Рынок корпоративных облигаций: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение функционирования рынка корпоративных облигаций, в соответствии с поставленной целью задачами выполнения работы являются следующие:
1) рассмотреть сущность и виды корпоративных облигаций;
2) дать анализ современному состоянию рынка корпоративных облигаций;
3) оценить перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России;
4) рассмотреть развитие рынка корпоративных облигаций на региональном уровне.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты развития рынка облигаций в России 6
1.1 Сущность и виды корпоративных облигаций 6
1.2 Государственное регулирование рынка корпоративных облигаций 11
1.3 Зарубежный опыт функционирования рынка корпоративных облигаций 20
2. Анализ современного состояния рынка корпоративных облигаций в России 23
2.1 Нормативно – правовая база выпуска и обращения корпоративных облигаций 23
2.2 Анализ состояния рынка корпоративных облигаций в России 27
2.3 Основные проблемы формирования региональных рынков корпоративных облигаций 36
3. Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России 48
3.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций 48
3.2 Основные тенденции развития рынка корпоративных облигаций на региональном уровне 53
3.3 Оценка эффективности облигационного займа по сравнению с банковским кредитом 56
Заключение 62
Список используемой литературы 64

Файлы: 1 файл

РЦБ.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Существующая правовая основа для осуществления надзора  за рынком корпоративных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:

Наличие законодательной  и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контрольно-надзорных функций.

Так, в настоящий момент меняются подходы к лицензированию, как одной из наиболее важных форм контроля за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Лицензирование в современном понимании не только “разовый” контроль, осуществлемый при входе той или иной компании на рынок, но и постоянный контроль за соблюдением условий профессиональной деятельности (регулярная отчетность, проверки и т. д.).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам, с передачей  ей функций по контролю и надзору  упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функций по контролю деятельности бирж упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функций по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства Российской Федерации. ФСФР осуществляет функцию контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства о ценных бумагах. В нормативных актах ФСФР предусмотрено, что регистрирующие и лицензирующие органы  должны  осуществлять  контроль  за  соблюдением законодательства в отношении лиц, которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистрированных ими выпусков ценных бумаг. В свою очередь ФРФР осуществляет контроль за тем, как другие государственные органы выполняют возложенные на них контрольные и надзорные функции.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными функциями  Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

  1. осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг;
  2.      обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  3. осуществление в рамках установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Регулирование эмиссии  производится ФСФР в целях препятствования выпуску на рынок суррогатов ценных бумаг, которые по форме напоминают настоящие ценные бумаги, но не обладают их основными качествами. В этом смысле регулирование эмиссии является одним из ключевых способов защиты интересов потенциальных инвесторов.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет:

  1. обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере своей компетенции и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании;
  2. разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
  3. организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  в сфере финансовых рынков (за исключением  страховой, банковской и аудиторской  деятельности).

Руководство Федеральной  службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие  полномочия в установленной сфере  деятельности:

1) вносит в  Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2) на основании  и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты.

3) на основании  федеральных законов, актов Президента  Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации Служба  осуществляет следующие полномочия  по контролю и надзору в  установленной сфере деятельности:

3.1. регистрирует:

- выпуски (дополнительные  выпуски) эмиссионных ценных бумаг  и отчеты об итогах выпуска  ценных бумаг, а также проспекты  ценных бумаг (за исключением  государственных и муниципальных  ценных бумаг);

- правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, а также изменения в них;

- правила негосударственных  пенсионных фондов, а также изменения  в них;

- документы  профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, которые подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.2. осуществляет  уведомительную регистрацию негосударственных  пенсионных фондов, подавших заявление  об осуществлении деятельности  по обязательному негосударственному  пенсионному страхованию в качестве  страховщика;

3.3. осуществляет  лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

3.4. контролирует  порядок проведения операций  с денежными средствами или  иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

3.5. приостанавливает  эмиссию ценных бумаг;

3.6. проводит  проверки:

- эмитентов,  акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия;

- профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  управляющих компаний акционерных  инвестиционных фондов, паевых инвестиционных  фондов и негосударственных пенсионных  фондов, а также их саморегулируемых организаций;

4) выдает предписания  эмитентам, профессиональным участникам  рынка ценных бумаг, акционерным  инвестиционным фондам, управляющим  компаниям акционерных инвестиционных  фондов, паевых инвестиционных фондов  и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, а также саморегулируемым организациям;

5) запрещает  или ограничивает на срок до  шести месяцев проведение профессиональным  участником отдельных операций  на рынке ценных бумаг;

6) обращается  в суд (арбитражный суд) с  исками (заявлениями), в том числе  с исками (заявлениями), предъявление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

7) рассматривает  факты нарушения законодательства  Российской Федерации о товарных  биржах и принимает соответствующие  решения в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

8) рассматривает  дела об административных правонарушениях,  отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством;

9) согласовывает:

- решения совета  негосударственного пенсионного  фонда о его реорганизации  и состав ликвидационной комиссии  негосударственного пенсионного  фонда;

- кодекс профессиональной  этики специализированного депозитария,  заключившего договор об оказании услуг Пенсионному фонду Российской Федерации, управляющих компаний, заключивших с Пенсионным фондом Российской Федерации договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также брокеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги;

10) утверждает  планы мероприятий специализированного  депозитария и управляющих компаний, являющихся субъектами отношений  по формированию и инвестированию  средств пенсионных накоплений, по приведению размера собственных средств в соответствие с нормативом достаточности собственных средств;

11) осуществляет  иные функции по контролю и  надзору, отнесенные федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

12) издает методические  материалы и рекомендации по  вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Структурными  подразделениями Федеральной службы по финансовым рынкам являются девять управлений по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

Реформирование  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти кардинально  изменило расстановку сил и в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг. После вступления в силу Указа от 9 марта 2004 г. N 314 была ликвидирована ФКЦБ России, а на ее месте была создана Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР). К новому государственному органу отошли практически все функции упраздненной ФКЦБ России (в общей сложности около 180). Кроме того, ему был передан ряд функций и других государственных структур, ранее регулировавших различные аспекты функционирования фондового рынка и деятельности его участников. Так, от Минфина России к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда России - надзор за негосударственными пенсионными фондами. В результате ФСФР стала регулятором не только фондового рынка, но и некоторых других сегментов отечественного финансового рынка.

ФСФР была наделена одновременно и правоустанавливающими, и правоприменительными функциями.

Как было отмечено выше, ФСФР осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через  свои территориальные органы - региональные управления ФСФР (далее - РУ ФСФР). По состоянию  на начало августа 2004 г. в общей сложности  на территории Российской Федерации создано 14 РУ ФСФР. В их качестве выступают бывшие региональные отделения ФКЦБ России, которые были переданы в состав ФСФР Постановлением от 9 апреля 2004 г. N 206.

ФСФР является совершенно особой структурой в системе  органов государственной власти. Во-первых, в ведении этой федеральной службы уже сейчас находится значительная часть финансового рынка, а впоследствии, вероятно, ей будут переданы функции по регулированию деятельности аудиторов, страховых и кредитных организаций, которые сейчас не вошли в сферу ее деятельности и находятся в ведении Минфина РФ, Федеральной службы страхового надзора и Банка России соответственно.

 

1.3 Зарубежный опыт  функционирования рынка корпоративных  облигаций

 

Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности  в  США,   Канаде, странах  Западной  Европы  и в Японии: объектом реализации на первичном рынке должны стать не столько акции,  сколько облигации  компаний  и  предприятий. Такой рынок  почти  отсутствует  в  РФ,  тогда как на  Западе основная часть финансирования осуществляется через рынок ценных бумаг (50—75%) за счет выпуска облигаций корпораций и   компаний.   Именно  там  первичный  рынок  базируется   на облигациях,  а главным посредником  размещения  выступают инвестиционные   банки,   брокерские   компании, банкирские дома.

Информация о работе Рынок корпоративных облигаций: проблемы и перспективы развития