Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка ценных бумаг в России, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования и функций рынка ценных бумаг, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка ценных бумаг в России на сегодняшний день;
- выявить возможные тенденции развития российского рынка ценных бумаг в соответствии с его текущим положением.
Введение………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы функционирования рынка ценных бумаг………4
1.1 Сущность рынка ценных бумаг и его модели…………………………4
1.2 Функции рынка ценных бумаг…………………………………………5
1.3 Составные части рынка ценных бумаг………………………………...8
1.4 Участники рынка ценных бумаг……………………………………....10
II. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в России……..15
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынка ценных бумаг Российской Федерации…………………………………………………………...15
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его необходимость в России………………………………………………………….20
2.3 Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Пензенском регионе…………………………………………………………………………….27
III. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации…………………………………………………………………………30
3.1 Основные направления в развитии российского рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………….30
3.2 Мероприятия по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………...44
Библиографический список…………………………………………………46
Количество открытых ПИФ снизилось за шесть месяцев на 3%, а количество закрытых ПИФ возросло на 12%. Около 67% закрытых ПИФ относятся к категории фондов для квалифицированных инвесторов. Общее количество ПИФ по итогам полугодия составило 1154 фонда. (Таб. 2.4). Стоимость чистых активов открытых и интервальных ПИФ по итогам второго полугодия 2010г. составила 100 млрд руб., что на 4% больше, чем в начале года. Однако в сравнении с 2007 г., когда стоимость чистых активов открытых и интервальных фондов достигла своего максимума, эта величина остается на 78 млрд руб. меньше. В открытых ПИФ чистый отток средств, начавшийся еще во втором квартале 2008 г., в первом полугодии 2010 г. завершился, и поквартальный рост составляет немногим более 800 млн руб. Это несоизмеримо меньше, чем приток, зафиксированный в 2006–2007 гг.
Таблица 2.4. – Количество паевых инвестиционных фондов.
Что касается зарубежных инвестиционных фондов, то, по имеющимся оценкам, в российские активы (как локальные акции, так и депозитарные расписки) инвестируют 2128 зарубежных фондов из числа тех, которые обязаны раскрывать информацию о своей деятельности. Это незначительно больше, чем в начале года. Отмечается рост вложений таких фондов в российские активы: за шесть месяцев инвестиции возросли на 9,8%, объем ценных бумаг российских компаний в активах фондов к концу июня оценивается в 85,2 млрд долл., четверть этих активов приобретена на российских биржах. Продолжается активизация деятельности специализированных фондов (доля российских активов более 75%) – за полгода их количество практически не изменилось, но активы выросли на 14% до 27,2 млрд долл.
Продолжает сокращаться число профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, количество различных лицензий рыночных посредников за полгода сократилось в среднем на 10%. Среди профессиональных посредников – участников торгов на фондовых биржах отмечается высокая концентрация по объемам сделок [17].
Таким образом, оценивая состояние российского фондового рынка на текущий момент и предшествующий ему период, можно отметить как положительные, так и отрицательные тенденции в его развитии. Но, несмотря на значительное восстановление РЦБ после кризиса, в данный момент на нем снова наступил период застоя.
2.2 Государственное
регулирование рынка ценных
В Российской Федерации нормативная правовая база в области регулирования рынка ценных бумаг образуется несколькими законами («О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об ипотечных ценных бумагах»), которые определяют общие правила, действующие на рынке ценных бумаг, а также подзаконными нормативными правовыми актами (главным образом постановлениями Правительства РФ и приказами ФСФР России), устанавливающими специальные нормы.
Функционирование отдельных институтов регламентируется специальными законами: «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии», «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», которые также сопровождаются значительным по объему подзаконным регулированием.
В первом полугодии 2010 года произошли заметные изменения в нормативно-правовой базе, связанной с регулированием рынка ценных бумаг. 1 января 2010 года вступил в силу приказ19 ФСФР России, утверждающий новое Положение о порядке выдачи ФСФР России разрешений на размещение и (или) организацию обращения за пределами Российской Федерации эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг российских эмитентов. Этим Положением расширен перечень представляемых для получения разрешения ФСФР России документов, а также более подробно определены требования к сведениям, содержащимся в заявлении на его получение. Документом установлены новые нормативы размещения и (или) обращения акций российского эмитента за пределами РФ. В частности, количество акций российского эмитента, размещение и (или) организацию обращения которых предполагается осуществлять за пределами России (в том числе посредством размещения и обращения иностранных ценных бумаг), не должно превышать 25% от общего количества акций эмитента той же категории, если акции эмитента включены в котировальный список «А» (первого или второго уровней) фондовой биржи; 15% – если акции российского эмитента включены в котировальный список «Б» фондовой биржи, и 25% – если заявителем является эмитент иностранных ценных бумаг с местом учреждения в государстве, с соответствующим органом которого ФСФР России заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия [18].
Регулирование на рынке ценных бумаг осуществляется следующими организациями:
1). ФСФР России
Главным государственным регулирующим органом на российском рынке ценных бумаг в настоящий момент является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). По своему статусу она аналогична министерству, поскольку подчиняется непосредственно Правительству РФ и при этом объединяет как регулирующие, так и контрольно-надзорные полномочия. Деятельность ФСФР России регулируется Законом «О рынке ценных бумаг» и Положением о ФСФР России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 317. Согласно этому положению ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности.
ФСФР России осуществляет регулирование всех основных субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, в том числе НПФ, а в некоторых аспектах и инвесторов. В осуществлении своей деятельности ФСФР России обладает функциональной самостоятельностью, то есть не согласовывает свои действия с другими органами. Однако как орган исполнительной власти она подчиняется Правительству РФ, которое имеет право приостановить действие или отменить любой акт ФСФР России.
В отношении эмитентов ФСФР России имеет полномочия по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, утверждению порядка государственной регистрации ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска, регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска, а также проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг). ФСФР России также проводит проверки эмитентов, в случае нарушений выдает им предписания, а при необходимости может приостанавливать эмиссию ценных бумаг и обращаться с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным. ФСФР России также определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг российских эмитентов.
В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг ФСФР России утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, утверждает нормативы достаточности собственных средств, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, регистрирует некоторые внутренние документы профессиональных участников. Она также проводит проверки профессиональных участников, при необходимости может выдавать им предписания, запрещать или ограничивать проведение отдельных операций на рынке ценных бумаг, наконец, приостанавливать или аннулировать лицензии нарушителей.
В отношении институтов коллективного инвестирования ФСФР России лицензирует деятельность НПФ, акционерных инвестиционных фондов, деятельность управляющих компаний и специализированных депозитариев, регистрирует правила доверительного управления ПИФ и правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила НПФ, документы специализированных депозитариев. ФСФР России утверждает требования к структуре активов акционерных и паевых инвестиционных фондов, проводит проверки деятельности всех указанных выше субъектов и выдает им предписания.
ФСФР России также устанавливает порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в НПФ, порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для отражения на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии. По согласованию с Минздравсоцразвития России ФСФР России устанавливает формы отчетов НПФ, порядок и сроки их представления, стандарты распространения, представления или раскрытия информации о деятельности НПФ, а также обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого НПФ с управляющей компанией, утверждает типовую форму договора об оказании услуг специализированного депозитария в отношении средств пенсионных накоплений.
Кроме того, ФСФР России устанавливает формы отчетов управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев, а также порядок и сроки их представления. ФСФР России также регулирует допуск ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию и листингу, принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг, издает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Она имеет право при необходимости обращаться в суд и в арбитражный суд с исками и заявлениями. Важной функцией ФСФР России является право рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к ее компетенции, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.
Следует отметить, что компетенция ФСФР России имеет ряд существенных изъятий в отношении кредитных организаций: для них ФСФР России не может устанавливать меры пруденциального характера, а также регулировать эмиссию их ценных бумаг. Полномочия ФСФР России не распространяются также на вопросы эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
2). Центральный банк РФ
Центральный банк не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании специального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Его полномочия в отношении регулирования коммерческих банков определены также законом «О банках и банковской деятельности». В качестве института, отвечающего за организацию денежного обращения и стабильность банковской системы в России, Банк России имеет ряд полномочий, в той или иной степени влияющих на рынок ценных бумаг или затрагивающих его участников. Так, Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, что оказывает влияние на многие параметры рынка ценных бумаг. В целях реализации денежно-кредитной политики он выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, являясь крупным игроком на этом рынке.
Как регулятор банковской системы Банк России определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг. Он осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг. В отношении деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг Банк России фактически устанавливает правила проведения отдельных операций (например, доверительное управление ценными бумагами, правила осуществления депозитарного учета и т.п.). Наконец, посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ММВБ) Банк России осуществляет «косвенное регулирование» рынка ценных бумаг.
Банк России также устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ.
Таким образом, хотя регулирующие полномочия Банка России в отношении участников рынка ценных бумаг напрямую распространяются только на кредитные организации, оперирующие на этом рынке, в целом влияние этого института на финансовом рынке весьма велико. Используя указанные выше полномочия, Банк России, по сути, является вторым по значимости государственным регулятором рынка ценных бумаг.
3). Министерство финансов РФ
Согласно Положению о Министерстве финансов (утверждено Поста новлением Правительства РФ от 30.06.04 № 329) оно осуществляет ряд функций в отношении рынка ценных бумаг и его участников. Прежде всего, Минфин утверждает условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков этих ценных бумаг, а также отчеты об итогах их эмиссии. Вместе с тем Минфин сам выполняет функции эмитента федеральных государственных ценных бумаг. Министерство финансов выступает регулирующим органом в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг – осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения таких ценных бумаг, утверждает стандарты раскрытия информации об этих бумагах.
Также Минфин остается регулятором в сфере инвестирования пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также регулятором для страховых компаний, в том числе в части осуществления ими инвестиций в ценные бумаги (надзорные функции по отношению к страховым компаниям осуществляет Федеральная служба страхового надзора, которая подчиняется Минфину).
Кроме того, Минфин осуществляет аккредитацию рейтинговых агентств и принимает нормативные правовые акты по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета и с оставления бухгалтерской отчетности.
4). Министерство здравоохранения и социального развития РФ
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321) оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования.
Минздравсоцразвития России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществляемого негосударственным пенсионным фондом уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченного федерального органа о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании; требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения; утверждает типовые страховые правила негосударственного пенсионного фонда.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы