Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследование сущностных аспектов прямых налогов;
изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней
2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
2.3 Состав и структура прямых налогов в доходах местных бюджетов РФ
3. Пути увеличения доходов бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 152.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Ведение

1. Теоретические основы прямых  налогов как источника доходов  бюджетов всех уровней

1.1 Социально-экономическая сущность  и понятие прямых налогов

1.2 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов

2. Анализ и оценка поступлений  прямых налогов в бюджеты всех  уровней

2.1 Состав и структура прямых  налогов в доходах федерального  бюджета

2.2 Состав и структура прямых  налогов в доходах бюджетов  субъектов РФ

2.3 Состав и структура прямых  налогов в доходах местных  бюджетов РФ

3. Пути увеличения доходов бюджетов  всех уровней за счет прямых  налогов

3.1 Зарубежный опыт формирования  доходной базы бюджетов всех  уровней за счет прямых налогов

3.2 Совершенствование прямого налогообложения  в РФ как фактор увеличения  доходов бюджетов всех уровней

Заключение 

Список использованных источников

Приложения

 

 

Введение

 

Налоги  являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность  средств, собранных посредством  налогов, неэффективность налоговой  системы, массовое уклонение от уплаты налогов — сразу же сказываются  на состоянии государства и общества в целом. Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое  значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Россия  пошла по пути преимущественного  использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных – наоборот. Данная зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет.

Целью дипломной  работы является исследование теоретических  основ прямых налогов и выявление  роли прямых налогов в бюджетной  системе Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • исследование сущностных аспектов прямых налогов;
  • изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
  • изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
  • анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
  • ознакомлений с зарубежным опытом формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов.
  • совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе раскрываются теоретические  основы прямых налогов, а именно изучается  сущность прямых налогов, история развития и поступления по прямым налогам  на протяжении IX- XXI веков. Рассматривается нормативно-правовая база регулирования прямых налогов.

Во второй главе раскрывается и анализируется  состав доходов бюджетов различных  уровней. Особый упор делается на динамику поступлений прямых налогов за 2007-2009 гг.

В третьей  главе рассматриваются структура  и значение прямых налогов в формировании доходной базы бюджетов всех уровней  зарубежных государств. Изучаются направления  совершенствования прямого налогообложения  как фактора увеличения доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации.

Информационной  базой дипломной работы выступают  нормативные правовые документы, регламентирующие поступление прямых налогов в  доходы бюджетов разных уровней РФ, учебная литература таких авторов, как А.М. Година, М.Е. Косов, О.И. Мамрукова, В.Г. Пансков, А.В. Перова, Ю.А. Петрова, Г.Б. Поляк, В.М. Пушкарева, К.В. Рудый, Е.В. Смолина, А.В. Толкушина, Д.Г. Черника и других ученых-экономистов, периодическая литература, материалы Министерства финансов РФ.

 

1. Теоретические основы  прямых налогов

 

1.1 Сущность и понятие прямых  налогов

 

Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Участвуя в перераспределении  стоимости – национального дохода – налоги выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений.

Налог как  основная форма доходов государства  присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования.

В широком  смысле под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения  и не носящий характер наказания  или компенсации обязательный безвозмездный  платеж. [Перов, Толкушкин с. 21]

В современной  литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые  не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Исторически в зависимости от основания, заложенного  в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, Д.Локк установил, что налогом, падающим на землю косвенно, следует предпочесть  налог, непосредственно взимаемый  с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог  – это прямой налог, остальные  налоги – косвенные.

Однако, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А.Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. [Пушкарева, 2001 с. 178]

Классификация налогов, в основании которой  лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течении XVII – XIX веков.

Вторым  способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое разграничение и по способу обложения  и взимания. Прямые налоги построены  на основании явлений и признаков  постоянного характера и поэтому  заранее определимых (владение и  пользование имуществом). Они взимаются  по личным, периодически составляемым, спискам плательщиков на основании  кадастра (земель, домов и т.д.) и  в определенные сроки. Косвенные  налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании  определенных тарифов. [Пушкарева. 2001, с.179]

Однако  это разграничение кадастра и  тарифа не прижилось. Кадастр и тариф  принципиально не исключают друг друга, например, промысловый налог, а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра, то есть подоходный налог.

Следующее обоснование этой классификации  основывалось на понятии платежеспособности. В соответствии с ним все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и  производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными.

Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на расходное и доходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства – путем налогов на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, то есть на предметы потребления в широком смысле слова, – к категории косвенных налогов. [Пушкарева 2001, с. 180]

Такое деление  налогов на прямые и косвенные  исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом  плательщика и его потреблением. Это деление на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала ХХ в., не утратило своего значения и в конце ХХ века – начале ХХI века.

В налоговых  законодательствах развитых стран  классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные была сохранена. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 года.

Эволюция  налоговой системы свидетельствует  об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и  соотношении между ними, которое  менялось на различных этапах развития общества. В ХIХ – начале ХХ вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х гг. ХХ в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.[Качур, с. 13]

В настоящее  время деление налогов на прямые и косвенные производится на основе принципа переложения налогов. Соотношение  прямых и косвенных налогов в  различных странах зависит от уровня их экономического развития. В  налоговых системах развитых стран  преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение  занимают косвенные налоги.

Итак, прямые налоги устанавливаются непосредственно  на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. (Пансков)

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а  также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко  называют налогами и потребление. Таким  образом, указанные налоги предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Следует отметить, что прямые налоги непосредственно  связаны с характеристикой налогоплательщика  и взимаются соответственно в  зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей  ему собственности (имущества). Они  применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие  попало как можно большее число  объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую  основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении  усиливается зависимость размера  уплачиваемых налогоплательщиком налогов  от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе  прямых и косвенных налогов создает  достаточную устойчивость налоговых  поступлений. ( Пансков)

Прямые  налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные  же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают  их с других лиц (с потребителей).

Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению  с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству  более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества  или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев  и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям.

Так же к  достоинствам прямого налогообложения  относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Как ранее  отмечалось, в настоящее время  прямые налоги составляют основу налоговых  систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.

Основные  преимущества прямого налогообложения  состоят в следующем:

  1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
  3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов