Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Анализ товарооборота и факторов, влияющих на его изменение.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

 

Параметр а1 показывает, что в период с t1 по tn товарооборот повышался с постоянной скоростью, равной 0,709 млн. руб. Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:

в октябре 2009 г.:

ty10 = 21,994 + 0,709 * 10 = 25,539 млн. руб. РФ;

в ноябре 2009 г.:

ty11 = 21,994 + 0,709 * 11 = 26,248 млн. руб. РФ;

в декабре 2009 г.:

ty12 = 21,994 + 0,709 * 12 = 26,957 млн. руб. РФ.

 

Правильность полученной теоретической закономерности изменения объема товарооборота и его экстраполяции по тому или иному уравнению определяется суммой квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного:

 

;

.

 

Таким образом, данный прогноз является достаточной точным, так как сумма квадратов отклонений фактического товарооборота от выровненного составляет 1,29, а среднеквадратическое отклонение - 5,87%.

Кроме этого, при нелинейном развитии процесса товарооборота экстраполяцию можно произвести по параболе 2 порядка. Полученные данные сведем в таблицу 3.1.11:

 

 

 

 

 

 

Таблица.3.1.11

Годы

Товаро-оборот, млн. руб. РФ

t

t2

yt

t4

yt2

Выравненный товарооборот по прямой,

Отклонение фактического значения от выравненного, (у-

)

(у-

) 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

t1

17,759

-4

16,0

-71,036

256

5046

798,2

-780,5

609 137,53

t2

18,912

-3

9,0

-56,736

81

3219

214,6

-195,7

38 307,97

t3

21,813

-2

4,0

-43,626

16

1903

-202,0

223,8

50 099,08

t4

21,078

-1

1,0

-21,078

1

444

-451,7

472,8

223 540,49

t5

24,142

0

0,0

0

0

0

-534,5

558,6

312 065,43

t6

23,151

1

1,0

23,151

1

536

-450,3

473,5

224 161,21

t7

24,845

2

4,0

49,690

16

2469

-199,2

224,0

50 187,72

t8

22,830

3

9,0

68,490

81

4691

218,9

-196,1

38 438,47

t9

23,414

4

16,0

93,656

256

8771

803,9

-780,5

609 158,03

Всего

197,944

0

60,0

42,511

708

27 079

197,944

 

2 155 095,91


 

В результате получим:

9а0 + 60а2 = 197,944;

60а1 = 42,511;

60а0+708а2 = 27079.

Отсюда

а0 = - 534,486;

а1 = 0,709;

а2 = 83,472.

Тогда:

= - 254,560 + 0,709t + 41,483t2

Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 8 табл.3.1.12

Как видно из данных табл.3.11в рассматриваемом случае данный метод не подходит для прогнозирования товарооборота магазина, т.к величина товарооборота не может быть отрицательной величиной.

Третий способ прогнозирования осуществим с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, используя при этом функцию ЛГРФПРИБЛ.

Для этого занесем исходные данные о величине товарооборота за весь анализируемый период - 9 мес. 2008 и 9 мес. 2009 г., кроме этого для создания непрерывного ряда значений добавим данные товарооборота за 4 кв.2008г.(табл.3.1.12).

Таблица 3.1.12

№№

пп

Месяц, год

Фактический товарооборот, тыс. руб.

Выровненный товарооборот, тыс. руб

1

2

3

4

1

Январь 2008

8 621

7190

2

Феваль 2008

8 945

7673

3

Март 2008

9 144

8188

4

Апрель 2008

8 956

8738

5

Май 2008

9 304

9325

6

Июнь 2008

9 078

9951

7

Июль 2008

9 521

10619

8

Август 2008

9 192

11333

9

Сентябрь 2008

9 602

12094

10

Октябрь 2008

10 362

12906

11

Ноябрь 2008

10 582

13773

12

Декабрь 2008

14 835

14698

13

Январь 2009

17 759

15685

14

Феваль 2009

18 912

16738

15

Март 2009

21 813

17862

16

Апрель 2009

21 078

19062

17

Май 2009

24 142

20342

18

Июнь 2009

23 151

21708

19

Июль 2009

24 845

23166


 

Продолжение Таблицы 3.1.12

20

Август 2009

22 830

24722

21

Сентябрь 2009

23 414

26382


 

Функция ЛГРФПРБЛ определяет параметры математической модели товарооборота с помощью экспоненциальной кривой.

Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.1.). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.

