Роль государства в регулировании движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в развитии теоретических и методологических основ процесса МДК в качестве экономической категории, а также в определении способов формирования эффективной системы его регулирования государством.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
исследование понятия МДК, его сущности, причин возникновения, характерных черт и форм проявления;
рассмотрение «нетипичных» форм движения капитала;
изучение основных видов и методов регулирования МДК;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………..5
1.1. Сущность и причины возникновения международного движения
капитала……………………………………………………………………….5
1.2. Характерные черты международного движения капитала и его
основные формы……………………………………………………………...7
1.3. "Нетипичное" движение капитала…………………………………………..9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ
КАПИТАЛА………………………………………….………………14
2.1. Государственное регулирование международного движения
капитала……………………………………………………………………...14
2.2. Международное (международно-правовое) регулирование
международного движения капитала……………………………………...19
2.3. Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах………….21
2.4. Последствия миграции капитала для стран экспортеров и
импортеров капитала………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЛИ СЭЗ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА………………28
3.1. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом
движении капитала………………………………………………………….28
3.2. Роль и проблемы оффшорных зон………………………………………....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР.docx

— 169.81 Кб (Скачать файл)

Положения о гарантиях инвестиций принимаются правительствами стран, но они содержатся и в двусторонних межправительственных соглашениях, а также в региональных соглашениях, в которых участвуют несколько стран. К настоящему времени такие соглашения подписаны уже большинством стран мира.

На многосторонней основе гарантией инвестиций занимается созданное в 1988 г. под эгидой Международного банка реконструкции и развития Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ (MIGA — Multilateral Investment Guarantee Agency).

2. Страхование зарубежных инвестиций. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентствами. Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков (она составляет, как правило, до 1% суммы инвестирования). Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. Например, в США такого рода страхованием занимается государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций ОПИК (OPIC, Overseas Private Investment Corporation).

3. Урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирование может быть осуществлено как на основе национального законодательства принимающей капитал страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора, так и на основе международного арбитража.

4. Исключение двойного налогообложения. Суть этой формы поддержки инвестиций состоит в следующем. Если данная корпорация оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее прибыль своим национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

В данном случае проявляется определенная закономерность: чем более развита в экономическом отношении страна и чем более и ней развита внешнеэкономическая деятельность корпоративного бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения.

5. Административная и дипломатическая поддержка. Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов. Правительства этих стран ведут переговоры с правительствами зарубежных государств о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных (отечественных) инвесторов. Торговым представительствам стран за рубежом, аппаратам экономических советников посольств вменяется в обязанности поддерживать «своих» инвесторов и создавать им необходимые благоприятные условия для инвестиционной деятельности.

В большинстве стран мира созданы и действуют национальные агентства по поощрению инвестиций. С 1995 г. действует Всемирная ассоциация агентств по поощрению инвестиций, в настоящее время в ее состав входят более 100 членов — национальных агентств.

 

2.2. Международное (международно-правовое) регулирование 

международного движения капитала

 

Как правило, международное регулирование движения капитала реализуется путем заключения специальных двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в области инвестиций.

В двусторонних соглашениях, как правило, фиксируются следующие основные положения:

  • о национальном режиме для иностранных инвесторов;
  • о защите иностранных инвесторов (от национализации, по репатриации капитала, прибыли и дивидендов и др.);
  • о порядке разрешения споров;
  • по страхованию от ущерба на случай политических рисков.

В связи с множественностью двусторонних инвестиционных соглашений уже давно стала насущной необходимость заключения единого для всех стран универсального соглашения по иностранным инвестициям с одинаковыми для всех стран правилами и дисциплиной.

Ранее уже подписывались многосторонние соглашения (или конвенции) по регулированию иностранных инвестиций. К числу наиболее важных из них относятся, прежде всего, Вашингтонская (1965) и Сеульская (1985) конвенции. На основе Вашингтонской конвенции «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами» был создан при МБРР Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Center for the Settlement Investment Disputes). На основе Сеульской конвенции было создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (Multilateral Investment Guarantee Agency).

Существенная либерализация международного движения капитала достигнута в рамках региональных экономических и интеграционных союзов и группировок. Наиболее ярким примером такого рода является ЕС, в который с 1 июля 2013 г. входят уже 28 государств. Здесь в ходе процессов формирования общего рынка, а затем экономического и валютного союза были решены проблемы так называемых «четырех свобод» — свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Наиболее глобальным, с точки зрения масштабности охвата стран современного мира, инвестиционным соглашением является принятое в рамках ГАТТ10 ВТО соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах — ТРИМС.11

2.3. Соглашение  о связанных с торговлей инвестиционных  мерах

 

В начальный период Уругвайского раунда ГАТТ, на котором в итоге были приняты многие основополагающие соглашения системы современной ВТО, предпринимались попытки включить в переговоры проблематику прямых иностранных инвестиций для того, чтобы в отношении этих инвестиций было разработано специальное соглашение, распространяющее на сферу прямых иностранных инвестиций режим наибольшего благоприятствования и национальный режим (т.е. основные принципы ГАТТ). Такое соглашение тем самым давало бы возможность иностранному корпоративному бизнесу действовать за рубежом на тех же условиях, на которых действуют национальные компании тех государств, в которые инвестируется иностранный капитал. Однако развивающиеся страны на этих переговорах заняли резко отрицательную позицию. В результате было достигнуто соглашение в относительно ограниченной области — Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах — ТРИМС (TRIMS — The Agreement on trade Related Investment Measures)

Таким образом, круг вопросов, рассматриваемых в данном Соглашении, ограничивается инвестиционными мерами, связанными только с торговлей товарами.

Основная цель Соглашения ТРИМС — защита интересов иностранных инвесторов на территории, принимающих инвестиции и гранты. Обратим при этом еще раз внимание на то обстоятельство, что положения ТРИМС распространяются только на «инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами». Защита иностранного инвестора в ТРИМС заключается в том, что страны — члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранным капиталом меры, которые несовместимы с положениями ГАТТ—1994: статьи 3: в отношении предоставления иностранным инвесторам национального режима и статьи 9, касающейся запрета на применение количественных ограничений.

В приложении к ТРИМС содержится иллюстративный (но не исчерпывающий) перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. Оговорка «неисчерпывающий» имеет существенное значение, так как в ТРИМС предполагается дальнейшее увеличение перечня мер, требующих запрета в странах привлекающих прямые иностранные инвестиции (речь в данном случае идет о мерах, которые противоречили бы режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму). Таким образом, перечень такого рода связанных с торговлей инвестиционных мер может быть расширен (что должна учитывать каждая страна, решающая проблемы вступления в ВТО).

В числе таких недопустимых мер, которые присутствуют в иллюстративном перечне ТРИМС, выделим наиболее существенные:

  1. Так называемое «внутреннее количественное ограничение» — требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров (например, местных материалов, комплектующих изделий и т.д.) для производства своей продукции (local content requirement).
  2. Требование, чтобы предприятие с иностранными инвестициями покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Фактически это требование является требованием в отношении использования иностранной валюты (foreign exchange requirement).
  3. Требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции (export performance requirement).

К этим основным требованиям примыкает ряд других недопустимых требований: по директивному регулированию ассортимента промышленного производства; по доле участия иностранных Инвесторов в предприятии с иностранными инвестициями; по кадровой политике (обязательность использования в предприятиях с иностранными инвестициями национальных кадров, в том числе и на управленческих должностях; по взаимоотношениям между созданным в стране предприятием с иностранными инвестициями и его материнской фирмой за рубежом (эксклюзивные права на сбыт продукции в определенных странах и регионах или по всему миру); ограничения на денежные переводы (репатриация прибыли); обязательное получение лицензий на производственную деятельность, экспорт и т.д.

Временно отступать от этих положений Соглашения ТРИМС имеют право только развивающиеся страны и лишь в той мере, в какой эти отступления допускаются статьями ГАТТ—1994. Соглашение ТРИМС не препятствует странам — членам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры в связи с задачами охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др. В качестве искажающих условия торговли не рассматриваются требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

В Соглашении ТРИМС зафиксировано требование о том, что если в национальном законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены: развитыми странами — в течение двух лет с момента присоединения к Соглашению, развивающимися странами — в течение пяти лет и наименее развитыми странами — в течение восьми лет.

Соглашение ТРИМС при его безусловном выполнении становится частью системы многостороннего регулирования иностранных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функционирования ПИИ в различных странах. Следует отметить, что указанные положения Соглашения ТРИМС не всегда вызывают исключительно позитивную оценку — они подвергаются критике со стороны многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой, стремящихся реализовать те или иные формы протекционизма в своей внешнеэкономической политике.

Однако поскольку Соглашение ТРИМС обязательно для всех стран — членов ВТО (на которые в конце 2007 г. приходилось более 95% всей мировой торговли), то набор его требований уже стал частью формирующейся и развивающейся системы многостороннего и двустороннего регулирования режима прямых иностранных инвестиций. Кроме того, условия Соглашения ТРИМС были воспроизведены в Договоре к Энергетической хартии и стали нормой для значительной группы стран, еще не являющихся членами ВТО, но подписавших этот документ (в том числе и для России).

В Договоре к Энергетической хартии хотя и повторены все основные положения Соглашения ТРИМС, но допускается использование требований «местного компонента» и «сбалансированности торговли» как «условий, предоставляющих право на меры поощрения экспорта, иностранную помощь, правительственные закупки или преференциальные тарифы или программы квот».

Указанный договор разрешает также договаривающимся сторонам временно продолжать сохранять в силе связанные с торговлей инвестиционные меры, которые действовали более 180 дней до подписания этими сторонами Договора к Энергетической хартии (при условии соблюдения положений об уведомлении и постепенной отмене). Договаривающиеся стороны — члены ВТО обязались устранить несоответствие требованиям ТРИМС, о которых было объявлено, в течение двух лет, а стороны — не члены ВТО — в течение трех лет после вступления договора в силу.

 

2.4. Последствия  миграции капитала для стран  экспортеров и 

импортеров капитала.

 

Международная миграция капитала вызывает неоднозначные последствия для стран – экспортеров и импортеров капитала. Во многом роль и последствия международной миграции капитала зависят от формы его миграции.

Характерной чертой современной мировой экономики сегодня является не столько рост масштабов мировой торговли, сколько рост масштабов миграции капитала.

Инвестиционный капитал в современных условиях свободно перетекает в те страны и регионы, где доходность инвестиций выше, в свою очередь, способствуя дальнейшему развитию мирового финансового рынка. Судьбы отдельных стран и регионов напрямую связаны с состоянием мирового финансового рынка. Значительные колебания курсов валют и ценных бумаг могут стать причиной финансового краха не только отдельных компаний, но и целых стран.

Основные потоки капитала перемещаются в современном мире между промышленно развитыми странами.

 Крупнейшим донором  и одновременно реципиентом капитала  являются США, за ними следует  Великобритания, Германия, Канада, страны  Бенилюкса и Швейцария.

Информация о работе Роль государства в регулировании движения капитала