Рынок и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:24, реферат

Описание работы

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Задачи:
• рассмотреть важнейшие законы рыночной экономики;
• показать преимущества и негативные стороны рыночной экономики;
• проанализировать сущность и функции рынка в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

R1T4.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

Раздел 1. Тема 4. Рынок и его функции.


Тема 4.  Рынок и его функции


 

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Задачи:

  • рассмотреть важнейшие законы рыночной экономики;
  • показать преимущества и негативные стороны рыночной экономики;
  • проанализировать сущность и функции рынка в рыночной экономике.

 

Оглавление:


 

 

1. Экономические законы  рыночной экономики


 

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, - это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраслями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциация товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег,

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной  единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики.  Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т.е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

 

2. Преимущества и негативные  стороны рыночной экономики


 

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 22.).

    1. Механизм ее функционирования обеспечивает эффективное распределение ресурсов – они направляются туда, где наиболее необходимы обществу, т.е. в соответствии с общественной потребительной стоимостью. В этом проявляется действие первой функции закона стоимости.
    2. Жизненная необходимость для производителей сокращать издержки производства приводит к оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса. Стремясь получить максимально высокую прибыль, производители идут на риск, выпускают новые товары, используют новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами. Так реализуется вторая функция закона стоимости.
    3. Рыночную экономику характеризует гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
    4. Способность к удовлетворению самых разнообразных потребностей, повышению качества, быстрой корректировке возникающих противоречий.
    5. Свобода выбора действий потребителей и производителей – они независимы в принятии своих решений, заключении сделок и т.д.

 

Рис. 22. Преимущества рыночной экономики.

 

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 23.). К числу важнейших из них относятся следующие.

 

Рис. 23. Недостатки рыночной экономики.

 

    1. Функционирование рыночной экономики сопровождается кризисами, инфляцией, безработицей.
    2. Важнейшим ее следствием является воспроизводство существенного неравенства. Здесь проявляется действие третьей функции закона стоимости.
    3. В рыночной экономике как таковой отсутствует механизм самозащиты от экономической, а зачастую и политической, власти монополий.
    4. Стремление к максимизации прибыли приводит к обострению противоречий между текущими и перспективными целями, интересами фирм-производителей и общества в целом. Это обусловливает отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, сохранения невоспроизводимых ресурсов.
    5. Большие средства на фундаментальные исследования, длительные сроки их окупаемости, риск обусловливают отсутствие заинтересованности в таких исследованиях.
    6. Рыночная экономика по своей сути не заинтересована в удовлетворении коллективных потребностей.

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 24.).

 

Основные

критерии

Стихийный

капиталистический рынок

Регулируемый

капиталистический рынок

1. Рыночная система (подсистемы

 рынков и рыночной инфраструктуры)

В зародышевом состоянии

Полностью развиты система рынков и системы инфраструктуры рынка

2. Субъекты рынка

  1. Единоличные собственники капиталистических предприятий

2. Наемные рабочие

3. Единоличные потребители 

  1. Крупные капиталистические объединения
  2. Государства
  3. Профсоюзы
  4. Союзы потребителей

3. Главная характеристика рынка

Рынок продавца. Товары создаются  без предварительного договора с потребителем

Рынок покупателя. Все большая часть товаров создается по заказу потребителя

4. Исследование рынка

(потребительские запросы и предпочтения)

Как система - нет. Учет и анализ конкретных рычагов носит случайный характер

Развита система маркетинга на общегосударственном уровне и особенно на уровне основного звена экономики- фирмы

5. Процесс реализации товара

Преимущественно самим производителем

Преимущественно или даже исключительно посредническими организациями


Рис. 24. Сравнительная характеристика стихийного и регулируемого капиталистического рынка1.

 

3. Рынок, его основные  элементы, функции и структура


 

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 25).

Рис. 25. Центры информации в командно-административной и рыночной системах.

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 26.).

    1. Информационную – постоянно меняющиеся цены, процентные ставки, стихийно протекающие операции превращают рынок в «гигантский компьютер», собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы информации и выдающий обобщенные данные.
    2. Посредническую: экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически трудно определить, насколько выгодной является та или иная операция. С помощью рынка потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, продавец – покупателя.
    3. Ценообразующую – благодаря рынку устанавливается подвижная связь между ценой и стоимостью, гибко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
    4. Регулирующую – рынок дает ответы на вопросы, что, как и для кого производить.
    5. Санирующую – разоряются нежизнеспособные предприятия, успех сопутствует предприимчивым и эффективным.

 

Рис. 26. Функции рынка.

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 27.).

 

Рис. 27. Модель замкнутого потока деловой активности.

 

Субъекты рынка:  домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности – рыночные агенты) и государство (государственная собственность – нерыночный агент).

Домохозяйство – «householder» - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Рынок товаров и услуг – в развитой рыночной экономике предполагает наличие оптовой и розничной торговли, товарных бирж, маркетинговых организаций.

Рынок факторов производства – включает в себя рынок труда, рынок капитала, рынок земли.

Финансовый рынок – предполагает наличие фондовых и валютных бирж.

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 28, 29).

 

Рис. 28. Структура рынка.


Рис.29. Инфраструктура рынка.

 

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда – какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

 

4. Конкуренция: ее функции, виды, методы. Основные рыночные ситуации


 

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является конкуренция.

Функции конкуренции:

    • регулирующая – воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало запросам потребителей;
    • аллокационная – функция размещения: ресурсы и произведенные товары в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу;
    • инновационная – производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда;
    • распределительная – продукт распределяется прежде всего по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора;
    • контролирующая – ни один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать свои условия его участникам.

 

 

 

Рис. 30. Функции конкуренции.

Различают следующие виды конкуренции:

    • Среди предпринимателей за деньги покупателей – характерна для развитой рыночной экономики, где предложение превышает спрос, т.е. там, где «рынок покупателя».
    • Данный вид конкуренции разделяют на внутриотраслевую и межотраслевую. В результате внутриотраслевой конкуренции образуется рыночная цена, стимулируется рост производительности труда. В результате межотраслевой конкуренции происходит перелив капитала из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли.
    • Среди покупателей – характерна при преобладании «рынка продавца». Яркое ее проявление – дефицит товаров.
    • Между предпринимателями и покупателями – споры о ценах, качестве товаров и услуг и др.

Существует 2 основные группы методов конкуренции: ценовая и неценовая. В ряде случаев используется также недобросовестная конкуренция (см. рис. 31.). Недобросовестная конкуренция преследуется по закону.

Информация о работе Рынок и его функции