Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение функционирования рынка корпоративных облигаций, в соответствии с поставленной целью задачами выполнения работы являются следующие:
1) рассмотреть сущность и виды корпоративных облигаций;
2) дать анализ современному состоянию рынка корпоративных облигаций;
3) оценить перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России;
4) рассмотреть развитие рынка корпоративных облигаций на региональном уровне.
Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты развития рынка облигаций в России 6
1.1 Сущность и виды корпоративных облигаций 6
1.2 Государственное регулирование рынка корпоративных облигаций 11
1.3 Зарубежный опыт функционирования рынка корпоративных облигаций 20
2. Анализ современного состояния рынка корпоративных облигаций в России 23
2.1 Нормативно – правовая база выпуска и обращения корпоративных облигаций 23
2.2 Анализ состояния рынка корпоративных облигаций в России 27
2.3 Основные проблемы формирования региональных рынков корпоративных облигаций 36
3. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России 48
3.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций 48
3.2 Основные тенденции развития рынка корпоративных облигаций на региональном уровне 53
3.3 Оценка эффективности облигационного займа по сравнению с банковским кредитом 56
Заключение 62
Список используемой литературы 64
по дисциплине «Рынок ценных бумаг»
Тема: «Рынок корпоративных облигаций: проблемы и перспективы развития»
Содержание
Исторически различные сегменты российского фондового рынка развивались с разной скоростью в зависимости от стоявших перед рынком задач. Первоначально фондовый рынок концентрировался в области покупки и продажи прав собственности на те или иные предприятия, то есть на торговле акциями. Это было логичным следствием проходившего процесса передела собственности и ваучерной приватизации начала 90-х годов.
Однако после завершения этого периода становления фондовый рынок начал смещаться в область более традиционных для него задач - а именно привлечения капитала компаниями и размещения сбережений. Растущий рынок облигаций - наглядное подтверждение того, что привлечение средств и размещение сбережений становится все более и более важной задачей для фондового рынка.
Долговое финансирование в ближайшие несколько лет останется основным способом привлечения средств для развития компаний.
Таким образом, можно говорить о том, что именно рынок облигаций в настоящее время имеет наибольший потенциал развития. И действительно, именно в сегменте облигаций российского фондового рынка в настоящее время наблюдается наибольшая активность эмитентов. В связи с этим данная тема курсовой работы является актуальной для изучения.
Доход по облигациям обычно ниже дохода по акциям, но он более надежен, так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике. Поэтому облигации являются более привлекательными ценными бумагами для многих категорий людей, заботящихся не только о доходности, но и о надежности своих вкладов.
Для того, чтобы инвестор, собирающийся активно инвестировать на рынке облигаций, мог четко представлять себе природу этих финансовых инструментов, необходимо их изучить и проанализировать, что и будет представлено в настоящей работе.
Целью настоящей курсовой работы является изучение функционирования рынка корпоративных облигаций, в соответствии с поставленной целью задачами выполнения работы являются следующие:
При написании работы были использованы труды теоретиков и практиков в области изучения рынка корпоративных облигаций: Бондарь Т.В., Чеканова Е.О., Буренина А.Н., Дегтерева О.И., Колесникова В.И., Михайлова Д.М., Меньшикова И.С., Петрова В.А. и др.
Облигации представляют собой кредитные соглашения, основанные на ценных бумагах, по которым не существует единственного кредитора, а, наоборот, целый ряд кредиторов, предоставляющих свои средства в кредит одному заемщику. Следовательно, облигации представляют собой заимствование, которое представлено в такой форме, которая позволяет этим обязательствам свободно обращаться на рынке.
Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Особой чертой большинства облигаций является то, что они предлагают купон с фиксированной процентной ставкой, что дает заранее известную годовую норму прибыли. Соответственно и заемщик знает свои ежегодные расходы по заимствованию, и кредитор знает ту сумму процентных платежей, которую он будет получать каждый год. Хотя купон и является постоянной величиной, все-таки сама цена облигации будет меняться в зависимости от процентных ставок, которые существуют на рынке в настоящий момент, а также от общего восприятия экономических факторов (в частности, уровня инфляции в стране). Фиксированная процентная ставка, устанавливаемая по облигациям, будет во многом зависеть от “качества” эмитента, а также от любых других долговых инструментов, которые были выпущены данным эмитентом и находятся в обращении в настоящий момент.
Некоторые из облигаций
могут иметь купон с плавающей
процентной ставкой. Для того, чтобы
выпустить облигации с
Поскольку кредитные соглашения имеют определенный срок действия, большинство облигаций будут погашаемыми или срочными, т. е. это означает, что будет устанавливаться дата погашения (для погашения основной суммы долга). По некоторым облигациям будет несколько таких дат. Меньшая часть облигаций выпускается в непогашаемой или бессрочной форме. Это означает, что дата погашения не устанавливается, но у эмитента всегда есть право выкупить эти облигации и аннулировать выпуск (но обычно эмитенты аннулируют выпуски только в тех случаях, когда они считают, что смогут привлечь средства на более выгодной основе).
Эти принципы могут распространяться на любые виды облигаций, независимо от того, были ли они выпущены государством или компанией.
Корпоративные заемщики могут выпускать облигации следующих видов:
Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.
Предприятие, выпускающее облигации, принимает на себя обязательства выплатить проценты на каждую облигацию, указать места, в которых облигации и купонные листы будут вручены их держателям, определить юридический титул и закладную собственность, застраховать заложенную собственность против пожара и других возможных потерь; заплатить налоги, раскрыть информацию об предприятии и правовых основаниях его деятельности.
Если предприятие
не выполняет свои
Предприятие выплачивает проценты по облигациям в определенные периоды времени. Поэтому при продаже облигаций в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов, покупатель и продавец должны разделить между собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают продавцам помимо рыночной стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты. Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью. Таким образом, сумма процентов распределяется между различными владельцами.
Виды облигаций представим в таблице 1.
Таблица – 1 Виды облигаций
Виды облигаций |
Особенности |
|
К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником. |
2) Именные облигации. |
Большинство облигаций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций. |
3)"Балансовые" облигации. |
Этот вид облигаций
приобретает все большее |
Классификацию облигаций в зависимости от обеспечения представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация облигаций в зависимости от обеспечения
Облигации с залогом имущества обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом.
Облигации с залогом фондовых бумаг, обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании;
Облигации с залогом оборудования обычно выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и тп.).
Смысл залогового
обеспечения заключается в том,
Необеспеченные облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются "добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.
К другим видам облигаций относятся облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации, предусматривают выплату процентов только в том случае, если у предприятия имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при реорганизации предприятия - как правило, когда ей грозит банкротство. Часто их выпускают для замены ранее выпущенных облигаций с одобрения облигационеров компании, которые предпочитают пойти на определенный риск, чтобы избежать опасности неполучения капитальной суммы.
Гарантированные облигации: они гарантируются не предприятием-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом. Чаще всего гарантируются и капитальная сумма и проценты, но бывают случаи, когда гарантией покрываются только проценты.
Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не при носят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтом (со скидкой), а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.
Эффективное регулирование рынка корпоративных облигаций требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.
На начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход был в некоторой степени было оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России. Регулирующие органы — Минфин России, а в дальнейшем это было ФКЦБ ежедневно сталкивались с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками.
Информация о работе Рынок корпоративных облигаций: проблемы и перспективы развития