Роль государства в регулировании движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в развитии теоретических и методологических основ процесса МДК в качестве экономической категории, а также в определении способов формирования эффективной системы его регулирования государством.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
исследование понятия МДК, его сущности, причин возникновения, характерных черт и форм проявления;
рассмотрение «нетипичных» форм движения капитала;
изучение основных видов и методов регулирования МДК;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………..5
1.1. Сущность и причины возникновения международного движения
капитала……………………………………………………………………….5
1.2. Характерные черты международного движения капитала и его
основные формы……………………………………………………………...7
1.3. "Нетипичное" движение капитала…………………………………………..9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
КАПИТАЛА………………………………………….………………14
2.1. Государственное регулирование международного движения
капитала……………………………………………………………………...14
2.2. Международное (международно-правовое) регулирование
международного движения капитала……………………………………...19
2.3. Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах………….21
2.4. Последствия миграции капитала для стран экспортеров и
импортеров капитала………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЛИ СЭЗ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………28
3.1. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом
движении капитала………………………………………………………….28
3.2. Роль и проблемы оффшорных зон………………………………………....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР.docx

— 169.81 Кб (Скачать файл)

Начиная с 80-х гг. происходит активизация миграции капитала между быстро развивающимися странами «новыми индустриальными странами», а также между ними и промышленно развитыми странами. На сегодняшний день основной поток инвестиций промышленно развитых стран сконцентрирован в 10-15 развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Значительных успехов в привлечении ПИИ добились Китай и Индия, проводя активную политику привлечения ПИИ.

Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран – доноров, так и для стран – реципиентов ПИИ.

Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ принимающей стороной:

  1. Результатом привлечения ПИИ может быть мультипликативный эффект развития смежных производств;
  2. Иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проекта не только за счет привлечения дополнительного капитала в производство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использованием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятие – получателя ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства;
  3. Привлечение ПИИ дает возможность использовать передовые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства, т.е. ПИИ становятся орудием прорыва на более высокий уровень технического развития;
  4. ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры;
  5. ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения и ВНП. Последствиями для страны, принимающей ПИИ, становятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции, рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях.

 Негативные последствия  привлечения ПИИ для принимающей  стороны:

  1. Крупные иностранные ТНК в отечественных предприятиях могут видеть конкурентов, что приведет к его банкротству и закрытию. Зная это, страны, принимающие ПИИ, законодательно вводят ограничения, защищающие отечественные предприятия от подобного развития сценария;
  2. Существует опасность сворачивания отечественного производства;
  3. ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания;
  4. Промышленно развитые страны имеют жесткие экологические нормы производства, что снижает эффективность проектов. В этих условиях выгоднее перенести производство в развивающиеся страны.
  5. И наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопослушного производства за рубежом, а на распространение за рубежом своей криминальной деятельности.

 Выгоды для страны  – донора: 

  • получение большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике;
  • снижает остроту вопроса перенакопления капитала;
  • экономия на средних издержках за счет размещения производства в развивающих странах за счет действия положительного эффекта масштаба;
  • возможность экономии затрат на рабочей силе, сырье, снижении транспортных расходов;
  • возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке;
  • возможность получить доход от морально устаревшего оборудования и вредного производства;
  • возможность сохранения капитала при неблагоприятной экономической или политической обстановке в своей стране.

 Возможные потери для  стран – доноров:

  • возможно сдерживание экономического роста страны в случае «бегства капитала»;
  • отток капитала делает его более дорогим фактором производства;
  • вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране – доноре капитала;
  • отток капитала отрицательно сказывается на платежном балансе страны.12

Таким образом, можно сделать вывод, что последствия международной миграции капитала очень многогранны и имеют массу аспектов, который нужно учитывать, они же имеют как свои плюсы, так и минусы. В отношении России, к сожалению, пока что можно наблюдать отрицательную ситуацию. (см. Таблицы 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЛИ СЭВ В ПРОЦЕССЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА

 

3.1. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом

движении капитала

 

В мировом хозяйстве имеются анклавы, в которых движение капитала имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых свободных (специальных) экономических зон (СЭЗ) стало одной их характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия XX в.

Свободная экономическая зона — часть территории государства с особым, льготным режимом хозяйственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени по каким-либо причинам не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала (например, она проводит курс на импортозамещение, что требует осуществления определенных протекционистских мер), то она может «открыть себя» для мировых хозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках таких территорий (зон) создается специальный (особый), более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим.

В виде части территории может выступать отдельное предприятие (или группа предприятий). В этом случае говорят о функциональном подходе к образованию СЭЗ. Однако более распространен другой подход — территориальный, согласно которому особый режим получают все предприятия, расположенные на территории, определенной как СЭЗ.

Основными признаками СЭЗ являются:

  • определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях;
  • беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров;
  • создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;
  • существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.

Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются их различные виды. (см. Таблицу 3.1)

В мировой хозяйственной практике широкую известность получили специальные экономические зоны, созданные в конце 70-х гг. XX в. в юго-восточных районах Китая. Успешный опыт, накопленный этой страной в первые годы функционирования зон, позволил в середине 80-х гг. XX в. увеличить число специальных экономических зон. Важнейшими факторами, обеспечившими успех, стали продуманная и последовательная налоговая политика, а также стабильность нормативной базы.

Стремление использовать в условиях России международный опыт вылилось в образование целого ряда свободных экономических зон (в частности, в Калининградской области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае).

 Однако практика их  функционирования показывает, что  они не стали ускорителем экономического  роста и в целом пока не  оправдали возлагавшихся на них  надежд, хотя и позволили решить  некоторые локальные проблемы. В  связи с этим были приняты  в июле 2005 г. Федеральный закон  «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а в июне 2006 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В этих документах особая экономическая зона (ОЭЗ) рассматривается как определяемая Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры.

Основными типами ОЭЗ в России, в соответствии с указанными законами, являются: промышленно-производственные, технико-внедренческие; туристско-рекреационные.

В 2006 г. также рассматривался вопрос о дополнении указанных типов ОЭЗ портовыми экономическими зонами.

Для управления ОЭЗ в России было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

 

3.2 Роль и проблемы  оффшорных зон

 

Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны. Глобализация мировой экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по-новому высветила проблему оффшорных финансовых центров или зон, которых в мире насчитывается несколько десятков. Под оффшорным финансовым центром понимается территория, на которой созданы льготные условия для деятельности нерезидентов, т. е. юридических и физических лиц, с точки зрения банковского и валютного законодательства не имеющих центра экономической деятельности на данной территории. Географически оффшорный финансовый центр может представлять собой целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. Примерами первого рода могут служить Люксембург, Лихтенштейн в Европе; Белиз, Панама в Центральной Америке; Бахрейн, Ливан на Ближнем Востоке; Сингапур в Азии, а также некоторые островные государства в Океании и Карибском регионе. Ко второму роду оффшорных центров относится Дублин. В некоторых случаях термин «оффшорные центры» используется в более широком смысле — для характеристики мировых финансовых центров.

Созданный в мае 2000 г. при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» «Форум финансовой стабильности», основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов, опубликовал рейтинг надежности («прозрачности») оффшорных зон:

  • в первую группу вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси;
  • вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако;
  • к третьей группе отнесены: Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), острова Ниуэ, Панама, острова Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.

В оффшорных финансовых центрах сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам, до 6 триллионов долларов. В этих центрах открыты либо филиалы, либо дочерние структуры крупнейших банков мира. Так, например, на Бермудских островах зарегистрировано около 1,5 тыс. страховых компаний.

Привлекательность оффшорных центров объясняется, прежде всего, льготным налоговым режимом для нерезидентов: налог на предпринимательскую деятельность либо отсутствует, либо незначителен; отсутствует подоходный налог, а уровень конфиденциальности чрезвычайно высок. Именно поэтому оффшорные финансовые центры в ряде случаев рассматриваются как налоговые «убежища» (налоговые «гавани»), в которых для иностранных юридических и физических лиц также устанавливается льготный налоговый режим (полное или частичное освобождение от уплаты налогов).

Одним из последствий глобализации стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры явился излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР13, использование налоговых убежищ в 90-х гг. XX в. возрастало экспоненциальными темпами. Поэтому ОЭСР в 2000 г. опубликовала доклад, где в обобщенном виде содержатся материалы по недобросовестной налоговой практике. ОЭСР предала гласности список 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносят ущерб международной торговле и инвестициям. Первоначальная реакция ряда оффшорных центров была весьма негативной. Однако следует ожидать дальнейшего ужесточения налоговой практики, поскольку уклонение от уплаты налогов в некоторых случаях достигает огромных масштабов. В ноябре 2000 г. ОЭСР предложила 35 налоговым гаваням, занесенным в «черный список», принять коллективное обязательство по обеспечению более высокой степени прозрачности экономики и налаживанию сотрудничества с ОЭСР в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов. В этом случае ОЭСР не будет поднимать вопрос о введении санкций против оффшорных центров, оказавшихся в этом списке.

Следует отметить, что многие оффшорные финансовые центры хотят иметь безукоризненную репутацию, поскольку желают развивать свой оффшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотрудничества с мировыми деловыми кругами.14

Таким образом, свободная экономическая зона, находящаяся под национальной юрисдикцией, характеризуется определенным набором экономических льгот, предоставляемых органами власти и управления различных уровней принимающего государства иностранным инвесторам в соответствии с учреждаемым типом свободных экономических зон, особой системой  вывоза капитала. Функционирует в системе специально создаваемых или уже имеющихся государственных федеральных или региональных структур и местных органов власти и управления с четким размежеванием круга решаемых ими вопросов.

Информация о работе Роль государства в регулировании движения капитала