Рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка ценных бумаг в России, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования и функций рынка ценных бумаг, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка ценных бумаг в России на сегодняшний день;
- выявить возможные тенденции развития российского рынка ценных бумаг в соответствии с его текущим положением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы функционирования рынка ценных бумаг………4
1.1 Сущность рынка ценных бумаг и его модели…………………………4
1.2 Функции рынка ценных бумаг…………………………………………5
1.3 Составные части рынка ценных бумаг………………………………...8
1.4 Участники рынка ценных бумаг……………………………………....10
II. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в России……..15
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынка ценных бумаг Российской Федерации…………………………………………………………...15
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его необходимость в России………………………………………………………….20
2.3 Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Пензенском регионе…………………………………………………………………………….27
III. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации…………………………………………………………………………30
3.1 Основные направления в развитии российского рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………….30
3.2 Мероприятия по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………...44
Библиографический список…………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 627.00 Кб (Скачать файл)

1) если решение  об обращении в федеральный  орган исполнительной власти  по рынку ценных бумаг с  заявлением, предусмотренным настоящей  статьей, принято эмитентом в  порядке, установленном Федеральным  законом "Об акционерных обществах";

2) если у эмитента  отсутствуют иные эмиссионные  ценные бумаги, за исключением  акций, в отношении которых  осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;

3) если акции  эмитента не включены в список  ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

4) если число  акционеров эмитента не превышает  500.  
Перечень документов, которые подтверждают соответствие вышеназванным условиям, устанавливает ФСФР РФ.  Норма об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах вступает в силу с 1 января 2011 года.

Глава 7 Закона о рынке ценных бумаг дополнена  также специальной статьей 30.2 «Информация  о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов». Любая информация о ценных бумагах, в том числе об инвестиционных паях ПИФов, и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, не может распространяться среди неограниченного круга лиц, в том числе с использованием рекламы, за исключением информации, подлежащей раскрытию в случаях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. Порядок и способы представления информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, будут установлены ФСФР РФ дополнительно до вступления в силу статьи 30.2  -  до 7 апреля 2011 года (ст. 6 Закона № 264-ФЗ). Нельзя не упомянуть об изменениях в других законодательных актах. В частности информация об акционерном инвестиционном фонде и о паевом инвестиционном фонде, акции и инвестиционные паи, которых ограничены в обороте, предоставляется в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 4 Закона № 264-ФЗ). В отличие от предыдущей редакции пункта 3 статьи 52 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», касающейся ограничений в предоставлении подобной информации заинтересованным лицам (только владельцам указанных акций и инвестиционных паев и иным квалифицированным инвесторам), новая редакция «развязывает руки» регулятору рынка. ФСФР РФ теперь тоже в случае необходимости может считать себя таким заинтересованным лицом. Изменения вступают в силу  7 апреля 2011 года, то есть по истечении 180 дней после дня официального опубликования (ст. 6 Закона № 264-ФЗ). Также расширен перечень лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности (п. 3 ст. 15.19 КоАП РФ) за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 5 Закона № 264-ФЗ). Непредставление (нераскрытие) или нарушение лицами, предоставившими обеспечение по облигациям эмитентов, лицами, получившими право прямо или косвенно самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов, подконтрольными эмитентам организациями, участниками (акционерами) хозяйственных обществ, лицами, получившими полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ, лицами, приобретающими эмиссионные ценные бумаги открытых акционерных обществ на основании добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, предусмотренного законодательством РФ об акционерных обществах, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении акционерным обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, кроме нарушений в сфере государственного управления (ст. 19.7.3 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до д20 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000  рублей. Максимально упрощая эту довольно громоздкую правовую конструкцию, можно сказать, что административную ответственность за непредставление (нераскрытие) или нарушение порядка и сроков представления (раскрытия) информации на рынке ценных бумаг будут нести все лица, так или иначе, прямо или косвенно причастные к эмиссии ценных бумаг. Изменения вступают в силу  7 апреля 2011 года, то есть по истечении 180 дней после дня официального опубликования (ст. 6 Закона № 264-ФЗ).

