Рынок труда и особенности его регулирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Рынок труда и особенности его регулирования
1.1. Понятие рынка труда 5-8
1.2. Теоретические подходы к государственному регулированию рынка труда 9-13
1.3. Структура рынка труда 14-24
2. Проблемы рынка труда
2.1. Характеристика основных проблем развития рынка труда 25-30
2.2. Московский рынок труда: проблемы и перспективы 31-34
Заключение 35-36
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Studmed.ru_kursovaya-rabota-rynok-truda-i-osobennosti-ego-regulirovaniya-v-rossiyskoy-federacii_6f0083524e9.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

С позиций монетаристского  подхода (М. Фридман) финансово-кредитные  методы рассматриваются решающим фактором косвенного регулирования всех процессов  в экономике, а государственное вмешательство должно быть минимизировано, так как система рыночной конкуренции сама по себе обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности.

Эти теории заложили основу современного макроэкономического  регулирования рынка труда с использованием косвенных экономических мер. Однако они содержали в себе некоторые общие недостатки, отмечаемые учеными. Труд рассматривался лишь как фактор производства, спрос на который зависит в первую очередь от состояния экономики в целом. Допускалось, что качество труда неизменно (параметры рабочей силы задаются вне модели рынка). Однако в отличие от других ресурсов человек способен повысить свою квалификацию, изменить профессию. Нельзя при найме работника точно предсказать производительность его будущего труда, оценить потенциал. Не учитывалось и то, что производственный результат не столько зависит от индивидуальных, сколько от коллективных усилий.

Несмотря на успешность регулирования с позиций  монетаризма, в конце 70-х – начале 80-х государственные и международные службы занятости отходят от употребления в своих документах классической категории «рынок труда», заменяя ее более адекватным понятием «система занятости». Складывается система мер воздействия на предложение труда, направленная на снижение предложения труда группами, которые имеют малый шанс быть принятыми на работу, или перераспределение возможности быть занятыми от одной группы к другой, воздействуя на принятие решения о предложении труда этими группами, например, молодежью, работниками пенсионного возраста.

Развиваются методы регулирования внутрифирменного рынка  труда. Ее основные элементы - концепция  «эффективной заработной платы», важность индивидуального вклада работника, трудового договора, новые формы  занятости (гибкая занятость) - которым не придавалось значения в кейнсианской политике. Ведущие фирмы передовых стран начинают видеть в человеческом факторе главный источник экономических успехов. Модели использования труда в качестве фактора производства уступают место модели «человеческого капитала», ставящего своей целью достижение не только количественного, но и качественного баланса между спросом и предложением труда.

Наряду с  управлением рынком труда на макроуровне, набирают силу средства регулирования  на микроуровне, опирающиеся на теории трудовой мотивации и использующие широкий арсенал средств воздействия неценовых факторов, обуславливающих определенное (рациональное) поведение человека. Одни теории объясняют трудовую мотивацию действием внешних для человека факторов, вторые видят источники мотивации во внутреннем мире человека, его потребностях, ценностях, устремлениях. Теория трудовой мотивации как реакции на внешние стимулы (Ф.Тейлор): вознаграждение ожидаемого и наказание нежелательного социального поведения, - нашла свое отражение в фордистских мерах стимулирования работников к производительному труду. Альтернативная позиция представлена теориями трудовой мотивации А.Маслоу, Э.Мэйо, Ф.Херцберга. Согласно теории мотивации Маслоу человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности, которые различны по характеру и имеют особый порядок актуализации. Если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), то наиболее эффективным воздействием на трудовую мотивацию будет достаточный уровень заработной платы и гарантии занятости. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Способы удовлетворения этих потребностей могут не иметь ничего общего с повышением эффективности использования труда.

