Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. Вот некоторые из них.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения. Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения?
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Введение……………………………………………………………………………………........3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………………………………………………………………………… ….4
2. Конкуренция как элемент рыночного механизма………………………………………....10
3. Конкуренция и монополия………………………………………………………………… 11
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России………23
Заключение…………………………………………………………………………………….28Список литературы……………………………………………………………………………31
Некоторые фирмы могут
относиться сразу к нескольким типам
монополии. Например, телефонные компании,
электрические и газовые
До сих пор мы рассматривали конкуренцию и монополию в качестве абстрактных рыночных моделей, раскрывающих ''арифметику'' поведения субъектов рынка, выбор ими оптимальных решений относительно объема продаж в условиях, отвлеченных от множества реальных общественных отношений.
Конкуренция в самом общем
значении этого слова есть соперничество,
борьба за получение конкурирующими
субъектами для себя наибольших выгод.
Монополия по своей сути означает
преимущество, преобладание и в этом
смысле выступает как
В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством условий экономической деятельности и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый участник рынка ратует за честную конкуренцию, хотя сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, ''беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены''.
Монополия как общественное экономическое отношение имеет длительную историю. Цеховой строй феодальной эпохи представлял, в сущности, монополистическую систему хозяйства. Для занятия тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т. д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам или компаниям скупщиков на производство того или иного промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники обладали исключительными привилегиями при учреждении определенного рода предприятий по производству и сбыту товаров.
В Англии исключительные привилегии отдельных лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы значительно раньше, чем в остальной Европе. Но намного дольше сохранялись привилегии, принадлежавшие различным корпорациям и цехам.
Известно, например, что во время пребывания Адама Смита в Глазго там работал над своей моделью паровой машины Джеймс Уатт. Узнав о его деятельности, корпорация механиков, к составу которой он не принадлежал, запретила ему продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического результата свое изобретение.
Промышленный капитал, в
конце концов, разбил феодальные оковы
в виде средневековых ограничений
и привилегий, но тут же стал себе
ковать новые. Эпоха свободной
Как любому другому общественному отношению, капиталистической монополии предшествовали качественные изменения в уровне развития производительных сил. Они заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении машин и возникновении на их основе новой формы промышленности - фабрики. Быстрое развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход от применения отдельных машин к кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному прежде росту производительности труда.
Машина сначала технически опрокидывает старую форму разделения труда, на месте которой создаются новые формы кооперации и разделения труда, организации и управления производством. Применение машин и укрупнение фабрик обусловливают рост концентрации и централизации капитала. Создается, таким образом, новый способ производства, а именно крупный машинный способ производства. Его специфическими чертами являются высокий и непрерывно растущий уровень разделения, специализации и кооперации труда в общественном масштабе, концентрация производства и капитала, централизация капитала.
Концентрацией производства называется процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, обусловленный экономическими преимуществами крупного производства. Происходящее в связи с этим увеличение размеров капитала посредством капитализации части прибавочной стоимости называется концентрацией капитала.
Централизацией капитала принято называть увеличение размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов в форме акционерных обществ. Однако такое определение неточно отражает сущность явления, которая состоит в централизации управления капиталом во все возрастающем масштабе. Управление объединенным капиталом фирм, ранее действующих обособленно, подчиняясь стихии рынка, и потому недостаточно эффективно, является самостоятельным мощным фактором повышения эффективности производства. Поэтому более правильно данное явление называть не централизацией капитала, а централизацией управления капиталом.
Концентрация капитала и централизация управления им представляют собой два способа укрупнения капитала, тесно связанных между собой и опосредуемых друг другом. Быстрый рост капитала вызывается экономическими преимуществами, свойственными крупному капиталу, которые в конечном счете выражаются в удешевлении продукции и повышении ее качества. Такими преимуществами в сфере производственной деятельности являются: использование крупной высокопроизводительной техники; уменьшение доли постоянных расходов на единицу продукции; возможности специализации рабочих мест; комбинирования производственных процессов; стандартизации и унификации продукции. В сфере торговой деятельности к этим преимуществам добавляется возможность монополизации рынка, а следовательно, и получения монопольной сверхприбыли, оправдывающей материальные затраты и объясняющей нравственные проступки или даже преступления, которые приходится совершать ради завоевания рынка.
Таким образом, процесс монополизации рынка определяется двумя причинами. Во-первых, общественной выгодой, которую концентрация производства и централизация управления им приносит так или иначе каждому члену общества. Во-вторых, частной выгодой, которую получает монополист в виде сверхприбыли, благодаря своему господству на рынке. Эта особенность составляет внутреннее противоречие процесса монополизации. Несомненная общественная польза монополий и столь же несомненный их вред от господства частных интересов над общественными являются двумя противоположностями существования монополий, находящимися в диалектическом единстве и служащими внутренней основой их развития. Одна сторона противоречия обусловливает общественную поддержку развитию монополий, вторая - общественное сопротивление им и необходимость установления над их деятельностью общественного контроля.
Прежде чем конкуренция превращается в монополию, она проходит олигополистическую стадию развития. Именно на этой стадии завязываются ожесточенные бои за господство на рынке.
На олигополистическом рынке прибыльность предприятия зависит не только от соотношения спроса и издержек, но и от действий конкурирующих фирм. Результатом воздействия этого фактора на поведение фирм являются так называемые ''ценовые войны'', сущность которых заключается в значительном снижении цены предприятием с целью не допустить на рынок потенциальных конкурентов и вытеснить с него наиболее слабых из действующих конкурентов. Таким образом, как отмечают источники, при олигополии цены и количество продукции могут изменяться не только в результате объективного изменения соотношения спроса и предложения, но и под воздействием чисто субъективных свойств человеческого характера, таких как упрямство, лояльность, терпение и агрессивность.
Всякая война вынуждает ее участников вступать в разнообразные более или менее длительные и прочные союзы. Поэтому поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположном направлении. Первая - это заинтересованность каждого продавца в максимизации собственных прибылей. Вторая - поиск союзников для достижения своей главной цели. Поскольку такие союзы часто создаются втайне от конкурентов и покупателей, этот процесс называется сговором. Сговор - это явное или молчаливое соглашение между предприятиями отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или в целях ограничения иным способом соперничества между ними.
Сговаривающиеся олигополисты могут вести себя подобно монополисту, устанавливая монопольную цену. Но прочности сговора мешает опасение каждого участника, что другие участники могут нарушить соглашение и с помощью обмана значительно увеличить свои прибыли, немного снижая свою цену и отбирая тем самым часть объема продаж у своих партнеров. Поэтому возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли посредством самостоятельной политики, основанной на недоверии к соперникам, может привести некоторые предприятия к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Но если все предприятия станут вести себя независимо и, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре. Это заставляет их вновь и вновь возвращаться к сговору.
С точки зрения управления рынком целесообразно знать, в каких ситуациях сговор является более или менее вероятным. Вероятность сговора тем выше, чем:
- в большей степени
правовая система
- меньшее число фирм
к нему причастно. Когда в
дело вовлечено множество лиц,
труднее договориться и
- ближе партнеры по
своим экономическим
- легче выявляются нарушения достигнутого соглашения.
Сговор обусловливает повышение цен и прибылей и тем самым привлекает новые предприятия. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, предприятиям приходится принимать согласованные меры по предотвращению проникновения на рынок новых продавцов.
Сговор не обязательно может иметь форму официального соглашения. Если явные соглашения о ценах между частными корпорациями законом запрещены, олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству. В арсенале современных олигополистов есть достаточно средств, чтобы принимать согласованные решения в неявном виде.
Чаще всего молчаливый
сговор происходит в форме равнения
на олигополистического лидера в
области ценообразования. Такой
лидер устанавливается с
Ценовой лидер самостоятельно решает, когда необходимо изменить цену. Если его расчет верен, то другие предприятия следуют за ним, и в результате лидер изменяет отраслевую цену, не прибегая к явному сговору с другими фирмами. Если другие фирмы не поддерживают его политику, то лидер отказывается от увеличения цены.
Обычно лидером является самое крупное предприятие в отрасли, но если на его заявления другие предприятия систематически не отзываются молчаливым согласием, то может появиться другой лидер.
Предприятия терпят большие
убытки, если кто-то из конкурентов
тайно понижает цены на свои товары,
переманивая покупателей у
Сговор олигополистов не всегда может защитить их рынок от проникновения новых предприятий. Сверхприбыли привлекают новые фирмы в отрасль, и увеличение общего объема продаж за счет новых производств приводит к понижению цены до конкурентного уровня. При отсутствии ограничений входа на рынок сговор не может обеспечить рост прибылей в долгосрочной перспективе.
Чтобы сдержать проникновение новых предприятий, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня и таким образом понизить цены и уменьшить привлекательность рынка для новичков. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется политикой сдерживания цен.
Другим методом вытеснения конкурентов из отрасли является политика хищнического ценообразования, суть которой заключается в том, что предприятия, занимающие прочное положение, поддерживают избыточные мощности с тем, чтобы резко нарастить выпуск продукции в том случае, если проникновение новичков на рынок все-таки происходит.
Как правило, ''хищник'' снижает цену очень резко до того уровня, при котором он теряет деньги, но, как он надеется, конкуренты теряют еще больше и не могут долго продержаться в отрасли. Участники сговора идут на убытки в краткосрочном периоде с тем, чтобы оттеснить новичков и в результате получить сверхприбыли от своего монопольного положения в долгосрочной перспективе.