Говоря о  Законе № 264-ФЗ в целом, следует отметить, что процедура введения его в действие распределена во времени для того чтобы участники и инвесторы на рынке ценных бумаг смогли плавно и спокойно перейти на новые правила. Рынок ценных бумаг, как часть финансовых рынков «не любит» резких изменений правил игры, он для этого слишком чувствителен.  С другой стороны, есть необходимость унифицировать правила нашего отечественного рынка ценных бумаг с зарубежными,  чтобы привлечь иностранный капитал. Опубликованный Закон № 264-ФЗ решает и эту задачу, в том числе через гарантии инвесторам. Закон № 264-ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, о некоторых из которых было рассказано [24].

Таким образом, основной тенденцией проводимой политики является усиление роли государства на российском рынке ценных бумаг, а также активное взаимодействие с инвестиционным сообществом и стимулирование роста доверия к российскому фондовому рынку для привлечения новых инвесторов.

 

3.2   Мероприятия по совершенствованию регулирования и развития  рынка ценных бумаг в России

Сегодня прежде всего необходима активная государственная  политика, направленная на восстановление отечественного рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам  России, интегрированного в мировой рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику. Происшедшие события еще раз убедили сомневающихся в необходимости усиления государственного регулирования, особенно в вопросах обеспечения безопасности рынка ценных бумаг в переходный период, который переживает наша страна.

Решение данной проблемы, в первую очередь, должно найти отражение в концепции  развития рынка ценных бумаг, законодательстве, отвечающем национальным интересам  России и устанавливающем правила  поведения его участников в вопросах формирования инфраструктуры и системы ее регулирования. Государство должно выполнять на рынке ценных бумаг прежде всего системообразующую функцию и нести ответственность за состояние его национальной и экономической безопасности.

В результате вхождения  России в мировую экономическую  и финансовую систему уязвимость ее рынка ценных бумаг от внешних  воздействий значительно возрастет. Назрела необходимость исследования проблем безопасности рынка, выработки  концептуальных подходов и практических мер по ее обеспечению на основе анализа зарубежного и отечественного опыта. Национальная безопасность рынка ценных бумаг означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства защищенность национально-государственных интересов на рынке ценных бумаг от внутренних и внешних угроз. Состояние безопасности оценивается системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования как рынка в целом, так и отдельных его сегментов.

Способность государства защитить рынок от негативных воздействий и не допускать таких обвалов, как массовый крах мошеннических финансовых пирамид или пирамиды государственных ценных бумаг, является основной характеристикой состояния его национальной и экономической безопасности. Сегодня государство с этим не справляется. Национальные интересы России применительно к рынку ценных бумаг, понимаемые как комплекс макроэкономических и политических задач государства, в сегодняшних условиях включают в себя: восстановление доверия участников рынка ценных бумаг к государству и его финансовым институтам; организацию процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации прежде всего внутренних инвестиционных ресурсов; усиление социальной ориентированности экономики и обеспечение финансовой безопасности граждан; укрепление экономического суверенитета страны [6, с. 32].

Рынок ценных бумаг  является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность  отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов. Законодатель должен учитывать высокую значимость эффективного и работоспособного контроля за сохранением высокой международной репутации российского фондового рынка. Правовые и организационные меры должны быть направлены на повышение конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг на международной арене.

Нельзя согласиться  с точкой зрения об усилении регулирования  рынка и обеспечения его экономической  безопасности саморегулируемыми организациями. При этом не учитываются особенности  нашей страны; неразвитость рыночной экономики и рынка ценных бумаг, отсутствие достаточного капитала для функционирования этого рынка; нерешенность многих политических и экономических проблем. Здесь игнорируется опыт Германии и других европейских стран, где рынок достаточно жестко регулируется государством через банковскую систему, где государством и крупными банками практически гарантируются инвестиции не только в государственные, но и в корпоративные ценные бумаги.

Государство через  регулирующие и правоохранительные органы должно разработать устойчивую систему, основывающуюся на балансе интересов государства и участников рынка ценных бумаг и его безопасности, способную защищать от внешних и внутренних угроз. В концепции национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг необходимо предусмотреть меры по предотвращению системных (всей системы рынка ценных бумаг) и фрагментарных (сегментов рынка) рисков, которые обусловлены в основном внутренними причинами.

Развитие системы  правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства должно стать приоритетным направлением государственной политики на рынке ценных бумаг. Важной составляющей безопасности рынка является деятельность Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и правоохранительных органов по выявлению правонарушений, их предупреждению, пресечению и наказанию [5, с. 56].

Дальнейшее  развитие нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг будет  зависеть от действенности проводимых в стране экономических реформ и  политической воли руководства страны. Это развитие необходимо осуществлять, используя следующие основные принципы: декларирование политики в области развития рынка ценных бумаг, совершенствование его нормативной и правовой базы в целях информирования его субъектов о планируемых изменениях правового режима; распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также различными органами исполнительной власти; усиление уголовной ответственности за более серьезные преступления с использованием ценных бумаг, в том числе совершаемые государственными чиновниками, принимающими участие в регулировании рынка; использование гражданского права как основы для развития специальной нормативной правовой базы рынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих становлению и развитию рынка; усиление государственного контроля за деятельностью участников рынка, повышение роли и ответственности регулирующих и правоохранительных органов, и в первую очередь, ФКЦБ России; организация системы налогообложения операций с ценными бумагами, имеющей не фискальный, а стимулирующий характер; преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов, пресечение незаконной деятельности на рынке, повышение ответственности профессиональных участников рынка и эмитентов за результаты своей деятельности; поддержка государством добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг, при этом государство не должно брать на себя обязательства по компенсации незастрахованных рисков; обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, развитие вневедомственного и общественного контроля за достоверностью информации; усиление государственного контроля за соблюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности на рынке, повышение требований к лицензированию профессиональных участников рынка, обеспечивающих высокий уровень их квалификации, достаточность собственных средств, поддержание высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональной деятельности; создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг [16, с. 78].

Повышенное  внимание должны привлечь такие правонарушения, как мошенничество, манипуляции с ценными бумагами, которые в настоящее время составляют львиную долю. Им необходимо дать четкую юридическую квалификацию с учетом особенностей российского рынка.

Однако только создание хорошей законодательной и нормативной базы рынка без организации контроля за исполнением законов и систем правоприменения не обеспечит его безопасность. Следует наладить скоординированную работу регулирующих, правоохранительных и судебных органов. Для этого в законодательном порядке необходимо расширить контрольные функции ФСБ, МВД России и налоговых органов, разграничить их сферы деятельности и предоставить им соответствующие полномочия. Требуются более высокая квалификация и специализация сотрудников этих ведомств, работающих в данной области. Этого можно достичь путем создания в правоохранительных органах специальных подразделений и организации обучения в учебных заведениях профессионалов для работы в этой сфере.

Особая роль в регулировании рынка ценных бумаг возлагается на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ). Для активизации государственного регулирования фондового рынка должен быть повышен ее статус, ФКЦБ должна быть наделена также соответствующими полномочиями. В ней целесообразно создать подразделения безопасности (по аналогии с подобными комиссиями в других государствах). Одним из приоритетных направлений государственного регулирования должно стать продолжение работы по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг. При поддержке заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ФКЦБ России осуществляет формирование системы информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности. Эта система должна обеспечить оперативный обмен базами данных по лицензированию и надзору за деятельностью профессиональных участников фондового рынка между подразделениями ФКЦБ России, других федеральных органов исполнительной власти и включать в себя как закрытую часть (служебную информацию, связанную с вопросами лицензирования и надзора), так и открытую, доступную всем заинтересованным сторонам.

Об эффективности  рынков ценных бумаг отдельных стран  можно судить по прогрессивности  используемых технологий. Они должны строиться с учетом передовых  отечественных и западных достижений в сфере развития технологических, программных и алгоритмических средств, которые будут использоваться для создания информационной инфраструктуры рынка. Важнейшей политической и экономической проблемой России в настоящее время является привлечение иностранных инвестиций и защита инвесторов и товаропроизводителей. В этих целях необходимы дальнейшее совершенствование законодательства и скоординированные меры правоохранительных органов по обеспечению безопасности инвесторов. Нуждается в разработке система обеспечения безопасности государственной доли акций в акционерных обществах. Без наведения элементарного порядка в сфере вексельного обращения и принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности этого сегмента рынка ценных бумаг невозможно решить финансовые и экономические проблемы страны. Необходимо завершить создание единого информационного массива сферы обращения векселей [18].

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы