Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:50, курсовая работа
В настоящие время главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, при этом оборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема оборота розничной торговли как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Введение 3
ГЛАВА 1. Розничный товарооборот предприятий торговли 4
1.1 Понятие, состав, значение розничного товарооборота. 4
1.2 Факторы, влияющие на объем продаж, методика их анализа 7
1.3 Тенденции развития продаж розничного товарооборота 10
Глава 2 Анализ оборота розничной торговли Воскресенского РайПО за 2011-2012 гг. 19
1. Краткая характеристика деятельности Воскресенского РайПО. 19
1. Анализ оборота розничной торговли Воскресенского РайПО по магазинам и товарным группам. 23
2. Анализ товарных запасов и их оборачиваемость. 40
3. Комплексный анализ оборота розничной торговли. 60
4. Пути увеличения оборота розничной торговли. 65
Заключение. 69
Список использованных источников 72
Торговля – самостоятельная отрасль экономики страны, представляет собой совокупность организаций и предприятий, которые занимаются куплей-продажей товаров народного потребления.
Оборот предприятий розничной торговли является одним из основных показателей развития страны и отдельных регионов. Он отражает процесс обмена товаров на деньги и представляет собой конечную стадию в движении товаров. При этом завершается процесс их обращения и товары переходят в сферу потребления материальных благ.
Оборот предприятий розничной торговли – важный социально-экономический показатель, используемый для характеристики потребительского рынка, для оценки объемов деятельности торговых предприятий.
Сущность оборота розничной торговли выражается экономическим отношением, связанным с обменом денежных средств населения на товары. Является одним из показателей, характеризующих уровень жизни населения, потому что в объеме и структуре оборота розничной торговли отражается объем и структура потребительских материальных благ.
Оборот розничной торговли как социально-экономический показатель имеет следующее значение: [11. 348 c]
- В результате обмена денежных доходов населения на необходимый товар происходит удовлетворение спроса;
- В результате продажи товаров возмещаются затраты на их производство и доведение до конечного потребителя, предприятие получает прибыль, позволяя осуществлять расширение воспроизводства;
Развитие оборота розничной торговли в соответствие с ростом покупных способностей населения, способностей укреплению денежного обращения, устойчивости национальной валюты;
С ростом объемов оборота
розничной торговли увеличиваются
налоговые поступления в
Оборот предприятий торговли – это результат взаимодействия спроса и предложения. Спрос на товары и услуги определяется покупательной способностью населения и уровнем цен. Материальной основой формирования торгового оборота является производство предметов народного потребления и объем их импорта.
На развитие торгового оборота в совокупности влияют многие факторы, связанные со спросом населения и товарным предложением, с организацией торговых процессов. Можно выделить следующие основные группы факторов:
- Экономическое положение страны и отдельных регионов, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства.
- Денежные доходы населения, направляемые на покупку товаров.
- Уровень розничных цен, их соотношение по отдельным группам товаров.
Наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения и степень эффективности их использования.
Оборот розничной торговли – это стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет через каналы реализации.
Продажа товаров населению
- юридическими лицами, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия питания и др.);
- юридическими лицами, для которых торговая деятельность является не основной (фирменные магазины и магазины при промышленных предприятиях);
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, продовольственных и смешанных рынках.
Состав оборота розничной торговли регламентируется постановлением Госкомстата РФ от 3 июля 2003 г. №67 «Об утверждении статистического инструментария для организации государственного статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей».
В оборот розничной торговли включается:
- стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков;
- стоимость товаров, проданных в кредит;
- стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по
- стоимость товаров, проданных в порядке комиссионной
- стоимость проданных по
- полная стоимость товаров,
- стоимость проданных по
-стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;
- стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим лицам (предпринимателям без образования юридического лица), в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям с оплатой по безналичному расчету. Продажа товаров указанным лицам за наличный расчет в оборот розничной торговли не включается.
Оборот розничной торговли учитывается в фактических продажных (розничных) ценах.
Оборот розничной торговли имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика – объем реализации товаров в стоимостном (денежном) выражении, т. е. сумма выручки от реализации товаров. Качественная характеристика оборота – его состав или структура, т. е. доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Оборот розничной торговли можно классифицировать: [7. 75 c]
- оборот частной торговли, в том числе торговли потребительской кооперации;
- оборот государственной и муниципальной торговли;
2. по видам продаж:
- оборот розничной торговой сети;
- оборот предприятий питания;
3. по группам товаров:
-оборот по продовольственным товарам;
- оборот по непродовольственным товарам;
4. по отражению в статистической отчетности:
- оборот организованного рынка;
- оборот неорганизованного рынка.
К обороту организованного рынка относят оборот предприятий, которые представляют органам статистики отчетность о реализации товаров.
К обороту неорганизованного
Оборот предприятий розничной торговли имеет большое значение для предприятий:
Изучение показателя оборота розничной торговли предприятия тесно взаимосвязано с изучением товарных запасов предприятия.
Товарные запасы – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонными колебаниями спроса на некоторые товары. Необходимость запасов обуславливают и такие факторы, как уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др.
Товарные запасы, как часть товарных ресурсов, представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В этой связи важно понимать, что они формируются под влиянием спроса. Влияние на спрос производит целый ряд факторов: мода, уровень жизни населения, особенности региона, психологические факторы.
Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей:
- Величина товарных запасов в сумме на конкретную дату и их уровень в днях к обороту. Первый из показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень же рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный оборот того периода, в котором эти запасы будут реализовываться. Уровень запасов показывает, на сколько дней данные товарные запасы обеспечивают плановый оборот. На его основе изучают состояние товарных запасов в динамике и сравнивают их в разрезе предприятия. Этот показатель характеризует запасоемкость оборота. Величина товарных запасов в сумме и днях к обороту и особенно их изменения служат индикатором соотношения спроса и предложения.
- Средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличии информации о запасах на начало и конец периода по среднеарифметической.
На этой основе затем определяется такой показатель, как оборачиваемость в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный оборот того периода, за который этот показатель рассчитывается.
При ускорении на один день
оборачиваемости средств, вложенных в товарные
запасы, высвобождается из сферы торговли
сумма, равная среднему однодневному товарообороту.
Однако это только часть эффекта. За счет сокращения времени
обращения товаров ускоряется процесс
воспроизводства, обеспечивается интенсификация
развития торговли и повышение ее эффективности,
уменьшаются потребность в заемных средствах
(кредитах банков и т. п.) и расходы торговых
предприятий (организаций) за их использование.
Перед торговлей и другими отраслями экономики
стоит задача обеспечить ускорение оборачиваемости
всех материальных и денежных ресурсов
и так организовывать хозяйственно-финансовую
деятельность, чтобы не допускать излишних
для обеспечения нормальной деятельности
запасов товарно-материальных ценностей.
В 1932 году, на основании постановления Центросоюза, был организован Воскресенский Райпотребсоюз. В то время Райпоребсоюз объединял 6 сельских потребительских обществ, основной деятельностью была торговля – обслуживание сельских тружеников и пайщиков. С образованием и ростом города Воскресенска и района менялась и деятельность Райпотребсоюза, помимо торговли появилась и производственная деятельность, был открыт Промкомбинат, состоящий из весо-ремонтных, сапого-валяльных, гончарных мастерских и цехов: безалкогольных напитков, колбасного, кондитерского, а также парикмахерские и пекарни. Позже в состав Воскресенского Райпотребсоюза вошла Заготконтора, занимающаяся хранением плодов и овощей, для обеспечения населения Воскресенского района, а также для поставки в Москву. В 1971 году были созданы первые предприятия общественного питания.
На данный момент действующая торговая сеть состоит из 65 торговых предприятий и 44 предприятий общественного питания, в том числе 39 сельских магазинов. Комплексное развитие городской торговли и рынков позволяет развивать и вкладывать средства в сельскую торговлю, которая является для РайПО убыточной. 30 сельских поселений, где нет стационарных магазинов, обслуживают две автолавки РайПО. Кроме того, РайПО обеспечивает питание учащихся в 35 школьных столовых.
По объему товарооборота Воскресенское РайПО стабильно занимает 5 место среди 38 РайПО Московской области.
РайПО активно реализует инвестиционные проекты в развитие своей материально - технической базы. За прошедший год были капитально отремонтированы с переводом на самообслуживание магазины в деревне Ашитково и Маришкино. РайПО активно внедряет эффективную форму торговли по методу самообслуживания, сейчас 42% магазинов работают по этому методу, внедряются компьютерные технологии.
Вложение финансовых средств позволило увеличить розничный
Перспективным направлением реализации своей социальной миссии для РайПО является развитие сферы услуг, предоставляемых населению, особенно в сельской местности. Сегодня работают 3 парикмахерских, оказываем услуги по предоставлению автотранспорта, по организации торжественных мероприятий и досуга, предоставляем услуги на наших рынках, устанавливаем в магазинах для населения терминалы по оплате услуг мобильной связи.
Информация о работе Розничный товарооборот предприятий торговли