Новый подход, опирающийся  на трудовую мотивацию, к регулированию  рынка труда реализовался как  на макроуровне: в продлении сроков получения среднего образования, росте  численности студентов вузов, - так и на микроуровне: в соединении процессов производства и переобучения, системах участия в прибыли, расширении полномочий первичных рабочих коллективов. Мы видим, что в кадровой политике наблюдается стремление к сочетанию экономических и социальных составляющих, учету интересов участников хозяйственного процесса, взаимовыгодному сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Структура  рынка труда

 

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.

Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР-УС,

где СР – совокупный рынок труда;

ТР – текущий  рынок труда.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:

открытый рынок  труда – это экономически активное население, которое ищет работу и  нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

скрытый рынок  труда – это лица, которые формально  заняты в экономике, но в тоже время, в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры  могут быть высвобождены.

Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:

субъекты рынка;

юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;

рыночный механизм;

безработица и  социальные выплаты, связанные с  ней;

инфраструктура  рынка труда;

альтернативные  виды деятельности.

 Субъекты  рынка труда.

К субъектам  рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).

Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов  рынка труда. К ним относятся  люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих  способностей к труду - рабочей силы.

Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут  продать свою рабочую силу - заключить  контракт, получить работу. В условиях экономического неравенства работника  и работодателя более или менее  достойной заработной платы наёмные работники могут добиться в профессиональную организацию, которая будет отстаивать их интересы.

В России наиболее массовыми являются профсоюзы, объединенные в Федерацию независимых профсоюзов. Кроме нее активно выступает  Соцпроф, имеется много других относительно малочисленных профсоюзных организаций.

Наемные работники  России еще полностью не осознали своих интересов, не научились их отстаивать перед работодателями и  государством.

Работодатели. К ним относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.

Государство и  органы местного самоуправления, как  субъекты рыночных отношений выполняют  разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести: функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы; разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка; защиту всех субъектов рынка труда; регулирование рынка труда; функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.

Система отношений  на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

отношения между  наемными работниками и работодателями;

отношения между  субъектами рынка труда и его  представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

отношения между  субъектами рынка труда и государством.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок  труда выполняет ряд функций:

- организация встречи работодателя и наемных работников,

- обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками,

- установление равновесных ставок заработной платы,

- решение вопросов занятости населения.

Юридические нормы и экономические  программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти.

Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.

Повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений способно социальное партнерство и его новая форма - трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают для этого определенные предпосылки. Но необязательность их выполнения снижает их ценность. Повышение ответственности всех сторон за их реализацию является актуальной задачей.

Рыночный механизм – это  важнейший компонент рынка труда.

Механизм рынка труда  представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов  работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение труда (рабочей силы), цену труда (цену рабочей силы), конкуренцию.

Взаимодействие  указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма, т.е. такое  же название, как и на любом рынке  ресурсов или товаров.

Спрос на труд (обобщенный покупатель) выражает потребность работодателей  в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество занятых наёмных работников, обладающих определёнными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.

Цена рабочей силы - это  цена жизненных средств, которые  необходимы для нормального воспроизводства  рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.

В указанных зависимостях проявляется действие законов спроса и предложения, конкуренции, стоимости, общественной полезности рабочей силы и предельной производительности труда. Наиболее полно они проявляются на чисто конкурентном рынке. Но сегодня такой рынок - лишь идеальная модель. На рынке труда действуют силы, которые могут диктовать свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) покупателя. Монополисты (например, крупные фирмы, от которых зависит экономика многих мелких и даже крупных городов) могут диктовать цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, ибо количество предприятий в таких населенных пунктах невелико.

На рынок труда оказывает  влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный  профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. Подобные профсоюзы в некоторых странах создаются на отдельных предприятиях и являются закрытыми, например, в США профсоюзы каменщиков, столяров, водопроводчиков (модель рынка труда с учетом деятельности профсоюзов).

Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов бывают равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии).

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней - является обязательным для современного цивилизованного  рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка.

Информация о работе Рынок труда и особенности его регулирования в Российской Федерации