Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.
Параметр а1 показывает, что в период с t1 по tn товарооборот повышался с постоянной скоростью, равной 0,709 млн. руб. Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:
в октябре 2009 г.:
ty10 = 21,994 + 0,709 * 10 = 25,539 млн. руб. РФ;
в ноябре 2009 г.:
ty11 = 21,994 + 0,709 * 11 = 26,248 млн. руб. РФ;
в декабре 2009 г.:
ty12 = 21,994 + 0,709 * 12 = 26,957 млн. руб. РФ.
Правильность полученной теоретической закономерности изменения объема товарооборота и его экстраполяции по тому или иному уравнению определяется суммой квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного:
;
.
Таким образом, данный прогноз является достаточной точным, так как сумма квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного составляет 1,29, а среднеквадратическое отклонение - 5,87%.
Кроме этого, при нелинейном развитии процесса товарооборота экстраполяцию можно произвести по параболе 2 порядка. Полученные данные сведем в таблицу 3.1.11:
Таблица.3.1.11
Годы |
Товаро-оборот, млн. руб. РФ |
t |
t2 |
yt |
t4 |
yt2 |
Выравненный товарооборот по прямой, |
Отклонение фактического значения от выравненного, (у- |
(у- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
t1 |
17,759 |
-4 |
16,0 |
-71,036 |
256 |
5046 |
798,2 |
-780,5 |
609 137,53 |
t2 |
18,912 |
-3 |
9,0 |
-56,736 |
81 |
3219 |
214,6 |
-195,7 |
38 307,97 |
t3 |
21,813 |
-2 |
4,0 |
-43,626 |
16 |
1903 |
-202,0 |
223,8 |
50 099,08 |
t4 |
21,078 |
-1 |
1,0 |
-21,078 |
1 |
444 |
-451,7 |
472,8 |
223 540,49 |
t5 |
24,142 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
-534,5 |
558,6 |
312 065,43 |
t6 |
23,151 |
1 |
1,0 |
23,151 |
1 |
536 |
-450,3 |
473,5 |
224 161,21 |
t7 |
24,845 |
2 |
4,0 |
49,690 |
16 |
2469 |
-199,2 |
224,0 |
50 187,72 |
t8 |
22,830 |
3 |
9,0 |
68,490 |
81 |
4691 |
218,9 |
-196,1 |
38 438,47 |
t9 |
23,414 |
4 |
16,0 |
93,656 |
256 |
8771 |
803,9 |
-780,5 |
609 158,03 |
Всего |
197,944 |
0 |
60,0 |
42,511 |
708 |
27 079 |
197,944 |
2 155 095,91 |
В результате получим:
9а0 + 60а2 = 197,944;
60а1 = 42,511;
60а0+708а2 = 27079.
Отсюда
а0 = - 534,486;
а1 = 0,709;
а2 = 83,472.
Тогда:
= - 254,560 + 0,709t + 41,483t2
Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 8 табл.3.1.12
Как видно из данных табл.3.11в рассматриваемом случае данный метод не подходит для прогнозирования товарооборота магазина, т.к величина товарооборота не может быть отрицательной величиной.
Третий способ прогнозирования осуществим с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, используя при этом функцию ЛГРФПРИБЛ.
Для этого занесем исходные данные о величине товарооборота за весь анализируемый период - 9 мес. 2008 и 9 мес. 2009 г., кроме этого для создания непрерывного ряда значений добавим данные товарооборота за 4 кв.2008г.(табл.3.1.12).
Таблица 3.1.12
№№ пп |
Месяц, год |
Фактический товарооборот, тыс. руб. |
Выровненный товарооборот, тыс. руб |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Январь 2008 |
8 621 |
7190 |
2 |
Феваль 2008 |
8 945 |
7673 |
3 |
Март 2008 |
9 144 |
8188 |
4 |
Апрель 2008 |
8 956 |
8738 |
5 |
Май 2008 |
9 304 |
9325 |
6 |
Июнь 2008 |
9 078 |
9951 |
7 |
Июль 2008 |
9 521 |
10619 |
8 |
Август 2008 |
9 192 |
11333 |
9 |
Сентябрь 2008 |
9 602 |
12094 |
10 |
Октябрь 2008 |
10 362 |
12906 |
11 |
Ноябрь 2008 |
10 582 |
13773 |
12 |
Декабрь 2008 |
14 835 |
14698 |
13 |
Январь 2009 |
17 759 |
15685 |
14 |
Феваль 2009 |
18 912 |
16738 |
15 |
Март 2009 |
21 813 |
17862 |
16 |
Апрель 2009 |
21 078 |
19062 |
17 |
Май 2009 |
24 142 |
20342 |
18 |
Июнь 2009 |
23 151 |
21708 |
19 |
Июль 2009 |
24 845 |
23166 |
Продолжение Таблицы 3.1.12
20 |
Август 2009 |
22 830 |
24722 |
21 |
Сентябрь 2009 |
23 414 |
26382 |
Функция ЛГРФПРБЛ определяет параметры математической модели товарооборота с помощью экспоненциальной кривой.
Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.1.). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.
Рис.3.1 Динамика товарооборота магазина «Восход».
Как видно из рис.3.1, динамика товарооборота выражена уравнением:
У = 6737,5 * е0,065х.
При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,8801, что является относительно высоким показателем.
Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:
в октябре 2009 г.:
ty22 = 6737,5 * е0,065 * 22 = 28154 тыс. руб. РФ;
в ноябре 2009 г.:
ty23 = 6737,5 * е0,065 * 23 = 30045 тыс. руб. РФ;
в декабре 2009 г.:
ty24 = 6737,5 * е0,065 * 24 = 32063 тыс. руб. РФ.
Далее проведем прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда. При этом, используя данные о динамике товарооборота по месяцам (табл.3.1.13) построим график, ее отражающий (рис.3.2).
Таблица 3.1.13
Прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда
№ пп |
Месяц, год |
Фактический товарооборот, тыс. руб. |
Выровненный товарооборот, тыс. руб |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Январь 2008 |
8 621 |
8627 |
2 |
Феваль 2008 |
8 945 |
8840 |
3 |
Март 2008 |
9 144 |
9161 |
4 |
Апрель 2008 |
8 956 |
9312 |
5 |
Май 2008 |
9 304 |
9247 |
6 |
Июнь 2008 |
9 078 |
9065 |
7 |
Июль 2008 |
9 521 |
8941 |
8 |
Август 2008 |
9 192 |
9068 |
9 |
Сентябрь 2008 |
9 602 |
9606 |
10 |
Октябрь 2008 |
10 362 |
10654 |
11 |
Ноябрь 2008 |
10 582 |
12227 |
12 |
Декабрь 2008 |
14 835 |
14249 |
13 |
Январь 2009 |
17 759 |
16557 |
14 |
Феваль 2009 |
18 912 |
18922 |
15 |
Март 2009 |
21 813 |
21077 |
16 |
Апрель 2009 |
21 078 |
22763 |
17 |
Май 2009 |
24 142 |
23781 |
Продолжение таблицы 3.1.13
18 |
Июнь 2009 |
23 151 |
24068 |
19 |
Июль 2009 |
24 845 |
23774 |
20 |
Август 2009 |
22 830 |
23358 |
21 |
Сентябрь 2009 |
23 414 |
23698 |
Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.2). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.
Рис.3.2 Динамика товарооборота магазина «Восход».
Как видно из рис.3.2, динамика товарооборота выражена уравнением:
У
= 0,0178x6-1,0779x5+23,311x4-
При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,9871, что является достаточно высоким показателем.
Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:
в октябре 2009 г.: 26208 тыс. руб. РФ;
в ноябре 2009 г.: 32974 тыс. руб. РФ;
в декабре 2009 г.: 46900 тыс. руб. РФ.
В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования деятельности магазина «Восход» позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности предприятия, что позволит своевременно принимать обоснованные решения. В этих условиях развитие розничного товарооборота будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенного роста розничного товарооборота.
3.2 Влияние отдельных видов
ресурсов на объем
Как было выявлено при анализе товарооборота, проведенном в главе 2, на объем товарооборота оказывают влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти виды ресурсов используются в различном сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота. Рассмотрим влияние данных ресурсов на объем товарооборота более подробно.
Наиболее активной частью материальных ресурсов, оказывающих наибольшее влияние на динамику товарооборота являются товарные запасы.
Сокращение времени товарного обращения является одним из условий ускорения всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования оборотных средств в народнохозяйственном комплексе. Скорость оборота товаров является важным фактором экономии расходов за счет сохранения качества товаров, сокращения товарных потерь, повышения эффективности использования материально-технической базы.
Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.
Факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие группы:
Значительное влияние на динамику товарооборота оказывает рациональное построение ассортимента товаров. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине должно быть обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования магазина «Восход» должно быть обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.