Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:15, реферат
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
ВВЕДЕНИЕ
3
Аннотация по разделам
1
Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка
4
1.1
Рыночная модель для Украины
6
1.2
Влияние рынка на цену.
9
1.3
Концентрация рынка и ее оценка
10
1.4
Структура и функции рынка
11
1.5
Основные модели рынка
15
1.6
Конкуренция в системе рынка
15
2
Виды и свойства конкуренции.
2.1
Виды конкуренции
19
2.2
Условия возникновения конкуренции
19
2.3
Функции конкуренции
20
2.4
Экономический закон конкуренции.
21
2.5
Неполная конкуренция и монополия
22
2.6
Совершенная конкуренция.
23
2.7
Характерные черты совершенной конкуренции
24
2.8
Спрос на продукт конкурентного продавца
25
2.9
Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции
26
2.10
Ценообразование в условиях свободной конкуренции
26
2.11
Достоинства совершенной конкуренции
27
2.12
Недостатки совершенной конкуренции
28
2.13
Актуальность чистой конкуренции
28
2.14
Несовершенная конкуренция
29
2.15
Влияние несовершенной конкуренции на рынок
31
2.16
Монополистическая конкуренция
31
2.17
Условия возникновения
32
2.18
Характерные черты
32
2.19
Эффективность монополистической конкуренции.
35
2.20
Ценовая конкуренция
35
2.21
Неценовая конкуренция
36
3
Особенности конкуренции
3.1
Защита конкуренции
36
3.2
Нечестная конкуренция
37
3.3
Суть формирования стратегии конкуренции
37
3.4
Правительство как фактор отраслевой конкуренции
38
3.5
Входные барьеры
39
3.6
Угроза входа конкурентов
43
3.7
Ожидаемый отпор
43
4
Заключение
Содержание
Введение | 3 | |
Аннотация по разделам | ||
1 | Рынок, причины его возникновения, характерные черты и модели рынка | 4 |
1.1 | Рыночная модель для Украины | 6 |
1.2 | Влияние рынка на цену. | 9 |
1.3 | Концентрация рынка и ее оценка | 10 |
1.4 | Структура и функции рынка | 11 |
1.5 | Основные модели рынка | 15 |
1.6 | Конкуренция в системе рынка | 15 |
2 | Виды и свойства конкуренции. | |
2.1 | Виды конкуренции | 19 |
2.2 | Условия возникновения конкуренции | 19 |
2.3 | Функции конкуренции | 20 |
2.4 | Экономический закон конкуренции. | 21 |
2.5 | Неполная конкуренция и монополия | 22 |
2.6 | Совершенная конкуренция. | 23 |
2.7 | Характерные черты совершенной конкуренции | 24 |
2.8 | Спрос на продукт конкурентного продавца | 25 |
2.9 | Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой (совершенной) конкуренции | 26 |
2.10 | Ценообразование в условиях свободной конкуренции | 26 |
2.11 | Достоинства совершенной конкуренции | 27 |
2.12 | Недостатки совершенной конкуренции | 28 |
2.13 | Актуальность чистой конкуренции | 28 |
2.14 | Несовершенная конкуренция | 29 |
2.15 | Влияние несовершенной конкуренции на рынок | 31 |
2.16 | Монополистическая конкуренция | 31 |
2.17 | Условия возникновения | 32 |
2.18 | Характерные черты | 32 |
2.19 | Эффективность монополистической конкуренции. | 35 |
2.20 | Ценовая конкуренция | 35 |
2.21 | Неценовая конкуренция | 36 |
3 | Особенности конкуренции | |
3.1 | Защита конкуренции | 36 |
3.2 | Нечестная конкуренция | 37 |
3.3 | Суть формирования стратегии конкуренции | 37 |
3.4 | Правительство как фактор отраслевой конкуренции | 38 |
3.5 | Входные барьеры | 39 |
3.6 | Угроза входа конкурентов | 43 |
3.7 | Ожидаемый отпор | 43 |
4 | Заключение | 44 |
Цель:
Раскрыть и охарактеризовать
виды и свойства рынков,
понять при каких условиях
возникает конкуренция,
какие виды конкуренции
и конкурентной борьбы
бывают, как она влияет
на рынок товаров и услуг
и вообще нужна ли конкуренция.
Введение
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция,
хотя и связана с определёнными
издержками (усиливает социально-
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.
Тема
является актуальной, так как с проблемами,
которые раскрываются в этой, теме мы сталкиваемся
довольно часто и понимание конкуренции,
и рыночных механизмов в целом даст возможность
правильной оценки ситуации, что в конечном
итоге приведет к увеличению прибыли.
Поэтому очень много таких ученых как:
М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899—1988),
В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы
рыка и конкуренции.
РЫНОК
И КОНКУРЕНЦИЯ
Рынок,
причины его возникновения
и характерные
черты.
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода — деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Наиболее организованными являются рынки товаров, пользующихся всеобщим спросом, поддающихся точной спецификации, перевозке на далекие расстояния и т.п. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими районами кирпичного завода, в то время как рынок драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также хлопка, зерна, металлоизделий будет охватывать территорию всей страны и даже других государств. Особое значение среди организованных рынков имеют рынки ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных, известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпускаемые правительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохода по ним. По образцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро, платина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперь могут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используются.
К менее организованным относятся рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц, например, продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узко локальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.
Существуют, по меньшей мере, четыре признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономической деятельности.
Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
Важно
всегда помнить, что рынок, который
мы охарактеризовали пятью основными
признаками, является идеализированным,
основанным на свободной конкуренции
и потенциально одинаковых шансах для
всех продавцов и покупателей, и отличается
— порой значительно — от рынка реального.
Рыночная
модель для Украины
Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и ее реализации нужно учитывать общее и специфическое, которое есть содержанием переходной экономики, в стадии которой находится Украина.