Роль государства в регулировании движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в развитии теоретических и методологических основ процесса МДК в качестве экономической категории, а также в определении способов формирования эффективной системы его регулирования государством.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
исследование понятия МДК, его сущности, причин возникновения, характерных черт и форм проявления;
рассмотрение «нетипичных» форм движения капитала;
изучение основных видов и методов регулирования МДК;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………..5
1.1. Сущность и причины возникновения международного движения
капитала……………………………………………………………………….5
1.2. Характерные черты международного движения капитала и его
основные формы……………………………………………………………...7
1.3. "Нетипичное" движение капитала…………………………………………..9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
КАПИТАЛА………………………………………….………………14
2.1. Государственное регулирование международного движения
капитала……………………………………………………………………...14
2.2. Международное (международно-правовое) регулирование
международного движения капитала……………………………………...19
2.3. Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах………….21
2.4. Последствия миграции капитала для стран экспортеров и
импортеров капитала………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЛИ СЭЗ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………28
3.1. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом
движении капитала………………………………………………………….28
3.2. Роль и проблемы оффшорных зон………………………………………....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР.docx

— 169.81 Кб (Скачать файл)

 В связи с тем, что  миграция капитала оказывает  существенное влияние на экономическое  развитие страны, она стала одной  из сфер государственного регулирования. В последние годы в большинстве  развитых стран отменены или  существенно ослаблены ограничения  на международное движение капитала, чему способствовали Кодекс либерализации, принятый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская энергетическая хартия, соглашения в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).4

 

1.3. «Нетипичное» движение капитала

 

Кроме обычных, «законных» существуют и другие причины и формы вывоза капитала, связанные с понятиями «утечка» или «бегство» капитала. Речь в данном случае идет, как правило, о нелегальных или полулегальных каналах и формах ухода капиталов из страны. Бегство капитала при этом связывают обычно с ситуацией массового оттока из страны частных капиталов любого характера и любой срочности в связи с теми или иными проявлениями странового риска (нарастание экономической и/или политической нестабильности и/или опасности обесценения национальной валюты). Применительно к России в период с начала 90-х гг. можно говорить о широкомасштабной практике скрытого (т.е. недоступного для органов государственного контроля) вывоза резидентами своих доходов и, как результат, устойчивой утечки из страны инвалютных ресурсов. Это связано не столько с резким возрастанием рисков, сколько с особенностями переходного периода и спецификой первоначального накопления капиталов (особенно в период высокой инфляции).

При этом обычно имеются в виду нелегальный перевод денег за Границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима.

К нелегальным (или полулегальным) формам утечки капитала из страны относятся:

  • сокрытие, полный или частичный неперевод, неперевод в установленные сроки экспортной валютной выручки;
  • невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств;
  • фиктивные импортные контракты и непогашение импортных авансов;
  • необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые нередко не осуществляются вообще;
  • искусственное занижение по договоренности с иностранными партнерами цен на экспортируемую продукцию и завышение цен на импортируемую продукцию (возникающая при этом ценовая разница в виде валютной выручки «оседает» за рубежом);
  • уход капитала из страны на основе осуществления неэквивалентных бартерных («товар на товар») операций во внешней торговле (с занижением экспортных цен и завышением импортных цен);
  • перечисление на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных импортных услуг (маркетинговых, информационных, консультационных и т.д.);
  • внесение страхового депозита в иностранный банк для получения кредита (когда при этом сам кредит не берется);
  • нелегальный экспорт, применяемый в тех случаях, когда отечественные экспортеры могут обойти процедуры таможенного контроля (в России это проявляется, например, при экспорте рыбы и морепродуктов), контрабандный экспорт;
  • нелегальный вывоз иностранной валюты частными лицами;
  • вывоз капитала частными лицами с помощью кредитных карточек и др.

Все эти указанные формы получили свое применение в России. Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к указанным формам утечки капитала и другие, специфические для России формы.

1.Уход «ресурсного капитала» (природных ресурсов). Природные  ресурсы являются одной из основных составляющих национального богатства России, наиболее активно используемой paзвитыми странами с рыночной экономикой. Через внешнюю торговлю природными ресурсами, по имеющимся оценкам, из РФ ежегодно осуществляется чистый трансферт капитала в размере не менее 20 миллиардов долларов.

2.Уход производственного  капитала (как правило, ограниченный  той его частью, которая по  своему технологическому уровню  обеспечивает необходимое качество производимой продукции) Примером такого специфического вида ухода из страны капитала является, в частности, толлинг. Здесь зарубежный партнер (толлингер) сам приобретает российское сырье, оплачивает его переработку в России и вывозит за рубеж. При этом сырье не облагается НДС, так как произведенная из него продукция идет на экспорт. По схеме толлинга работала значительная часть алюминиевой промышленности России — из РФ на мировой рынок поставляется ежегодно около 3 миллионов тонн алюминия (80% производимого алюминия). При этом 89% этого объема производилось именно по толлинговой схеме.

3.Уход из страны «интеллектуального»  капитала (так называемое «бегство умов» — от англ. Brain drain), представляющий собой как утечку самих носителей новых научных, научно-технических знаний (ученых, научно-технических работников, инженеров), так и научной продукции (знаний, изобретений, ноу-хау).5

В настоящее время имеются различные оценки общих масштабов бегства капитала из России. Большинство исследователей этой проблемы оценивают их в период с начала 90-х гг. в 180-200 миллиардов долларов, однако некоторые из них (с учетом указанных выше специфических форм ухода капитала) полагают, что в 90-е гг. XX в. из России ушло более 300 миллиардов долларов.

К сожалению, к настоящему времени в России еще не сложилась комплексная и эффективная система регистрации, учета и контроля за уходящим из страны капиталом. Чрезмерный вывоз капитала из России, не компенсируемый его поступлениями из-за границы. В настоящее время перед Россией в данной области стоят следующие задачи:

  • регулирование экспорта капитала с целью предотвращения его нелегального вывоза;
  • обеспечение вывоза капитала за рубеж в тех формах, видах и направлениях инвестиционной деятельности, которые соответствуют национальным интересам России;
  • обеспечение действительного учета и анализа российских инвестиций за рубежом;
  • обеспечение репатриации части зарубежных российских инвестиций и доходов от них, а также повышение возвратности государственных кредитов.6

Свою роль в решении некоторых из указанных проблем призван реализовать Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В стране был создан (в рамках Министерства финансов РФ) Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), занимающийся финансовыми расследованиями. В 2004 г. этот комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Россия активно сотрудничает с Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями ФАТФ7.

В июне 2002 г. КФМ вступил в международное объединение подразделений финансовых разведок «Эгмонт», в котором были представлены 58 стран. При этом более 20 стран Европы, Америки, Азии и Ближнего Востока выразили желание заключить с Россией двусторонние соглашения о сотрудничестве в противодействии отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма.

Огромное значение для дальнейшего противодействия легализации («отмыванию») «грязных» денег имело принятие в 2003 г. России в ФАТФ.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

 ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА

 

2.1. Государственное  регулирование международного движения

капитала

 

Одной из важнейших тенденций, проявившихся в последние годы в процессе международного движения капитала, выступает активное вмешательство государств в данный процесс. При этом государство реализует следующие основные функции:

  1. регулирующие;
  2. контролирующие;
  3. стимулирующие.

В современном государственном регулировании международного движения капитала проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой — принимают меры по ограничению международного движения капитала (это касается, например, приходящих в страну прямых иностранных инвестиций, поскольку они связаны с собственностью иностранных инвесторов на территории данной страны, а значит, здесь могут возникнуть определенные противоречия интересов иностранных инвесторов с национальными экономическими интересами принимающих капитал стран).

Характерно при этом, что вывоз капитала из страны, как правило, регулируется в меньшей степени, чем приток иностранного капитала в данную страну. Так, в соответствии с «Докладом о мировых инвестициях 2001» ЮНКТАД9 за период с 1991 по 2000 г. в национальные режимы прямых иностранных инвестиций было внесено всего 1185 изменений, из которых 1121 (95%) были направлены на создание более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций. В 2001 г. из 208 изменений в национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций 194 были связаны созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций, а в 2002 г. соответственно из 248 изменений — 236, и лишь 12 были связаны с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций.

Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры во избежание двойного налогообложения (ДИДН). Так, в соответствии с данными «Доклада о мировых инвестициях» ЮНКТАД 2003г. («Политика в области прямых иностранных инвестиций в целях развития: национальные и международные аспекты»), только в 2002 г. 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны — 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внутри региональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заключают соглашения ДИД со странами собственного региона. Например, страны Азиатско-Тихоокеанского региона участвуют в 45 ДИД, в том числе в 10 договорах, подписанных с другими странами региона.

Возрастает также число торгово-инвестиционных соглашений. Многие из заключенных в последнее время торговых соглашений прямо касаются инвестиций или имеют косвенные последствии для инвестиционной деятельности, что заметно отличает их от более ранних региональных и двусторонних соглашений. Наибольшее число соглашений в группе развитых стран было заключено ЕС, главным образом с партнерами в регионе Центральной и Восточной Европы и со странами Средиземноморья. Определенное воздействие на прямые иностранные инвестиции оказало также расширение ЕС за счет вступления в него 10 новых членов в 2004 г., в 2007 г. - еще двух и ещё одного в 2013 г.

Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры. Характерно, что в настоящее время во многих развитых странах с рыночной экономикой нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций (они отсутствуют, например, в США, Германии, Франции, Великобритании). Однако в других странах приняты и действуют специальные национальные законы (или кодексы), связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

Для решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство к рассмотрению, прежде всего, применяются положения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны, т.е. такого режима, при котором условия хозяйственной деятельности для нерезидентов (иностранных инвесторов) должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов — резидентов данной страны. Это положение о национальном режиме для иностранных инвесторов имеет существенное принципиальное значение: по существу, национальный режим — это тот минимум условий хозяйственной деятельности, ниже которого условия деятельности иностранных инвесторов спускаться не должны.

Но осуществление иностранных инвестиций на практике нередко связано с дополнительными, особыми (по сравнению с осуществлением инвестиций отечественными хозяйствующими субъектами) политическими и коммерческими рисками. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран часто предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот. В числе пополнительных льгот, которые используются различными странами, можно назвать, например, следующие:

  • предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций;
  • льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;
  • освобождение от таможенных пошлин постоянно или временно ввозимого иностранными инвесторами имущества, оборудования и т.д., которое используется, например, на цели развития производства экспортной продукции (и которая ранее не производилась внутри страны).

В ряде стран мира действует так называемая «дедушкина оговорка», суть которой состоит в следующем: если законодательство принимающей иностранные инвестиции страны изменяется в худшую для инвесторов сторону, то, как правило, для иностранных инвесторов предусматривается отсрочка по данным изменениям для уже действующих предприятий с иностранными инвестициями (т.е. в течение определенного времени нормы деятельности для иностранных инвесторов остаются прежними).

Однако в целом для современной мировой экономики характерна следующая тенденция: льготный (а не национальный) режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой, в максимальной степени стремящиеся привлечь иностранные инвестиции. Но, как уже отмечалось, основными участниками международного инвестиционного процесса являются развитые страны с рыночной экономикой. Стремясь к расширению своего поля инвестиционной деятельности, они ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим. (Фактически при этом ведущие страны мира выступают против искусственного «сманивания» инвесторов отдельными странами и выступают за формирование работающем, на общих единообразных принципах общемирового инвестиционного пространства.)

Существенно-важную роль в регулировании международного движения капитала играют не только принимающие капитал страны (host countries), но и страны базирования капитали (home countries).

Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала) можно выделить следующие:

1. Предоставление государственных гарантий. Они могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованный в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии возврата всей суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты и других непредвиденных обстоятельств). Важная разновидность гарантий — гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репатриации капитала.

Информация о работе Роль государства в регулировании движения капитала