Рис.3.1 Динамика товарооборота магазина «Восход».

 

Как видно из рис.3.1, динамика товарооборота выражена уравнением:

У = 6737,5 * е0,065х.

При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,8801, что является относительно высоким показателем.

Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:

в октябре 2009 г.:

ty22 = 6737,5 * е0,065 * 22 = 28154 тыс. руб. РФ;

в ноябре 2009 г.:

ty23 = 6737,5 * е0,065 * 23 = 30045 тыс. руб. РФ;

в декабре 2009 г.:

ty24 = 6737,5 * е0,065 * 24 = 32063 тыс. руб. РФ.

 

Далее проведем прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда. При этом, используя данные о динамике товарооборота по месяцам (табл.3.1.13) построим график, ее отражающий (рис.3.2).

Таблица 3.1.13

Прогнозирование товарооборота с помощью полиномиальной линии тренда

 

пп

Месяц, год

Фактический товарооборот, тыс. руб.

Выровненный товарооборот, тыс. руб

1

2

3

4

1

Январь 2008

8 621

8627

2

Феваль 2008

8 945

8840

3

Март 2008

9 144

9161

4

Апрель 2008

8 956

9312

5

Май 2008

9 304

9247

6

Июнь 2008

9 078

9065

7

Июль 2008

9 521

8941

8

Август 2008

9 192

9068

9

Сентябрь 2008

9 602

9606

10

Октябрь 2008

10 362

10654

11

Ноябрь 2008

10 582

12227

12

Декабрь 2008

14 835

14249

13

Январь 2009

17 759

16557

14

Феваль 2009

18 912

18922

15

Март 2009

21 813

21077

16

Апрель 2009

21 078

22763

17

Май 2009

24 142

23781


Продолжение таблицы 3.1.13

18

Июнь 2009

23 151

24068

19

Июль 2009

24 845

23774

20

Август 2009

22 830

23358

21

Сентябрь 2009

23 414

23698


 

Далее построим график с помощью данных о товарообороте и с помощью электронных таблиц Microsoft Excel (рис.3.2). При построении также зададим условие на вывод линии тренда, среднеквадратического отклонения и уравнения кривой.

Рис.3.2 Динамика товарооборота магазина «Восход».

Как видно из рис.3.2, динамика товарооборота выражена уравнением:

У = 0,0178x6-1,0779x5+23,311x4-215,59x3+856,39x2-1164,3x+9128,1

При этом величина достоверности аппроксимации (сглаживания) составляет 0,9871, что является достаточно высоким показателем.

Если предположить, что товарооборот будет и впредь расти таким образом, то можно прогнозировать его примерное увеличение на ближайшие месяцы. Так, товарооборот будет равен:

в октябре 2009 г.: 26208 тыс. руб. РФ;

в ноябре 2009 г.: 32974 тыс. руб. РФ;

в декабре 2009 г.: 46900 тыс. руб. РФ.

 

В заключение вопроса следует отметить, что организация прогнозирования деятельности магазина «Восход» позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности предприятия, что позволит своевременно принимать обоснованные решения. В этих условиях развитие розничного товарооборота будет опираться на обоснованную оценку влияния внешних и внутренних факторов, что позволит добиться существенного роста розничного товарооборота.

 

3.2 Влияние отдельных видов  ресурсов на объем товарооборота

 

Как было выявлено при анализе товарооборота, проведенном в главе 2, на объем товарооборота оказывают влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти виды ресурсов используются в различном сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота. Рассмотрим влияние данных ресурсов на объем товарооборота более подробно.

Наиболее активной частью материальных ресурсов, оказывающих наибольшее влияние на динамику товарооборота являются товарные запасы.

Сокращение времени товарного обращения является одним из условий ускорения всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования оборотных средств в народнохозяйственном комплексе. Скорость оборота товаров является важным фактором экономии расходов за счет сохранения качества товаров, сокращения товарных потерь, повышения эффективности использования материально-технической базы.

Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.

Факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие группы:

  • объем производства, размещение организаций по экономическим районам, специализация, расширение ассортимента товаров и др.;
  • транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);
  • условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);
  • торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей, насыщенность рынка товарами и др.);
  • физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);
  • уровень цен.

Значительное влияние на динамику товарооборота оказывает рациональное построение ассортимента товаров. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине должно быть обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования магазина «Восход» должно быть обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Информация о работе Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации