Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:39, шпаргалка
В 1867 - 1868 г.г. в Японии произошла буржуазная революция "мэйдзи исин". Была свергнута власть сёгунов из феодального дома Токугава и восстановлена власть императоров. К власти пришло буржуазно-дворянское правительство во главе японского императора Муцухито, вставшее на путь проведения буржуазных социально-экономических преобразований.
1.Основные исторические тенденции в развитии фондового рынка Японии 3
2. Особенности организационного устройства биржи 5
3. Роль инвестиционных институтов в формировании фондового рынка Японии 13
4. Депозитарно-клиринговая система 15
5. Развитие системы регулирования фондового рынка Японии 17
6. Особенности акционерного капитала 21
7. Рынок облигаций и других долговых ценных бумаг 27
8. Основные выводы 28
Список использованных источников 31
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange
Таблица 6
Динамика индекса Nikkei 225 за 1992 – 2002 г.г.
Год |
Nikkei 225 (конец года) |
Максимальное значение |
Минимальное значение | ||
значение |
Дата |
Значение |
Дата | ||
1992 |
16,924 |
23,801 |
06.01 |
14,309 |
18.08 |
1993 |
17,417 |
21,148 |
13.09 |
16,078 |
29.11 |
1994 |
19,723 |
21,552 |
13.06 |
17,369 |
04.01 |
1995 |
19,868 |
20,011 |
27.12 |
14,485 |
03.07 |
1996 |
19,361 |
22.666 |
26.06 |
19,161 |
24.12 |
1997 |
15,258 |
20,681 |
16.06 |
14,755 |
29.12 |
1998 |
13,842 |
17,264 |
02.03 |
12,879 |
09.10 |
1999 |
18,934 |
18,934 |
30.12 |
13,232 |
05.01 |
2000 |
13,785 |
20,833 |
12.04 |
13,423 |
21.12 |
2001 |
10,542 |
14,529 |
07.05 |
9,504 |
17.09 |
2002 |
8,578 |
11,979 |
23.05 |
8,303 |
14.11 |
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange
В Японии существует внебиржевая система торговли акциями молодых эмитентов - JASDAQ, смоделированная с НАСДАК. Но объемы торговли в ней минимальны. Рынок акций практически на 100% биржевой, что, в частности, связано с запретом (отмененным лишь в декабре 1998 г.) на торговлю листинговыми акциями на внебиржевом рынке. Рынок облигаций преимущественно внебиржевой.
Членами ТФБ выступают только компании по ценным бумагам. Из 131 члена ТФБ (по состоянию на конец 2002 г.) 108 - брокерско-дилерские фирмы (из них 22 - дочерние компании иностранных финансовых учреждений), имеющие право совершать сделки как за собственный счет, так и по поручению клиентов (регулярные члены), и 1 - так называемый сайтори-член, в функции которого входит прием и исполнение приказов от регулярных членов. Они лишены права совершать сделки за собственный счет (за редким исключением).
ТФБ в 90-е годы оставалась одной из немногих ведущих фондовых бирж мира, на которой сохранялись фиксированные комиссионные. Считается, что это являлось одной из причин чрезвычайно высокой прибыльности японских брокерско-дилерских фирм.
До изменений, произошедших в 1994 году Ставка комиссионных зависела от величины сделки и делилась на 10 видов. Максимальная ставка 1,15% (но не ниже 2500 иен) при сделке на сумму менее 1 млн. иен; минимальная - 0,075% + 785 000 иен на сумму свыше 1 млрд. иен.
С 1 апреля 1994 г. фиксированные комиссионные отменены для крупных сделок на сумму свыше 1 млрд. иен. - то есть происходит постепенный отход от фиксированных комиссионных. В начале 2000 года произошла полная отмена фиксированных комиссионных по сделкам на фондовом рынке.
Вплоть до 1986 г. на ТФБ существовал неформальный запрет на участие иностранных членов. Активизация деятельности японских компаний на зарубежных рынках капитала заставила ТФБ открыть двери для иностранцев. Так в таблице 7 представлена динамика иностранных инвестиций в японские ценные бумаги, а Таблица 8 отражает динамику японских инвестиций в иностранные ценные бумаги.
Таблица 7
Иностранные инвестиции в японские ценные бумаги (млрд. йен)
Год |
Акции |
Облигации | ||||
Покупка |
Продажа |
Баланс |
Покупка |
Продажа |
Баланс | |
1995 |
20,608 |
15,997 |
4,631 |
16,463 |
15,574 |
888 |
1996 |
27,754 |
22,646 |
5,108 |
21,544 |
17,670 |
3,874 |
1997 |
32,557 |
29,245 |
3,311 |
24,576 |
21,778 |
2,787 |
1998 |
31,036 |
29,111 |
1,924 |
24,456 |
23,628 |
829 |
1999 |
62,038 |
50,839 |
11,198 |
47,287 |
49,575 |
-2,287 |
2000 |
83,559 |
83,793 |
-233 |
57,101 |
47,024 |
10,076 |
2001 |
77,901 |
74,106 |
3,795 |
52,290 |
50,487 |
1,802 |
2002 |
64,437 |
65,703 |
-1,266 |
58,277 |
61,892 |
-3,615 |
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange
Таблица 8
Японские инвестиции в иностранные ценные бумаги (млрд. йен)
Год |
Акции |
Облигации | ||||
Покупка |
Продажа |
Баланс |
Покупка |
Продажа |
Баланс | |
1995 |
4,915 |
4,944 |
-288 |
121,243 |
113,429 |
7,814 |
1996 |
8,709 |
7,780 |
929 |
149,969 |
141,572 |
8,397 |
1997 |
13,619 |
11,977 |
1,642 |
177,449 |
175,421 |
2,028 |
1998 |
16,250 |
14,407 |
1,843 |
161,197 |
151,773 |
9,464 |
1999 |
19,829 |
16,161 |
3,667 |
90,336 |
81,772 |
8,564 |
2000 |
22,243 |
20,040 |
2,203 |
92,989 |
87,730 |
5,258 |
2001 |
17,693 |
16,193 |
1,500 |
140,156 |
129,919 |
10,237 |
2002 |
19,769 |
15,141 |
4,628 |
128,158 |
119,343 |
8,815 |
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange
3. Роль инвестиционных
По Закону о ценных бумагах
и биржах (1948 г.), принятому при
непосредственном участии американской
оккупационной администрации, банкам
было запрещено выполнять брокерско-
Демократизация акционерного капитала резко изменила ситуацию, и почти не известные прежде фирмы, работавшие с ценными бумагами, стали быстро приобретать влияние в экономике.
Деятельность на рынке подлежит государственному лицензированию, которое осуществляет министерство финансов, выдающее лицензии на 4 вида деятельности:
1. дилерскую,
2. брокерскую,
3. андеррайтинговую,
4. на совершение "розничных"
операций с частными
Большинство фирм имеет лицензии на несколько видов деятельности, а крупнейшие, которые и называются инвестиционными домами, - на все 4. Для них установлен минимальный размер собственного капитала - 3 млрд. иен (примерно 30 млн. долл.).
В настоящее время в Японии действуют примерно 200 фирм - инвестиционных институтов, занимающихся операциями с ценными бумагами, но ведущие позиции на рынке занимают всего 4 компании . Это так называемая "Большая четверка": "Номура", "Дайва", "Ямаичи", "Никко". На них приходится 36% всех операций с акциями, а с учетом 34 более мелких аффилированных фирм - свыше 50%. Еше выше (75%) их доля в оказании услуг по андеррайтингу. На "Большую четверку" приходится 80% торговли облигациями.
"Номура" - крупнейшая из этих 4 компаний - является также крупнейшим инвестиционным институтом в мире, опережая компанию ''Меррилл Линч" - лидера американских компаний. В отдельные годы ее капитализация доходила до 70 млрд. долл., что сравнимо с капитализацией целой страны, например Австралии.
В период бума 80-х гг. "Номура'' в отдельные годы получала самые высокие прибыли в Японии, опережая даже таких гигантов, как "Ниссан". В списке 10 корпораций с самыми высокими прибылями оказалась вся "Большая четверка", причем в эту десятку смог войти лишь один банк - "фудзи".
По сути, в Японии на рынке ценных бумаг сложилась олигополия, а "Большая четверка" - своеобразный картель.
В заключении можно отметить, что все инвестиционные институты являются членами Японской ассоциации дилеров фондового рынка, объединяющей профессиональных участников, имеющих лицензии министерства финансов.
4. Депозитарно-клиринговая система
Все акции, имеющие котировку на биржах Японии, только именные. Облигации могут быть как именными, так и предъявительскими.
Сертификаты ценных бумаг запрещено вывозить за пределы Японии, поэтому нерезиденты обязаны хранить свои ценные бумаги в одном из японских банков или компаний по ценным бумагам.
Процедура улаживания сделки может производиться следующим способом:
1. Наиболее распространенный
вариант - регулярное исполнение.
Поставка осуществляется на 3-й
рабочий день после заключения
сделки - таким способом осуществляется
99% всех сделок на бирже. Это
одна из специфических
2. При кассовой сделке
поставка производится в день
заключения сделки или на
По специальному соглашению поставка производится в определенный участниками сделки день, но не позже 14 дней после его заключения.
Японские фондовые биржи являются не только торговыми площадками, но и расчетно-клиринговыми центрами.
Для улаживания сделок с акциями японских эмитентов каждая из бирж открывает специальный счет в центральном депозитарии - Японском депозитарном центре JASDEC (Japan Securities Depository Centre), созданном в 1984 г.; в 1991 г. этот центр стал единственным депозитарием по национальным акциям, заменив Японскую клиринговую корпорацию по ценным бумагам - депозитарно-клиринговую организацию ТФБ. Последняя, однако, по-прежнему выполняет депозитарно-клиринговые функции по некоторым ценным бумагам, в частности по акциям иностранных эмитентов, варрантам и государственным облигациям, имеющим листинг на ТФБ. Кроме того, корпорация по-прежнему выполняет услуги по определению взаимных обязательств по ценным бумагам (клиринг).
Для улаживания сделок по бездокументарным государственным облигациям используется депозитарно-клнринговая система Банка Японии. Исполнение (улаживание) сделок по государственным облигациям составляет специальный двухнедельный цикл и напоминает аналогичную процедуру на Лондонской фондовой бирже. Статистика дипозитарно-клиринговой системы представлена в Таблице 9
Таблица 9
Данные по клиринговым сделкам на Токийской бирже за 1998-2002 г.г.
Год |
(Внутренние)Японские акции |
Иностранные акции |
Общий клиринговый объем* | |||||
Объем торгов(А) (млн. акций) |
Количество учтенных акций(B) (млн. акций) |
B / A
(%) |
Объем торгов(D) (млн. акций) |
Количество учтенных акций(C) (млн. акций) |
С / D
(%) |
Общий
100 млн. йен |
Среднедневной
100 млн. йен | |
1998 |
117,403 |
71,109 |
60.6 |
21.7 |
14.1 |
65.2 |
146,040 |
591 |
1999 |
154,761 |
89,116 |
57.6 |
20.2 |
12.3 |
61.3 |
234,776 |
958 |
2000 |
173,765 |
98,560 |
56.7 |
13.3 |
8.1 |
60.7 |
309,302 |
1,247 |
2001 |
203,471 |
110,491 |
54.3 |
11.7 |
7.2 |
61.5 |
248,495 |
1.010 |
2002 |
213,403 |
109,435 |
51.3 |
13.3 |
8.8 |
66.6 |
231,563 |
941 |
*Объем указан с учетом облигаций
Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange
5. Развитие системы
Организации фондового рынка Японии аналогична американской, что было связано с чисто политическими факторами: оккупацией Японии после второй мировой войны войсками США.
В Японии сложилась двухуровневая система регулирования, при которой контроль за рынком осуществлялся как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.
В 1948 г. в Японии по образу и подобию Комиссии по ценным бумагам и биржам США была образована (запишите) Комиссия по ценным бумагам Японии. Однако когда американцы ушли, Комиссия в 1951 г. была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом перешли министерству финансов (и полномочия принадлежали ему до появления в 1992 году новой Комиссии по ценным бумагам и биржам).
Стоит упомянуть о тесной связи Минфина Японии с частным сектором. В Японии существует традиция, носящая название "амакудари", согласно которой государственный бюрократ по достижении им пенсионного возраста в 55 лет получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении. Существует непосредственная связь между министерством финансов и сообществом брокерско-дилерских фирм именно по этой линии. При этом, однако, стоит иметь в виду, что число сотрудников в управлении ценных бумаг министерства финансов Японии было невелико: всего 150 человек.
При министерстве финансов был создан совещательный орган - совет по ценным бумагам и биржам. Совет состоит из 20 специалистов, связанных с индустрией ценных бумаг, назначаемых министерством на два года. В функции совета входит подготовка рекомендаций для министерства финансов по совершенствованию законодательства по ценным бумагам.
Министерство финансов Японии вообще являлось главным финансовым регулирующим органом в Японии. Его полномочия распространялись также на банки.
В июле 1992 г. в Японии появилась новая Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входило наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.
Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990 -1991 гг., выявившим серьезные злоупотребления на рынке, манипулирование ценами и использование служебной (внутренней) информации..
1 апреля 1993 г. в Японии
вошел в силу закон о реформе
финансовой системы. Закон