнее время торговых соглашений прямо касаются инвестиций или имеют косвенные последствии для инвестиционной деятельности, что заметно отличает их от более ранних региональных и двусторонних соглашений. Наибольшее число соглашений в группе развитых стран было заключено ЕС, главным образом с партнерами в регионе Центральной и Восточной Европы и со странами Средиземноморья. Определенное воздействие на прямые иностранные инвестиции оказало также расширение ЕС за счет вступления в него 10 новых членов в 2004 г., в 2007 г. - еще двух и ещё одного в 2013 г.
Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры. Характерно, что в настоящее время во многих развитых странах с рыночной экономикой нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций (они отсутствуют, например, в США, Германии, Франции, Великобритании). Однако в других странах приняты и действуют специальные национальные законы (или кодексы), связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.
Для решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство к рассмотрению, прежде всего, применяются положения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны, т.е. такого режима, при котором условия хозяйственной деятельности для нерезидентов (иностранных инвесторов) должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов — резидентов данной страны. Это положение о национальном режиме для иностранных инвесторов имеет существенное принципиальное значение: по существу, национальный режим — это тот минимум условий хозяйственной деятельности, ниже которого условия деятельности иностранных инвесторов спускаться не должны.
Но осуществление иностранных инвестиций на практике нередко связано с дополнительными, особыми (по сравнению с осуществлением инвестиций отечественными хозяйствующими субъектами) политическими и коммерческими рисками. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран часто предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот. В числе пополнительных льгот, которые используются различными странами, можно назвать, например, следующие:
В ряде стран мира действует так называемая «дедушкина оговорка», суть которой состоит в следующем: если законодательство принимающей иностранные инвестиции страны изменяется в худшую для инвесторов сторону, то, как правило, для иностранных инвесторов предусматривается отсрочка по данным изменениям для уже действующих предприятий с иностранными инвестициями (т.е. в течение определенного времени нормы деятельности для иностранных инвесторов остаются прежними).
Однако в целом для современной мировой экономики характерна следующая тенденция: льготный (а не национальный) режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой, в максимальной степени стремящиеся привлечь иностранные инвестиции. Но, как уже отмечалось, основными участниками международного инвестиционного процесса являются развитые страны с рыночной экономикой. Стремясь к расширению своего поля инвестиционной деятельности, они ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим. (Фактически при этом ведущие страны мира выступают против искусственного «сманивания» инвесторов отдельными странами и выступают за формирование работающем, на общих единообразных принципах общемирового инвестиционного пространства.)
Существенно-важную роль в регулировании международного движения капитала играют не только принимающие капитал страны (host countries), но и страны базирования капитали (home countries).
Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала) можно выделить следующие:
1. Предоставление государственных гарантий. Они могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованный в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии возврата всей суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты и других непредвиденных обстоятельств). Важная разновидность гарантий — гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репатриации капитала.
Информация о работе Роль государства в регулировании движения капитала