Рынок ценных бумаг Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:39, шпаргалка

Описание работы

В 1867 - 1868 г.г. в Японии произошла буржуазная революция "мэйдзи исин". Была свергнута власть сёгунов из феодального дома Токугава и восстановлена власть императоров. К власти пришло буржуазно-дворянское правительство во главе японского императора Муцухито, вставшее на путь проведения буржуазных социально-экономических преобразований.

Содержание работы

1.Основные исторические тенденции в развитии фондового рынка Японии 3
2. Особенности организационного устройства биржи 5
3. Роль инвестиционных институтов в формировании фондового рынка Японии 13
4. Депозитарно-клиринговая система 15
5. Развитие системы регулирования фондового рынка Японии 17
6. Особенности акционерного капитала 21
7. Рынок облигаций и других долговых ценных бумаг 27
8. Основные выводы 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг японии.docx

— 156.48 Кб (Скачать файл)

Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange

 

Таблица 6

Динамика индекса Nikkei 225 за 1992 – 2002 г.г.

Год

Nikkei 225

(конец года)

Максимальное значение

Минимальное значение

значение

Дата

Значение

Дата

1992

16,924

23,801

06.01

14,309

18.08

1993

17,417

21,148

13.09

16,078

29.11

1994

19,723

21,552

13.06

17,369

04.01

1995

19,868

20,011

27.12

14,485

03.07

1996

19,361

22.666

26.06

19,161

24.12

1997

15,258

20,681

16.06

14,755

29.12

1998

13,842

17,264

02.03

12,879

09.10

1999

18,934

18,934

30.12

13,232

05.01

2000

13,785

20,833

12.04

13,423

21.12

2001

10,542

14,529

07.05

9,504

17.09

2002

8,578

11,979

23.05

8,303

14.11


Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange

 

В Японии существует внебиржевая  система торговли акциями молодых  эмитентов - JASDAQ, смоделированная с  НАСДАК. Но объемы торговли в ней  минимальны. Рынок акций практически  на 100% биржевой, что, в частности, связано  с запретом (отмененным лишь в декабре 1998 г.) на торговлю листинговыми акциями  на внебиржевом рынке. Рынок облигаций  преимущественно внебиржевой.

Членами ТФБ выступают  только компании по ценным бумагам. Из 131 члена ТФБ (по состоянию на конец 2002 г.) 108 - брокерско-дилерские фирмы (из них 22 - дочерние компании иностранных финансовых учреждений), имеющие право совершать сделки как за собственный счет, так и по поручению клиентов (регулярные члены), и 1 - так называемый сайтори-член, в функции которого входит прием и исполнение приказов от регулярных членов. Они лишены права совершать сделки за собственный счет (за редким исключением).

ТФБ в 90-е годы оставалась одной из немногих ведущих фондовых бирж мира, на которой сохранялись  фиксированные комиссионные. Считается, что это являлось одной из причин чрезвычайно высокой прибыльности японских брокерско-дилерских фирм.

До изменений, произошедших в 1994 году Ставка комиссионных зависела от величины сделки и делилась на 10 видов. Максимальная ставка 1,15% (но не ниже 2500 иен) при сделке на сумму менее 1 млн. иен; минимальная - 0,075% + 785 000 иен на сумму свыше 1 млрд. иен.

С 1 апреля 1994 г. фиксированные  комиссионные отменены для крупных  сделок на сумму свыше 1 млрд. иен. - то есть происходит постепенный отход от фиксированных комиссионных. В начале 2000 года произошла полная отмена фиксированных комиссионных по сделкам на фондовом рынке.

Вплоть до 1986 г. на ТФБ существовал  неформальный запрет на участие иностранных  членов. Активизация деятельности японских компаний на зарубежных рынках капитала заставила ТФБ открыть двери  для иностранцев. Так в таблице 7 представлена динамика иностранных  инвестиций в японские ценные бумаги, а Таблица 8 отражает динамику японских инвестиций в иностранные ценные бумаги.

Таблица 7

Иностранные инвестиции в  японские ценные бумаги (млрд. йен)

Год

Акции

Облигации

Покупка

Продажа

Баланс

Покупка

Продажа

Баланс

1995

20,608

15,997

4,631

16,463

15,574

888

1996

27,754

22,646

5,108

21,544

17,670

3,874

1997

32,557

29,245

3,311

24,576

21,778

2,787

1998

31,036

29,111

1,924

24,456

23,628

829

1999

62,038

50,839

11,198

47,287

49,575

-2,287

2000

83,559

83,793

-233

57,101

47,024

10,076

2001

77,901

74,106

3,795

52,290

50,487

1,802

2002

64,437

65,703

-1,266

58,277

61,892

-3,615


Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange

 

Таблица 8

Японские инвестиции в  иностранные ценные бумаги (млрд. йен)

Год

Акции

Облигации

Покупка

Продажа

Баланс

Покупка

Продажа

Баланс

1995

4,915

4,944

-288

121,243

113,429

7,814

1996

8,709

7,780

929

149,969

141,572

8,397

1997

13,619

11,977

1,642

177,449

175,421

2,028

1998

16,250

14,407

1,843

161,197

151,773

9,464

1999

19,829

16,161

3,667

90,336

81,772

8,564

2000

22,243

20,040

2,203

92,989

87,730

5,258

2001

17,693

16,193

1,500

140,156

129,919

10,237

2002

19,769

15,141

4,628

128,158

119,343

8,815


Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange

 

3. Роль инвестиционных институтов  в формировании фондового рынка  Японии

По Закону о ценных бумагах  и биржах (1948 г.), принятому при  непосредственном участии американской оккупационной администрации, банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами - этим занимались так называемые инвестиционные дома или брокерско-дилерские фирмы, уже существовавшие в то время, но не игравшие еще заметной роли. Дело в том, что рынок акций, как уже отмечаюсь, был неразвит и бизнес с ценными бумагами не был престижным: "солидные" люди шли в банки.

Демократизация акционерного капитала резко изменила ситуацию, и почти не известные прежде фирмы, работавшие с ценными бумагами, стали  быстро приобретать влияние в  экономике.

Деятельность на рынке  подлежит государственному лицензированию, которое осуществляет министерство финансов, выдающее лицензии на 4 вида деятельности:

1. дилерскую, 

2. брокерскую,

3. андеррайтинговую,

4. на совершение "розничных"  операций с частными инвесторами. 

Большинство фирм имеет лицензии на несколько видов деятельности, а крупнейшие, которые и называются инвестиционными домами, - на все 4. Для  них установлен минимальный размер собственного капитала - 3 млрд. иен (примерно 30 млн. долл.).

В настоящее время в  Японии действуют примерно 200 фирм - инвестиционных институтов, занимающихся операциями с ценными бумагами, но ведущие позиции на рынке занимают всего 4 компании . Это так называемая "Большая четверка": "Номура", "Дайва", "Ямаичи", "Никко". На них приходится 36% всех операций с акциями, а с учетом 34 более мелких аффилированных фирм - свыше 50%. Еше выше (75%) их доля в оказании услуг по андеррайтингу. На "Большую четверку" приходится 80% торговли облигациями.

"Номура" - крупнейшая из этих 4 компаний - является также крупнейшим инвестиционным институтом в мире, опережая компанию ''Меррилл Линч" - лидера американских компаний. В отдельные годы ее капитализация доходила до 70 млрд. долл., что сравнимо с капитализацией целой страны, например Австралии.

В период бума 80-х гг. "Номура'' в отдельные годы получала самые высокие прибыли в Японии, опережая даже таких гигантов, как "Ниссан". В списке 10 корпораций с самыми высокими прибылями оказалась вся "Большая четверка", причем в эту десятку смог войти лишь один банк - "фудзи".

По сути, в Японии на рынке  ценных бумаг сложилась олигополия, а "Большая четверка" - своеобразный картель.

В заключении можно отметить, что все инвестиционные институты  являются членами Японской ассоциации дилеров фондового рынка, объединяющей профессиональных участников, имеющих  лицензии министерства финансов.

 

4. Депозитарно-клиринговая система

Все акции, имеющие котировку  на биржах Японии, только именные. Облигации  могут быть как именными, так и  предъявительскими.

Сертификаты ценных бумаг  запрещено вывозить за пределы Японии, поэтому нерезиденты обязаны  хранить свои ценные бумаги в одном  из японских банков или компаний по ценным бумагам.

Процедура улаживания сделки может производиться следующим  способом:

1. Наиболее распространенный  вариант - регулярное исполнение. Поставка осуществляется на 3-й  рабочий день после заключения  сделки - таким способом осуществляется 99% всех сделок на бирже. Это  одна из специфических особенностей  фондовых бирж Японии.

2. При кассовой сделке  поставка производится в день  заключения сделки или на следующий  день, если это предусмотрено  условиями контракта.

По специальному соглашению поставка производится в определенный участниками сделки день, но не позже 14 дней после его заключения.

Японские фондовые биржи  являются не только торговыми площадками, но и расчетно-клиринговыми центрами.

Для улаживания сделок с акциями  японских эмитентов каждая из бирж открывает специальный счет в  центральном депозитарии - Японском депозитарном центре JASDEC (Japan Securities Depository Centre), созданном в 1984 г.; в 1991 г. этот центр стал единственным депозитарием по национальным акциям, заменив Японскую клиринговую корпорацию по ценным бумагам - депозитарно-клиринговую организацию ТФБ. Последняя, однако, по-прежнему выполняет депозитарно-клиринговые функции по некоторым ценным бумагам, в частности по акциям иностранных эмитентов, варрантам и государственным облигациям, имеющим листинг на ТФБ. Кроме того, корпорация по-прежнему выполняет услуги по определению взаимных обязательств по ценным бумагам (клиринг).

Для улаживания сделок по бездокументарным государственным облигациям используется депозитарно-клнринговая система Банка Японии. Исполнение (улаживание) сделок по государственным облигациям составляет специальный двухнедельный цикл и напоминает аналогичную процедуру на Лондонской фондовой бирже. Статистика дипозитарно-клиринговой системы представлена в Таблице 9

 

Таблица 9

Данные по клиринговым  сделкам на Токийской бирже за 1998-2002 г.г.

Год

(Внутренние)Японские акции

Иностранные акции

Общий клиринговый объем*

Объем торгов(А)

(млн. акций)

Количество учтенных акций(B)

(млн. акций)

B / A

 

(%)

Объем торгов(D)

(млн. акций)

Количество учтенных акций(C)

(млн. акций)

С / D

 

(%)

Общий

 

100 млн. йен

Среднедневной

 

100 млн. йен

1998

117,403

71,109

60.6

21.7

14.1

65.2

146,040

591

1999

154,761

89,116

57.6

20.2

12.3

61.3

234,776

958

2000

173,765

98,560

56.7

13.3

8.1

60.7

309,302

1,247

2001

203,471

110,491

54.3

11.7

7.2

61.5

248,495

1.010

2002

213,403

109,435

51.3

13.3

8.8

66.6

231,563

941


*Объем указан с учетом  облигаций

Источник – Fact Book 2003 Tokyo Stock Exchange

 

5. Развитие системы регулирования  фондового рынка Японии

Организации фондового рынка  Японии аналогична американской, что было связано с чисто политическими факторами: оккупацией Японии после второй мировой войны войсками США.

В Японии сложилась двухуровневая  система регулирования, при которой  контроль за рынком осуществлялся как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.

В 1948 г. в Японии по образу и подобию Комиссии по ценным бумагам  и биржам США была образована (запишите) Комиссия по ценным бумагам Японии. Однако когда американцы ушли, Комиссия в 1951 г. была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом перешли министерству финансов (и полномочия принадлежали ему до появления в 1992 году новой  Комиссии по ценным бумагам и биржам).

Стоит упомянуть о тесной связи Минфина Японии с частным  сектором. В Японии существует традиция, носящая название "амакудари", согласно которой государственный бюрократ по достижении им пенсионного возраста в 55 лет получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении. Существует непосредственная связь между министерством финансов и сообществом брокерско-дилерских фирм именно по этой линии. При этом, однако, стоит иметь в виду, что число сотрудников в управлении ценных бумаг министерства финансов Японии было невелико: всего 150 человек.

При министерстве финансов был  создан совещательный орган - совет  по ценным бумагам и биржам. Совет  состоит из 20 специалистов, связанных  с индустрией ценных бумаг, назначаемых  министерством на два года. В функции  совета входит подготовка рекомендаций для министерства финансов по совершенствованию  законодательства по ценным бумагам.

Министерство финансов Японии вообще являлось главным финансовым регулирующим органом в Японии. Его  полномочия распространялись также  на банки.

В июле 1992 г. в Японии появилась  новая Комиссия по ценным бумагам  и биржам, в функции которой  входило наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.

Появление комиссии было связано  с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990 -1991 гг., выявившим серьезные  злоупотребления на рынке, манипулирование  ценами и использование служебной (внутренней) информации..

1 апреля 1993 г. в Японии  вошел в силу закон о реформе  финансовой системы. Закон частично  упразднил барьеры, существовавшие  между банками и брокерскими  фирмами. На основе этого закона  японским банкам (сначала долгосрочного  кредита, а затем и прочим) было  разрешено осуществлять андеррайтинг твердопроцентных ценных бумаг.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Японии