Роль и задачи государственных институтов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:

· определить задачи и функции государственного регулирования;

· определить роль государственных институтов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценных бумаг;

· рассмотреть перспективы развития финансового рынка и его инструментов.

Для достижения поставленных целей рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
1.1 Основные направления и формы государственного регулирования
1.2 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ее задачи и функции
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка
Глава 2 Роль и задачи государственных институтов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценных бумаг
2.1 Государственные институты, регулирующие рынок ценных бумаг
2.2 Гражданский кодекс РФ, законы, указы президента, нормативные акты федерального уровня
2.3 Федеральные законы, регулирующие фондовый рынок
2.4 Нормативно-инструктивные документы Банка России о ценных бумагах, их содержание
2.5 Допуск нерезидентов на российский рынок ценных бумаг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Семестрова РЦБ.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

 

Кредитная организация  имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг  в соответствии с федеральными законами.

 

2.5  Допуск  нерезидентов на российский рынок  ценных бумаг

 

 

 

На протяжении 1996 года Центральным банком осуществлялась политика поэтапного снятия ограничений  на допуск нерезидентов на рынки ГКО-ОФЗ. Целесообразно выделить следующие  этапы:

 

1-й этап

 

До февраля 1996 года действовали ограничения  на репатриацию иностранными участниками  полученных на рынке ГКО-ОФЗ доходов, а максимальная доля облигаций, которые  могли быть приобретены иностранными инвесторами, в общем объеме эмиссии  каждого выпуска ограничивалась, как правило, 10%. В этих условиях нерезиденты  прибегали к использованию так  называемых “серых схем” для осуществления  операций с ГКО, которые предполагали, как правило, использование посредников-резидентов. Такой способ участия нерезидентов, в частности, не позволял эффективно контролировать долю их реального участия на рынке и своевременно анализировать возможные последствия операций нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ не только для самого этого рынка, но также и для рынка валюты.

 

2-й этап

 

Приказом  Центрального банка 2 февраля 1996 г. был  введен режим допуска иностранных  инвесторов, в соответствии с которым  они могли вкладывать средства в  ГКО и ОФЗ-ПК с одновременным  проведением иностранными инвесторами  хеджирования операций по конвертации  рублевых доходов (валютных свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996 года. Им предусматривалось, что покупка  облигаций производится иностранными инвесторами через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком России дополнительное соглашение к договору «О выполнении функций дилера на рынке  государственных краткосрочных  бескупонных облигаций». Представителями  иностранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными  дилерами при совершении операций с  облигациями выступали уполномоченные банки - нерезиденты, список которых  устанавливался приказом Банка России. Расчеты по сделкам нерезидентов осуществлялись через специальные  рублевые счета в валюте Российской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков - нерезидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции уполномоченного дилера.

 

Основными характеристиками этого механизма участия нерезидентов являлись следующие:

 

- нерезидент  не был допущен к операциям  на вторичном рынке и вследствие  этого мог осуществлять лишь  пассивную стратегию на рынке;

 

- список  уполномоченных банков - нерезидентов  устанавливался ЦБ;

 

- ЦБ устанавливал  максимальные лимиты операций  каждого банка-нерезидента;

 

- ЦБ ограничивал  доходность операций нерезидента,  также был ограничен размер  открытой позиции каждого уполномоченного  банка по валютным свопам.

 

3-й этап

 

С 15 сентября 1996 г. приказом ЦБ был введен новый  режим допуска нерезидентов, в  соответствии с которым нерезиденты  стали осуществлять операции через  специальные рублевые счета “С”  в крупнейших российских банках (уполномоченных банках), с которыми Центральный  банк заключал соответствующие соглашения. Нерезиденты получили возможность  переводить средства в рублях со счета  “С” в расчетную систему ГКО-ОФЗ  для проведения операций с этими  ценными бумагами. Объемы репатриации  средств нерезидентов за границу  не ограничивались.

 

Основные  характеристики нового механизма:

 

• сохранение минимального срока пребывания средств  не резидентов на рынке (3 месяца), устанавливаемого Центральным банком в целях предотвращения резкого оттока средств;

 

• ограничение  доходности операций посредством контроля за заключением нерезидентами форвардных контрактов с уполномоченными банками на конвертацию рублевых доходов в валюту (прямых срочных сделок), а также посредством установления минимального процентного соотношения между объемом прямой срочной сделки и объемом обратной срочной сделки, заключаемой Центральным банком с уполномоченным банком;

 

• сохранение ограничения Минфином доли нерезидентов в конкретных выпусках;

 

• существование  ограничений, установленных ЦБ, на превышение обязательств российских банков по продаже  и покупке иностранной валюты (открытой валютной позиции) в целях  регулирования кредитно-денежной политики.

 

Новые условия, облегчившие доступ нерезидентов на вторичный рынок и репатриацию  средств нерезидентов за границу, имели  своим результатом увеличение доли нерезидентов на рынке: в мае 1996 года их участие оценивалось ЦБ в 3-6%, к  концу года их доля сильно возросла.

 

 

 

 

 

 

Заключение

После рассмотрения главных вопросов в теме по нормативной  и прававой базе функционирования фондового рынка в России можно сделать следующие выводы:

·  осуществление  деятельности на рынке ценных бумаг  определено нормативно-правовыми актами, которые играют большую роль в  регулировании рынка ценных бумаг;

·  контроль за деятельностью на фондовом рынке осуществляется государственными институтами;

·  разработкой  и приведением в исполнение правовых документов занимается государство;

·  основные направления деятельности на фондовом рынке и установление последовательности осуществляемых операций, защита прав участников рынка определены в Федеральных  законах и других нормативно-правовых актах.

Требуется разработка новых законов в сфере формирования новых инструментов фондового рынка, условий деятельности участников рынка;

осуществление реформы правового регулирования  финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка; развитие конкурентоспособных  институтов инфраструктуры фондового  рынка; установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость  нормативного регулирования и правоприменения.

Дальнейшее  исследование нормативной базы функционирования фондового рынка выявит наиболее «слабые» стороны законодательных  актов и определит пути их решения, усовершенствование.

Стратегия развития фондового рынка рассматривает  усовершенствование рынка: внедрение  новых инструментов; принятие законодательных  актов в области; расширение ассортимента инструментов финансового рынка  и услуг; доступ к рынку капитала большинства российских компаний, ведущих  цивилизованный бизнес; обеспечение конкурентных условий для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.  Гражданский  кодекс Российской Федерации  часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, (с изменениями, внесенными Федеральным  законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // Государственная  Дума от 21 октября 1994 года;

 

2.  Федеральный  закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О  банках и банковской деятельности" (с изменениями, внесенными Постановлением  Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, Федеральными законами от 08.07.1999 N 144-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ);

 

3.  Федеральный  закон от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ  «О защите прав и законных  интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг» (с изменениями,  внесенными Федеральными законами  от 26.04.2007 N 63-ФЗ) // Государственная Дума  от 12 февраля 1999 года;

 

4.  Федеральный  закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об  акционерных обществах» (с изменениями,  внесенными Федеральными законами  от 13.10.2008 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ) // Государственная  Дума от 24 ноября 1995 года;

 

5.  Федеральный  закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О  рынке ценных бумаг" (в редакции  Федерального закона от 27.10.2008 N 176-ФЗ) // Государственная Дума от 20 марта  1996 года;

 

6.  Федеральный  закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (с изменениями, внесенными  Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)// Государственная Дума от 27 июня 2002 года;

 

7.  Указ  Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 "О  мерах по формированию общероссийской  телекоммуникационной системы и  обеспечению прав собственников  при хранении ценных бумаг  и расчетах на фондовом рынке  Российской Федерации" (с изменениями  от 29 ноября 2004 г.);

 

8.  Указ  Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному  регулированию рынка ценных бумаг  в Российской Федерации" (с  изменениями от 29 ноября 2004 г.);

 

9.  Указ  Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2203 "О некоторых мерах упорядочения  деятельности на рынке ценных  бумаг в Российской Федерации";

 

10.  Распоряжение  от 1 июня 2006 г. N 793-р «Стратегия развития  финансового рынка Российской  Федерации на 2006 - 2008 годы» // Правительство  Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N 793-р;

 

11.  Алексеев  М.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы  и статистика. 2000;

 

12.  Базовый  курс по рынку ценных бумаг:  Учебное пособие. М.: Фонд «ИФРУ», 2004;

 

13.  Банковское  дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. 2003;

 

14.  Бердникова  Т.Б. Рынок ценных бумаг и  биржевое дело М.: ИНФАР-М. –  2000;

 

15.  Жуков  Е. Ф. Ценные бумаги и фондовые  рынки: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1995;

 

16.  Кравченко  П.П. Проблемы и перспективы  развития рынка ценных бумаг  РФ. // Менеджмент в России и  за рубежом. – 2000;

 

17.  Карпиков Е.И., Рубин Ю.В., Солдаткин В.И. Товарные и фондовые биржи М.: СОМИНТЭК, 2006;

 

18.  Развитие  рынка ценных бумаг// Банковский  вестник.–2006;

 

19.  Рынок  ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;

 

20.  Рынок  ценных бумаг: Учебное пособие  для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;

 

21.  Рынок  ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000;

 

22.  Шестаков  А.В и Д.А Рынок ценных бумаг.  – М.: 2000;

 

23.  Финансово-аналитический  центр. http://www.mabico.ru//


Информация о работе Роль и задачи государственных институтов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценных бумаг