Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ состояния мирового рынка капитала, перспективные его изменения на современном этапе.
На основе цели поставлены основные задачи:
- охарактеризовать мировой рынок капитала;
- проанализировать потоки капиталов;
- рассмотреть прямые и портфельные инвестиции;
- изучить страны экспортеры, импортеры капитала, ТНК и финансовых группы, международные организации;
- проанализировать современное состояние рынка капитала в России;
- выявить перспективные изменения этого рынка.
Введение
3
Глава 1
Определение мирового рынка капитала
5
1.1
Общая характеристика мирового рынка капитала
5
1.2
Формы движения капитала
7
Глава 2
Ведущие страны и международные организации на мировом рынке капитала
15
2.1
Страны экспортеры, импортеры капитала
15
2.2
ТНК и финансовые группы
21
2.3
Международные организации
28
Глава 3
Россия на мировом рынке капитала
31
3.1
Современное состояние рынка капитала в России
31
Заключение
42
Список литературы
44
Основная масса вывезенного за рубеж российского капитала осела в офшорах и офшоропроводящих странах (в частности, можно предположить, что основная часть инвестиций в Нидерланды в большинстве своем затем перетекает в офшорные Нидерландские Антилы) (см.табл.3). Из этих же стран и территорий поступила и основная масса иностранных инвестиций в Россию. Статистика Банка России о географии долгосрочных активов и обязательств банковского сектора также свидетельствует, что на указанные страны и территории приходится 76% активов и 40% обязательств российских банков. Подобная география участия России в Таблица5
География инвестиций из
России, накопленных за рубежом, и
накопленных иностранных
Страны и территории |
Накопленные российские инвестиции за рубежом |
Накопленные иностранные инвестиции в России | ||||||
всего |
прямые |
портфельные |
прочие |
всего |
прямые |
портфельные |
прочие | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Офшорные страны и территории** |
||||||||
в том числе Кипр |
20,7 |
38,5 |
19,4 |
8,9 |
23,9 |
26,4 |
22,7 |
17,5 |
Люксембург |
11,7 |
0,6 |
2,3 |
19,6 |
1,6 |
0,8 |
0 |
4,0 |
Швейцария |
9,5 |
4,4 |
0,4 |
25,1 | ||||
Брит. Виргинские о-ва |
2,5 |
3,5 |
12,3 |
1,3 |
6,8 |
3,2 |
28,1 |
12,4 |
Офшоропроводя-щие страны*** |
||||||||
в том числе Нидерланды |
13 |
1,9 |
0 |
10,3 |
24,8 |
34,3 |
1,4 |
4,1 |
Великобритания |
7,2 |
3,0 |
50,2 |
7,8 |
3,9 |
4,1 |
0* |
4,1 |
* Знак «0» означает величину менее 0,5%.
** Из списка офшорных юрисдикций Банка России.
*** Страны, обладающие сетью
зарубежных офшорных
международном движении капитала свидетельствует не столько о транснациональной зрелости российского бизнеса и большой привлекательности России как места приложения капитала, сколько о кругообороте российского капитала между Россией и офшорными территориями. [9]
Можно сделать вывод, что чрезмерный, ориентированный на офшоры и осуществляющийся во многом в нелегальной форме вывоз капитала из России порожден недостатками нашей экономической модели, которая может быть названа олигархическим госкапитализмом. Этот вариант госкапитализма нацелен не столько на модернизацию страны за счет использования силы государства, сколько на использование этой силы в интересах бюрократии и близких к ней компаний, преимущественно крупных (они контролируются физическими лицами-олигархами), прежде всего с помощью административной ренты (т. е. использования бюрократией государственной власти). Эта коалиция рентоориентированных сил выступает за такую модернизацию страны, которая сохранит их власть над экономикой и политикой, а также их оформленные в офшорах активы.
Для тактического решения проблемы чрезмерного вывоза капитала из страны требуется изменение законодательства. Это прежде всего введение запрета на осуществление операций по экспорту капитала в офшорные юрисдикции и усиление контроля над вывозом капитала в офшоропроводящие страны. Другой законодательной мерой может быть запрет на осуществление внешнеэкономических операций для фирм-однодневок. Понятно, что прекратить «бегство капитала» эти меры не смогут, но уменьшить масштабы вывоза отечественных инвестиций они в состоянии.
Другой характерной чертой является большой размер нелегального вывоза капитала. В платежном балансе он проходит по статье «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами», а также по статье «Чистые ошибки и пропуски». Банк России, в соответствии с рекомендациями МВФ, включает эти статьи в общую величину экспорта капитала. Обе эти статьи в 2009 г. и 2010 г. составили существенную часть российского экспорта капитала. В условиях, когда для экспорта капитала из России уже давно не требуется разрешения, ориентация российских экспортеров капитала на его нелегальный вывоз из страны может объясняться тем, что нелегальный вывоз капитала обеспечивает отечественным экспортерам капитала анонимность, что немаловажно в условиях слабой защиты собственности в нашей стране (см. ниже). К тому же нелегальный вывоз капитала нужен также для вывоза из страны полученных взяток и для перевода взяток тем российским чиновникам, которые уже имеют счета в зарубежных офшорных юрисдикциях. В этих условиях наиболее распространенным механизмом осуществления нелегального вывоза капитала являются фирмы-однодневки.
Данная специфика не отменяет того факта, что участие России в традиционном экспорте капитала растет в основном за счет транснационализации российских нефтегазовых и металлургических компаний (имеют прямые инвестиции в десятках стран мира) и роста интереса западных ТНК к России. Но в первую очередь она говорит о том, что в российском вывозе капитала преобладают черты, объединяемые в экономической теории термином «бегство капитала». Правда, основная масса убежавшего капитала, судя по всему, возвращается.
Сделаем попытку объяснить российскую специфику экспорта капитала особенностями российской экономической модели, используя прежде данные ежегодного доклада «Глобальная конкурентоспособность», подготавливаемого Всемирным экономическим форумом. Он нацелен на оценку в баллах индекса конкурентоспособности 139 стран мира, но многочисленность и репрезентативность индикаторов (их более сотни), входящих в этот индекс и объединенных в 12 субиндексов, позволяет также выявить особенности национальных экономических моделей. Среди крупных и средних стран схожего уровня развития (если брать ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, то это Бразилия, Польша, Румыния, Турция, Малайзия, Мексика, Аргентина, Венесуэла) Россия имеет средний по этой группе стран балл индекса конкурентоспособности. Одновременно она выделяется высокими (выше средних для этой группы стран) субиндексами инфраструктуры, здравоохранения и образования, эффективности рынка труда, размера рынка, но заметно проигрывает (всем странам этой группы, кроме Аргентины и Венесуэлы) по таким субиндексам, как институциональная среда, эффективность товарных рынков, зрелость финансового рынка, зрелость бизнеса.
Место России в мировом импорте капитала также заметно: в целом за 2000-2008 гг. ее доля составила 1,1%, в то время как доля Китая равнялась 2,3%, Бразилии и Индии - по 0,7%. Сразу заметим, что система национальных счетов, исходя из упомянутого определения валового накопления, в качестве вклада в валовое накопление учитывает только такую форму ввоза иностранных инвестиций, как прямые. Однако для нашего анализа целесообразно рассмотреть и другие формы импорта капитала.
Россия на фоне остальных государств с формирующимися рынками выделяется как страна, в экспорте и импорте капитала которой преобладают прочие инвестиции, т. е. займы и кредиты (см. табл. 6). Подобную специфику России можно объяснить вышеупомянутым кругооборотом капитала между Россией и офшорами и офшоропроводящими странами: вывезенный преимущественно в форме
займов и кредитов российский капитал возвращается обратно в той же форме. [9]
Этому же способствует и вышеупомянутая низкая зрелость финансового рынка в России даже на фоне стран схожего уровня развития. Добавим, что, по данным Всемирного банка, в 2008 г. выданные в России кредиты составили лишь 27% по отношению к ее ВВП, тогда как в среднем по странам с формирующимися рынками этот показатель составлял 74%. Неудивительно, что иностранные кредиты в том же году составили около четверти кредитов в России, выданных для финансирования инвестиций в основной капитал. Огромные размеры поступающих в страну из-за рубежа займов и кредитов генерируют большой вывоз капитала в виде погашений этих займов и кредитов. Так, в 2010 г. их было погашено на 97 млрд долларов. Таблица6
Доля отдельных форм в экспорте и импорте капитала в отдельных странах и группах стран в целом за 2000 - 2008 гг. (%)
Страны и группы стран |
Экспорт капитала =100 |
Импорт капитала = 100 | ||||
Прямые инвести-ции |
Портфельные инвестиции и финансовые деривативы |
Прочие инвести-ции |
Прямые инвести-ции |
Портфельные инвестиции и финансовые деривативы |
Прочие инвести-ции | |
Развитые страны |
30 |
28 |
42 |
20 |
41 |
39 |
Страны с формирующимися рынками |
25 |
23 |
52 |
60 |
11 |
29 |
в том числе Россия |
30 |
2 |
68 |
42 |
- 4 |
62 |
В нашей стране, в результате преобладания в импорте капитала прочих инвестиций, отношение накопленных прямых инвестиций к ВВП по состоянию на конец 2008 г. было довольно низким по сравнению с остальными странами БРИКС - всего 8%, в то время как у ЮАР это 25%, Китая - 20%, Бразилии - 18%, Индии - 10%. Однако во второй половине прошлого десятилетия поступление прямых иностранных инвестиций в Россию заметно возросло: по расчетам ЮНКТАД, приток прямых иностранных инвестиций в 2006 - 2008 гг. обеспечивал уже от 16% (2006 г.) до 20% (2007 г.) валового накопления основного капитала в нашей стране, что неплохо по сравнению с другими крупными экономиками (11 - 15% в Бразилии, 7 - 10% в Индии, 6% в Китае, 9 - 12% в Мексике, 12 - 17% в Турции). Последовавшее затем резкое сокращение притока прямых иностранных инвестиций во все охваченные данным исследованием страны следует объяснять мировым экономическим кризисом, после преодоления которого можно надеяться на восстановление этого притока.
Поэтому для современной России проблема состоит не столько во временно сократившемся притоке прямых иностранных инвестиций, который следует как минимум восстановить до предкризисного уровня, сколько в отраслевой структуре этих инвестиций. По данным об отраслевой структуре накопленных в России к концу 2009 г. прямых иностранных инвестиций, в инфраструктуре, сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности было размещено лишь 42% этих инвестиций, причем в обрабатывающей промышленности они были сосредоточены преимущественно в простых видах производства - пищевой промышленности, производстве материалов и полуфабрикатов, сборке легковых автомобилей, а в производстве машин и оборудования - лишь 2,9%. Основная часть прямых иностранных инвестиций была вложена в добычу полезных ископаемых (22,7%), торговлю и ремонт (10,4%), финансовую деятельность (5,2%), операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг (16,1%). Подобная отраслевая структура прямых иностранных инвестиций явно не способна содействовать реиндустриализации России и «пока весьма слабо вписывается в инновационную модель, к которой стремится Россия».
Стратегическим решением для увеличения нормы валового накопления в России через приток прямых иностранных инвестиций является улучшение инвестиционного климата в нашей стране. В конечном счете, указанные провалы в инвестиционном климате порождены опять же недостатками российского варианта олигархического капитализма. Вряд ли российское общество сейчас готово перейти к либерально-демократической модели капитализма (из стран с формирующимися рынками распространена в Центральной и Восточной Европе), хотя переход к неолигархической модели госкапитализма, которая распространена прежде всего в новых индустриальных странах Азии, в принципе представляется возможным. [9]
Для тактического решения проблемы вклада прямых иностранных инвестиций в валовое накопление возможны разные решения. Можно приветствовать создаваемый в России по инициативе бывшего президента Д. А. Медведева фонд объемом 10 млрд дол. для инвестиций в экономику нашей страны совместно с ведущими мировыми компаниями. Однако весьма важна будущая отраслевая направленность инвестиций с участием этого фонда. Он должен не просто привлекать в Российскую Федерацию прямые иностранные инвестиции, а содействовать их притоку в наиболее современные отрасли - локомотивы модернизации.
Заключение
Мировой рынок капитала – это глобальная система аккумулирования и предоставления свободных денежных ресурсов деловыми структурами и государствами, осуществляемая на конкурентных основах.
Вывоз ссудного капитала и
предпринимательский капитал
Основной целью миграции финансовых ресурсов является эффективное приложение капитала, изъятого из внутреннего обращения страны базирования, в принимающей стране для получения более высокой прибыли.
С точки зрения субъектов миграции капитала различают макроуровень — межгосударственный перелив капитала — статистически отражающийся в платежном балансе стран, и микроуровень — движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.
К крупным экспортерам
на Европейском контингенте