Рынок труда и особенности его регулирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Рынок труда и особенности его регулирования
1.1. Понятие рынка труда 5-8
1.2. Теоретические подходы к государственному регулированию рынка труда 9-13
1.3. Структура рынка труда 14-24
2. Проблемы рынка труда
2.1. Характеристика основных проблем развития рынка труда 25-30
2.2. Московский рынок труда: проблемы и перспективы 31-34
Заключение 35-36
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Studmed.ru_kursovaya-rabota-rynok-truda-i-osobennosti-ego-regulirovaniya-v-rossiyskoy-federacii_6f0083524e9.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура рынка  труда. Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.

В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда  трактуется следующим образом:

1. совокупность учреждений  и организаций, государственных  и коммерческих предприятий и  служб, обеспечивающих его нормальное  функционирование 

2. инфраструктура рынка труда включает биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.

3. совокупность  институтов содействия занятости,  профессиональной подготовки и  переподготовки кадров, профессиональной  ориентации трудоспособного населения.  В нее входит целая сеть  фондов занятости, бирж труда  (центров занятости), центров подготовки  и переподготовки рабочей силы и др.

Обычно отмечают, что главной социально-экономической  функцией рынка труда является достижение эффективной занятости. Именно инфраструктура рынка труда обеспечивает выполнение этой функции, критерием успешного  функционирования которой является достижение сбалансированности между спросом и предложением, а главной задачей - создание более эффективного взаимодействия между спросом и предложением. Под эффективной занятостью следует понимать полную и рациональную занятость.

Следует также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается всё население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.

Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной  занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:

- содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации,

- обеспечение  социальной защиты работников, выходящих  на рынок труда,

-осуществление  профессиональной подготовки и  переподготовки,

- устанавливает  контакты между работодателями  и работниками

- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.

В настоящее  время можно выделить следующие  элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.

Особое место  в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные  структуры. Как показал опыт стран  с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице.

Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в  сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и  занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и  через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные  организации, существующие за счет бюджета  и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для  работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной  политики в области содействия занятости  населения. Услуги, связанные с содействием  занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Проблемой занятости  населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Биржа труда, как  рыночная структура, выполняет следующие  функции:

- сбор и анализ  информации о рынке труда, его  состоянии и перспективах;

- профориентация, переподготовка и трудоустройство  населения;

- содействие  территориальной и профессиональной мобильности;

- участие в  подготовке и реализации программ  занятости, участие в решении  проблем международного сотрудничества  по вопросам занятости;

- контроль за  соблюдением трудового законодательства;

- постановка  на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.

Биржа труда - наиболее развитая организационная форма  существования рынка рабочей  силы, занимающаяся посредничеством  при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу.

Существующая  конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с  государственными структурами, все  возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.

Негосударственные службы занятости, действующие на рынке  труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.

Все услуги негосударственных  служб занятости подразделяются на типовые и оригинальные. Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.

В процессе своей  деятельности негосударственные структуры  оказывают большой спектр услуг  консультационного характера. Проводят работу, связанную с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных агентств в определенной степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.

Деятельность  всех звеньев инфраструктуры рынка труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.

Альтернативные  виды деятельности. К ним можно  отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту  на определенный срок (выполнение определенного  заказа), работа в фирмах временной  занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и другие виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы рынка труда

2.1 Характеристика  основных проблем развития рынка  труда в России

 

Современная ситуация на рынке труда в России характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие тенденции развития рынка  труда в России:

1. Рост безработицы. Общая численность безработного населения в России в октябре 2010 г., по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) составила 6,8%, уменьшилась на 0,9% по сравнению с октябрем 2010г. и составила 2738 тыс. человек, или 8,5% экономически активного населения. А численность безработных снизилась с 5,1 млн.человек в октябре 2010г. до 5,0 млн.человек в ноябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,8% до 6,7%. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. К концу октября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,7 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,5 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,3 млн.человек получали пособие по безработице.

2. Изменение  распределения рабочей силы по  секторам экономики - значительным  потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

В структуре  экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) - более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2008 году (в ВВП - 48,6 %). Кроме того, значительную долю занимает обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическая деятельность, производство нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) - 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5% структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России - крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.1

3. Появление  2 млн. беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал  общества используется все менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей  степени, чем численность занятых,  существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. Пропаганда рабочих профессий на телевидении, закончившаяся вместе с Советским Союзом, недавно начала возрождаться: чиновники дружно заговорили о перепроизводстве юристов и экономистов на фоне нехватки умелых рук.

Информация о работе Рынок труда и особенности его регулирования в Российской Федерации