Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Анализ товарооборота и факторов, влияющих на его изменение.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.

Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.

Исходя из поставленной цели задачами настоящей выпускной квалификационной работы являются:

  • рассмотрение сущности товарооборота;
  • изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
  • рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
  • изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
  • поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.

Структура настоящей выпускной квалификационной работы определена

поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

При проведении исследования использовались фактические материалы рассматриваемой организации, содержащие необходимую информацию для освещения поставленных вопросов: уставные документы, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.

Целью деятельности ЗАО «СИА Интернейшнл-Владивосток» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов участников и членов трудового коллектива предприятия.

 

 

1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Экономическая сущность розничного  товарооборота торговой организации

 

Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это - конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики все организации должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности.

Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги, выгодный для участвующих в нем сторон. Потребитель при обмене стремится приобрести необходимый ему товар (услуги) хорошего качества, а розничный торговец - прибыль. В процессе совершения акта купли-продажи потребитель получает определенное психологическое удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус.

Организации розничной торговли можно классифицировать по товарным категориям и группам, которые преобладают в ассортименте; по методам торговли и уровню обслуживания покупателей; по признаку принадлежности магазина тем или иным владельцам; по месту расположения, структуре и стратегии магазина и не магазинной торговли.

Розничная торговля выполняет следующие функции: закупку товаров, их транспортирование и хранение; принятие на себя риска, финансовую деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировку, подработку, придание закупленной продукции товарного вида, продажу товаров и послепродажное обслуживание покупателей.

Розничная торговля занимает важное место в системе товародвижения. Она обеспечивает возможность покупателю с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные ему товары (услуги) путем выбора из имеющегося ассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для потребления количествах. Интерьер магазинов часто содействует совершению покупки.

Розничная торговля является сложной системой, функционирующей в условиях быстроизменяющейся социально-экономической среды. Она постоянно учитывает потребности и желания покупателей, изменения социально-экономической среды, конъюнктуру и обеспечивает необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств.

Кроме того, розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой. Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на пути от производства к потребителю. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Следует обратить особое внимание на то, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существует.

Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся.

Соответственно розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства.

Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Соответственно розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота. С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:

  • как систему отношений общественного производства;
  • как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;
  • как систему обратной связи с производством.

Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.

Розничный товарооборот - результат деятельности не только розничной торговой организации. В нем отражаются состояние экономики в целом, эффективность производства, закупок, обстановка в стране, грамотность управления процессом товародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура его развития, правильность выбора целей.

Как любой стоимостный показатель, розничный товарооборот имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребителя цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торговой организации.

Значение розничного товарооборота определяется также и тем, что его объем характеризует уровень жизни населения. Розничная продажа товаров составляет основу личного потребления.

Развитие розничного товарооборота оказывает определенное влияние на денежное обращение. Преобладающая часть обращающихся в стране денег принимает участие в розничной купле-продаже товаров, обслуживает розничный оборот.

Состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж.

Товарооборот торговой организации формируется за счет продажи населению потребительских и продовольственных товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.

Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

С ростом реальных доходов в условиях насыщенного рынка в объеме розничного товарооборота повышается доля непродовольственных товаров, сближается структура покупок городского и сельского населения, увеличивается продажа высококалорийных продуктов питания, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, длительного пользования, транспортных средств, предметов оборудования жилищ, изделий повышенного качества.

Кратко структуру продовольственных товаров можно представить следующими группами: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, жиры, молоко и молочные продукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа и макаронные изделия, картофель, овощи, плоды, фрукты и ягоды, и другие продовольственные товары.

В структуре непродовольственных товаров различают следующие ассортиментные группы: ткани, одежда, белье, головные уборы и меха, трикотажные и чулочно-носочные изделия, обувь, хозяйственное мыло, синтетические моющие средства, туалетное мыло и парфюмерия, галантерея и нитки, табачные изделия, спички, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, и другие непродовольственные товары.

В заключение вопроса можно сделать следующие выводы:

  1. Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды;
  2. Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности;
  3. Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы;
  4. Состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;
  5. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой;
  6. Розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат.

Информация о работе Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации