Рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка ценных бумаг в России, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования и функций рынка ценных бумаг, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка ценных бумаг в России на сегодняшний день;
- выявить возможные тенденции развития российского рынка ценных бумаг в соответствии с его текущим положением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы функционирования рынка ценных бумаг………4
1.1 Сущность рынка ценных бумаг и его модели…………………………4
1.2 Функции рынка ценных бумаг…………………………………………5
1.3 Составные части рынка ценных бумаг………………………………...8
1.4 Участники рынка ценных бумаг……………………………………....10
II. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в России……..15
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынка ценных бумаг Российской Федерации…………………………………………………………...15
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его необходимость в России………………………………………………………….20
2.3 Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Пензенском регионе…………………………………………………………………………….27
III. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации…………………………………………………………………………30
3.1 Основные направления в развитии российского рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………….30
3.2 Мероприятия по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………...44
Библиографический список…………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 627.00 Кб (Скачать файл)

5). Иные государственные  органы

Система правоприменения  на рынке ценных бумаг включает также налоговые органы, органы финансового контроля и мониторинга, антимонопольный орган, судебную систему, правоохранительные органы и т. д [17].

Рынок ценных бумаг  является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов.

 

  2.3   Особенности  функционирования рынка ценных бумаг в Пензенском регионе

Рынок ценных бумаг  Пензенской области является неотъемлемой частью всероссийского рынка и имеет  определенную степень его развития.

В связи с  повышением требований к размеру собственного капитала, квалификации специалистов, установленных ФКЦБ России, а также в результате дефолта 1998 года количество инвестиционных компаний в Пензенской области сократилось с 12 до 4. Однако работа оставшихся компаний - ЗАО "Инком-Союз", ЗАО "Фондовый союз" и созданной не так давно ЗАО "Квант плюс", имеющих брокерские лицензии, показала оправданность вложений в данный сегмент рынка. Компании зарабатывают как сами - игрой с акциями "голубых фишек", так и предоставляют брокерское обслуживание на Московской межбанковской валютной бирже, Московской фондовой бирже и Российской торговой системе физическим и юридическим лицам. ЗАО "Фондовый союз" предоставляет доступ на РТС физическим лицам, которые самостоятельно пытаются выгодно разместить свои свободные денежные средства на рынке ценных бумаг. На базе ЗАО "Инком-Союз" предполагается создать региональный центр интернет - трейдинга, дабы увеличить поток средств физических лиц на рынок ценных бумаг. Наряду с этим для стратегических инвесторов брокерские компании оказывают помощь в приобретении пакетов акций промышленных и перерабатывающих предприятий Пензенской области.

В регионе представлен  наряду с брокерским компаниями и  другой сегмент профессиональных участников рынка ценных бумаг - специализированные регистраторы. Их в Пензе 5, в том числе 3 филиала московских регистраторов ОАО "ЦМД", ЗАО "ОРК", ЗАО "Центр-Инвест" и 2 местных - ООО фирма "Орбита-Сервис", ООО "Пензенский специализированный регистратор". Аналогично Министерству имущественных отношений РФ Мингосимуществом области был проведен конкурс на получение статуса уполномоченного спецрегистратора области. По итогам конкурса победителями стали филиал ОАО "ЦМД" (по федеральным пакетам) и ООО "Орбита-Сервис" (по областным пакетам). В целях защиты прав собственности и интересов государства при ведении реестров владельцев именных ценных бумаг акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, Министерством государственного имущества Пензенской области было поручено представителям государства в акционерных обществах вынести на заседания советов директоров и общих собраний акционеров вопрос о передаче реестров в уполномоченные спецрегистраторы министерства. Данные шаги позволили более оперативно получать необходимую информацию из реестров и удешевить расходы при оформлении сделок с ценными бумагами для бюджета области.

Основными эмитентами в регионе на настоящий момент являются акционерные общества. По состоянию на 1 января 2007 года в области зарегистрировано 1391 акционерное общество (за исключением кредитных и страховых организаций), из них 522 открытых (37,5%) и 869 закрытых (62,5%). Положительным моментом является увеличение удельного веса дополнительных выпусков ценных бумаг, это говорит о приросте инвестиций в предприятия.

Контроль за соблюдением законодательства о  ценных бумагах на территории Пензенской области осуществляют Самарское  региональное отделение ФКЦБ России, Министерство государственного имущества  Пензенской области, областная прокуратура. Проверки эмитентов Пензенской области проводились и проводятся как Самарским региональным отделением ФКЦБ России, так и Министерством государственного имущества Пензенской области совместно с прокуратурой. Нарушения, установленные в ходе проводимых проверок, в основном связаны с ведением реестра владельцев именных ценных бумаг, отсутствием государственной регистрации выпуска, нарушений процедур созыва общих собраний, приобретения собственных акций обществами [21].

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок  ценных бумаг в Пензенской области, несмотря на нестабильное состояние экономики,  постепенно развивается и усложняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Перспективы  развития рынка ценных бумаг  в Российской Федерации

  3.1   Основные направления в развитии российского рынка ценных бумаг

На текущий  момент основное направление в развитии российского рынка ценных бумаг  обозначено в рамках долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 гг.

На ближайшие  годы, по мнению Минфина, сохранит актуальность задача поддержания сбалансированной по срокам структуры госбумаг, обеспечив инвесторам более широкий выбор облигаций по срокам: осуществить размещение государственных облигации сроком до одного года и выпустить долгосрочные государственные облигации - на срок 10 лет и более при благоприятной рыночной конъюнктуре.

В целях реализации стратегии расширения заимствований  на внутреннем рынке Минфин предлагает реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:

- обеспечение  регулярного, диверсифицированного  по срокам предложения участникам рынка государственных облигаций с учетом соответствующего спроса и в объемах, обеспечивающих потребности федерального бюджета;

- привлечение  различных инвесторов по их  типам, географии деятельности, предпочтениям  по срокам заимствований, инструментам и площадкам торговли;

- повышение  прозрачности государственной заемной,  в том числе ценовой политики, обеспечение постоянного активного  взаимодействия с инвестиционным  сообществом, стимулирование роста  уровня доверия инвесторов к  российскому долговому рынку;

- совершенствование  инфраструктуры рынка.

Учитывая приоритетный характер развития национального рынка  государственных ценных бумаг, в  предстоящий период политика в области  государственных внешних заимствований  будет ориентирована на решение следующих задач:

- сохранение  присутствия России как суверенного  заемщика на международных рынках  капитала; согласно проекту федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществление  государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд долл ежегодно;

- поддержание  репрезентативной кривой доходности  по государственным долговым  обязательствам в иностранной  валюте, необходимой для формирования  адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных  облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними  ценными бумагами, а также выпустить  наряду с долларовыми долговыми  инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

Важным элементом  системы управления государственным  долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство РФА. Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов [19].

Также нельзя не упомянуть о Федеральном законе от 04.10.2010 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 264-ФЗ), который, по замыслу законодателей, призван существенно повысить прозрачность рынка ценных бумаг.  Самые масштабные изменения и дополнения вносятся в  Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее по тексту – Закон о рынке ценных бумаг).  
Также изменения коснулись Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В перечень основных понятий Закона о рынке ценных бумаг вводятся термины «контролирующее  лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)». Под  контролирующим лицом, понимается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов либо обладающее некоторыми другими возможностями влиять на управление подконтрольной организацией. Соответственно подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (п. 1 ст. 1 Закона № 264-ФЗ). Есть очень важная оговорка при введении этих терминов: эти термины используются только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии Законом о рынке ценных бумаг № 39-ФЗ (последний абзац п.1  ст. 1 Закона № 264-ФЗ).  Это изменение в Законе о рынке ценных бумаг вступает в силу с 7 апреля 2011 года, то есть через 180 дней со дня официального опубликования Закона № 264-ФЗ (ст. 6 Закона № 264-ФЗ).  
Информация о связанных сторонах, предусмотренная ПБУ 11/2008, включается в пояснительную записку отдельным разделом (п. 14 ПБУ 11/2008) и полностью будет соответствовать новым требованиям законодательства о рынке ценных бумаг в части раскрытия информации о контролирующих лицах и подконтрольных организациях. Права инвесторов и покупателей ценных бумаг получили дополнительные правовые гарантии защиты от недобросовестных действий руководящих органов эмитента, контролирующих их лиц, а также аудиторов эмитента. Лица, подписавшие или утвердившие проспект ценных бумаг (проголосовавшие за утверждение проспекта ценных бумаг), несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими (п. 6 ст. 1 Закона № 264-ФЗ). Аналогичная норма об имущественной ответственности уполномоченных лиц эмитента вводится в отношении отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а также в отношении ежеквартального отчета эмитента (п. 9; п. 15 ст. 1 Закона № 264-ФЗ). Изменился также способ информирования о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 5 марта 1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ст. 3 Закона № 264-ФЗ).  В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает информацию (http://www.fcsm.ru):

- об аннулировании  или о приостановлении действия  лицензий на осуществление профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- о саморегулируемых организациях профессиональных участников;

- об административных  взысканиях, наложенных федеральным  органом исполнительной власти  по рынку ценных бумаг;

- о судебных  решениях, вынесенных по искам  федерального органа исполнительной  власти по рынку ценных бумаг.

Первоначальная  редакция предполагала размещение информации о правонарушениях в официальном  издании ФСФР РФ. Корреспондирующее  с этим изменение вносится и в  Закон о рынке ценных бумаг (пп. «б» и «в» п. 15 ст. 1 Закона № 264-ФЗ).   ФСФР РФ будет размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии, сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг.  Существенно переработан подход к информационному обеспечению рынка ценных бумаг. К числу принципиальных изменений следует отнести, прежде всего, изменение самого наименования главы 7 и статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг. Новое название - глава 7 «О раскрытии и предоставлении информации на рынке ценных бумаг», статья 30 «Раскрытие и предоставление информации» (пп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 264-ФЗ). То есть заново регламентирован порядок не только раскрытия, но и предоставления информации, установлено требование общедоступности такой информации. Расширен перечень информации, раскрываемой эмитентами ценных бумаг любым заинтересованным лицам: в него включены помимо ежеквартального отчета эмитента сообщения о существенных фактах, способных повлиять на стоимость и котировку ценных бумаг. К существенным фактам относятся сообщения, касающиеся, в частности, созыва и проведения общих собраний акционеров, проведения заседаний совета директоров и некоторых его решений, совершения эмитентом крупных сделок и появления признаков банкротства. Интересной является возможность вместо информации, подлежащей предоставлению, указать ссылку на такую информацию, раскрытую эмитентом ранее, например, в проспекте ценных бумаг (пп. «ж» п. 5 ст. 1 Закона № 264-ФЗ).  Эмитенты обязаны информировать об изменении адреса Интернет-сайта, где размещаются вышеназванные сведения. Данная норма о раскрытии и предоставлении информации на рынке ценных бумаг вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования – 7 апреля 2011 года.

Важным изменением является дополнение главы 7 Закона о  ценных бумаг статьей 30.1 «Освобождение  эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах» (пп. «в» п. 13 ст. 1 Закона № 264-ФЗ). Для того чтобы воспользоваться освобождением от указанной обязанности общее собрание акционеров эмитента должно принять решение о направлении заявления об освобождении в ФСФР РФ. Решение должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 5 ст. 2 Закона № 264-ФЗ).  Положительное решение принимается ФСФР РФ в течение 30 дней на основании заявления такого эмитента при одновременном соблюдении следующих условий:

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы