Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Анализ товарооборота и факторов, влияющих на его изменение.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из табл.2.3.8, на развитие розничного товарооборота оказали следующие факторы:

  • изменение численности торгово-оперативных работников;
  • изменение производительности труда торгово-оперативных работников;
  • изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары.

Рассмотрим влияние вышеуказанных факторов на выполнение плана розничного товарооборота и на динамику товарооборота.

В целом влияние вышеуказанных факторов обеспечило прирост товарооборота по отношению к плану, при этом:

  • изменение численности торгово-оперативных работников (привела к снижению товарооборота на 3,4 тыс. руб. РФ.;
  • изменение производительности труда торгово-оперативных работников привело к увеличению товарооборота на 24,1 тыс. руб. РФ.;

В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников составило 24,1-3,7=20,7 тыс. руб. РФ.

Следующие факторы обеспечили прирост товарооборота за 9 мес. 2009г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, при этом:

  • изменение численности торгово-оперативных работников (фактическая величина среднесписочной численности оказалась ниже планового значения на 2 чел) способствовало увеличению товарооборота на 98,5 тыс. руб. РФ.;
  • изменение производительности труда торгово-оперативных работников способствовало росту товарооборота на 17,1 тыс. руб. РФ.;
  • изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары способствовало росту товарооборота на 1,2 тыс. руб. РФ.

В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников, повышения производительности с учетом роста розничных цен на товары составило:

98,5 + 17,1 + 1,2 = 115,5 тыс. руб. РФ.

Рассмотрим влияние основных фондов магазина «Восход» на динамику товарооборота. Для этого произведем расчет фондоотдачи за 9 мес. 2008 г. (ФОб) и 9 мес. 2009 г. (ФОо) по формуле (14):

ФО б = 82363/1348 = 61,10 тыс. руб. РФ.

ФО о =197944/1352 = 146,41 тыс. руб. РФ.

 

Как видно из расчета, фондоотдача в 2009г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 85,31 тыс. руб. РФ и составила 146,41 тыс. руб. РФ.

Далее рассчитаем влияние фондоотдачи основных фондов и среднегодовая стоимость основных фондов на розничный товарооборот:

dТФО= (146,41-61,10) *1348 = 114997,88 тыс. руб. РФ,

dТОФ= (1352-1348) *146,41 = 585,64 тыс. руб. РФ.

 

Оценивая влияние внешних факторов на динамику товарооборота можно сказать, что на уровень товарооборота значительное влияние оказал рост цен. За счет ценового фактора товарооборот магазина «Восход» увеличился за 9 мес. 2009 г. на 19,8% по отношению к аналогичному периоду 2008 г.:

(197 944 - 181 600) / 82363 * 100 = 19,8%.

Проведем комплексный анализ влияния факторов внешней среды на динамику товарооборота магазина «Восход» за рассматриваемый период. В качестве основных факторов выберем среднемесячную зарплату работающих города, численность населения города и индекс цен. Исходные данный сведем в табл.2.3.9 и обозначим каждый фактор соответствующим индексом.

Таблица 2.3.9

Исходные данные для расчета влияния внешних факторов на развитие розничного товарооборота по магазину «Восход», тыс. руб. РФ

тыс. руб. РФ

Показатель

9 мес.

2008 г.

9 мес. 2009 г.

Темп роста

Увеличение,%

Индекс

Среднемесячная зарплата

работающих города

15,4

17,4

112,99

13,0

а1

Численность населения города

320,9

322,4

100,47

0,0047

а2

Индекс цен

100,0

109,0

109,00

0,09

а4


 

В заключение вопроса следует отметить, что на динамику товарооборота магазина «Восход» оказывает влияние большое количество внешних и внутренних факторов, которые необходимо анализировать с целью оптимизации управления процессом товарооборота и максимизации прибыли.

 

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО  ТОВАРООБОРОТА ОАО «Крипфарма-УРАЛСИБПРОМ» (МАНАЗИН «ДАОТАН»)

3.1 Прогнозирование  товарооборота как один из  путей увеличения его объема

 

В предыдущей главе проведен анализ товарооборота организации, а также проанализировано влияние отдельных факторов на динамику товарооборота. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.

Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.

Прогнозированием показателей работы организации розничной торговли практически не занимаются. Однако некоторые торговые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.

Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем.

Вышесказанным обусловлена необходимость организации и проведения на постоянной основе работ по прогнозированию деятельности в  магазине «Восход». Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза:

  • прогноз реализации в целом по магазину и по товарным группам;
  • прогноз посещаемости: по времени, по дням;
  • прогноз среднего чека;
  • прогноз прибыли от торговой деятельности;
  • прогноз расходов на реализацию товаров;
  • прогнозный показатель товарооборота и прибыли на 1 кв. м площади.

Рассмотрим процесс организации и проведения работ по прогнозированию деятельности магазина «Восход» с точки зрения увеличения товарооборота.

Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций).

В связи с этим организации необходимо создание и ведение базы данных о фактических показателях товарооборота с использованием систем управления базами данных на ЭВМ.

Прогнозирование товарооборота магазина «Восход» должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:

1. Проведение глубокого экономического анализа товарооборота по торговой деятельности за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;

2. Оценка тенденций развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам (товарам);

3. Расчет и изучение динамики товарооборота в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей;

4. Количественная оценка влияния факторов на общий уровень товарооборота, а также прогнозная оценка факторного влияния на текущий товарооборот предприятия. При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.

Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию деятельности торговых организаций, практически не различаются.

Прогнозирование товарооборота ЗАО «СИА Интернейшнл-Владивосток» должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы.

В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.

Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы.

При разработке прогнозов необходимо использовать комплекс простых и сложных методов прогнозирования, чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.

Прогнозирование и планирование розничного товарооборота необходимо проводить с использованием следующих методов:

  • метод технико-экономических расчетов,
  • опытно-статистический, метод;
  • экономико-математическое моделирование;
  • методы построения оптимизационных моделей.

При прогнозировании необходимо учитывать влияние как можно большего количества факторов, оказывающих влияние на уровень товарооборота.

Составление прогнозных данных о развитии товарооборота предприятия должно производится с учетом максимальной и минимальной границ показателей.

Под минимальной границей понимают нижний предел, за которым дальнейший уровень товарооборота не может быть признан целесообразным и повлечет за собой ухудшение финансового состояния организации, сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания, текучесть кадров и т.д.

Максимальная граница уровня товарооборота предусматривает такую его величину, которая обеспечивала бы торговой организации достижение максимальной эффективности имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов. Переход за границу оптимального уровня товарооборота приведет к снижению эффективности хозяйственной деятельности организации.

Технология расчета прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) по магазину «Восход» должна включать в себя три этапа.

На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для реализации программы производственного и социального развития организации и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности предприятия в этих расходах):

  • финансирование прироста основного капитала (развитие материально-технической базы);
  • финансирование прироста собственного оборотного капитала (при собственных оборотных средствах, в том числе вложенных в товарные запасы);
  • создание финансовых резервов;
  • погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков и других ссудодателей и уплата процентов по ним;
  • приобретение ценных бумаг;
  • уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли;
  • осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива и. др.

На втором этапе необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов и др.).

При получении нереально высокого для организации результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т.п.

Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.

На третьем этапе, после необходимых корректировок объема товарооборота, приведения его структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации (объем и структура товарного обеспечения, валовые доходы, расходов на реализацию, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.).

Далее проведем прогнозные расчеты товарооборота за период январь-сентябрь 2009 г. (Полученные результаты поместим в табл.3.1.10)

В результате получим:

 

.

 

Тогда:

= 21,944 + 0,709t.

Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 6 табл.3.1.9

Таблица.3.1.10

Годы

Товаро-оборот, млн. руб. РФ

t

t2

yt

Выравненный товарооборот по прямой,

Отклонение фактического значения от выравненного, (у-

)

(у-

) 2

1

2

3

4

5

6

7

8

t1

17,759

-4

16,0

-71,036

19,158

-1,399

1,957

t2

18,912

-3

9,0

-56,736

19,867

-0,955

0,912

t3

21,813

-2

4,0

-43,626

20,576

1,237

1,530

t4

21,078

-1

1,0

-21,078

21,285

-0, 207

0,043

t5

24,142

0

0,0

0

21,994

2,148

4,614

t6

23,151

1

1,0

23,151

22,703

0,448

0, 201

t7

24,845

2

4,0

49,69

23,412

1,433

2,053

t8

22,830

3

9,0

68,49

24,121

-1,291

1,667

t9

23,414

4

16,0

93,656

24,830

-1,416

2,005

Итого

197,944

0

60,0

42,511

197,946

 

14,982

Информация о работе Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации