Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. Вот некоторые из них.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения. Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения?
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Введение……………………………………………………………………………………........3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………… ….4
2. Конкуренция как элемент рыночного механизма………………………………………....10
3. Конкуренция и монополия………………………………………………………………… 11
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России………23
Заключение…………………………………………………………………………………….28Список литературы……………………………………………………………………………31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Элементы рыночного
механизма и принципы их
2. Конкуренция как элемент
рыночного механизма……………………………
3. Конкуренция и монополия…………………
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России………23
Заключение……………………………………………………
Введение
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. Вот некоторые из них.
Рынок - это обмен, организованный
по законам товарного производства
и обращения, совокупность отношений
товарного и денежного
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Рынок – есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики.
Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазины, закусочные, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.
Вышеизложенные положения и многообразие трактовок определений рынка, изученные по научным работам зарубежных и отечетвенных авторов, внесли некоторую неопределенность в само понимание рыночного механизма, и его действие в современной России.
Целью данной курсовой работы
является изучение, и выявление теоретических
аспектов и методологических особенностей
становления рыночного
Исходя из поставленной цели, были определены задачи курсовой работы:
· Выявить элементы рыночного механизма и принципы их функционирования, рассмотреть законы рыночного равновесия;
· Раскрыть понятие, сущность и особенности конкуренции, как элемента рыночного механизма
· Проанализировать предпосылки становления и взаимодействия конкуренции и монополии;
· Охарактеризовать и проанализировать процесс становления рыночного механизма в современной экономике России.
1. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Рынок возник еще на стадии
варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он
открывал простор для
На экономическом рынке
постоянно совершаются
Рынок выполняет определенные функции:
- выдает сигналы производству
по выработке определенных
- уравновешивает спрос и предложение;
- обеспечивает
- на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
- это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
- объективно формирует
корпус умелых
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным числом
участников рыночных отношений
и свободной конкуренцией
- свободным доступом к
любым видам хозяйственной
- неограниченной свободой
продвижения капитала и
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным установлением
цен в ходе свободной
- на свободном рынке
ни один участник не в
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
- рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
- не создает условий для реализации права на труд;
- не гарантирует полную занятость населения;
- не создает стимулов
для производства товаров и
услуг коллективного
- не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
- не защищает среду
обитания человека от
- рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.
Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
1. Рынок средств производства.
Торговля средствами производства
- это грандиозный рынок, на котором
взаимодействуют между собой
непосредственные производители продукции.
Все предприятия органически
связаны друг с другом как поставщики
и потребители машин, оборудования,
сырья, топливных ресурсов. Товары производственного
назначения покупаются и продаются
обычно оптом, большими партиями. Оптовая
торговля выступает посредником
между предприятиями-
Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
2. Рынок рабочей силы.
Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
3. Рынок капитала и финансов.
В движении капитальной стоимости денежная форма ка-питала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
4. Рынок потребительских товаров.
На нем взаимодействует
все население с
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.
Для рыночного хозяйства
достаточно высокая степень
Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупате. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию.
Человек оказался без работы. Он может искать ее сам, а может обратиться к посреднику. Работодатели в свою очередь обращаются в агентства. Выгодно обоим сторонам.
Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:
- кто готов купить данный товар или услугу;
- почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;
- в каком виде потребитель желает получать ваш товар;
- в какое время он намерен покупать ваш товар;
- где он хотел бы покупать ваш товар;
- какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.
Надо знать емкость
рынка и многое другое. Способность
рынка дешево производить высококачественную
информацию является его важнейшим
достоинством. Информация - это сведения
о том, что и при каких