Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение функционирования рынка корпоративных облигаций, в соответствии с поставленной целью задачами выполнения работы являются следующие:
1) рассмотреть сущность и виды корпоративных облигаций;
2) дать анализ современному состоянию рынка корпоративных облигаций;
3) оценить перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России;
4) рассмотреть развитие рынка корпоративных облигаций на региональном уровне.
Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты развития рынка облигаций в России 6
1.1 Сущность и виды корпоративных облигаций 6
1.2 Государственное регулирование рынка корпоративных облигаций 11
1.3 Зарубежный опыт функционирования рынка корпоративных облигаций 20
2. Анализ современного состояния рынка корпоративных облигаций в России 23
2.1 Нормативно – правовая база выпуска и обращения корпоративных облигаций 23
2.2 Анализ состояния рынка корпоративных облигаций в России 27
2.3 Основные проблемы формирования региональных рынков корпоративных облигаций 36
3. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России 48
3.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций 48
3.2 Основные тенденции развития рынка корпоративных облигаций на региональном уровне 53
3.3 Оценка эффективности облигационного займа по сравнению с банковским кредитом 56
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Известно, что в мировой практике сложились два типа инвестиционных банков: первый – специализация на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония), второй – специализация на предоставлении среднесрочных и краткосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся). Однако в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки осуществляют оба вида деятельности. Это зависит от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг.
Цель коррекции законов на Западе – это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств
Важная особенность первичного рынка – специфический механизм покупки и продажи ценных бумаг. Указанные выше банки реализуют эмиссию частных облигаций и получают комиссионные в размере установленного процента от стоимости облигационного займа, а также комиссионные за консультирование при размещении, если была договоренность об этом.
Особенность первичного
рынка состоит в размещении облигаций
через посредников –
Согласно эмиссионному соглашению инвестиционный банк размещает облигации либо в качестве покупателя, либо в качестве агента. Обычно он закупает весь выпуск, т.е. принимает на себя финансовую ответственность за весь выпуск. Реже инвестиционные банки действуют в качестве агента. При этом они могут либо ограничиться комиссионными функциями, либо взять на обязанность гаранта размещения выпуска и, в случае невозможности реализации бумаг в пределах установленного срока, приобрести их за свой счет.
Независимо от функций инвестиционного банка по эмиссионному соглашению его обязательным условием является «оговорка о выходе с рынка», которая позволяет аннулировать соглашение в случае крайне неблагоприятного развития событий на рынке (по не зависящим от сторон причинам).
Если новый выпуск бумаг эмитента оказывается слишком большим для инвестиционного банка, он обращается к другим инвестиционным банкам с целью сформировать эмиссионный синдикат и объединить усилия по размещению выпуска. Эмиссионные синдикаты могут действовать по принципу «раздельного счета», когда его участники несут ответственность в пределах своего участия и выделенной им доли выпуска.
Действуя по принципу
«неразделенного счета» (наиболее распространенному),
участники синдиката несут
Для реализации нового выпуска эмиссионный синдикат может сформировать специальную группу по продаже, состоящую из кредитных учреждений, ведущих операции купли-продажи ценных бумаг. Члены такой группы не принимают на себя никакой финансовой ответственности, но берут обязательство продать определенную долю выпуска, получая комиссионные или маржу.
Выпуск облигаций в развитых странах в настоящее время обусловлен финансированием поглощения (слияния) компаний, необходимостью снижения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций.
В некоторых странах
соотношение между собственным
и заемным капиталом
Таким образом, эмиссия новых облигаций на современном этапе развития рынка ценных бумаг в развитых странах не всегда связана с мобилизацией свободных денежных ресурсов для финансирования экономики.
К законодательным актам, регулирующим рынок корпоративных облигаций являются:
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе в соответствии со своим уставом размещать облигации (корпоративные облигации). Согласно ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" такое же право предоставлено и обществам с ограниченной ответственностью.
Согласно ст. 102 ГК РФ и ст. 33 Закона N 208-ФЗ суммарная номинальная стоимость облигаций не должна превышать размера уставного капитала общества либо величины обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами.
Выпуск и
продажа облигаций
Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 30.04.2002 N 16/пс и Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 19.10.2001 N 27.
Выпуск облигаций производится как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Он должен сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии облигаций, если осуществляется путем:
1) открытой подписки;
2) закрытой подписки при условии, что число приобретателей облигаций превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) облигаций превышает 50 тыс. МРОТ.
Процедура эмиссии
облигаций, размещаемых путем подписки
и не требующих регистрации
Размещение акционерным обществом облигаций осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества (ст. 33 Закона N 208-ФЗ). В обществах с ограниченной ответственностью решение о размещении облигаций может принять только общее собрание участников общества (ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Существуют определенные ограничения на выпуск корпоративных облигаций.
Во-первых, АО (ст. 102 ГК РФ) и ООО (ст. 31 Закона N 14-ФЗ) вправе выпускать облигации:
Во-вторых, облигации
могут выпускаться только в благоприятные
для хозяйствующих обществ
Решение о выпуске ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Он утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении и должен быть утвержден не позднее шести месяцев с момента принятия этого решения.
Решение о выпуске ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем и скрепляется печатью эмитента, его страницы нумеруются. В нем должны быть определены: вид облигаций (именные или на предъявителя, документарные или бездокументарные), сроки и иные условия их погашения.
Облигация должна иметь номинальную стоимость. Общество может выпускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом.
Общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.
По окончании первичного размещения облигаций эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска. После регистрации отчета выпуск считается состоявшимся. Если эмитенту отказано в регистрации отчета, то он должен вернуть деньги и иное имущество, полученное от инвесторов. Согласно ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 35-ФЗ "О рынке ценных бумаг" обращение эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг.
Качественные характеристики отечественного рынка корпоративных облигаций в 90-е годы характеризовался:
Информация о работе Рынок корпоративных облигаций: проблемы и перспективы развития