Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.
Введение 3-4
1. Рынок труда и особенности его регулирования
1.1. Понятие рынка труда 5-8
1.2. Теоретические подходы к государственному регулированию рынка труда 9-13
1.3. Структура рынка труда 14-24
2. Проблемы рынка труда
2.1. Характеристика основных проблем развития рынка труда 25-30
2.2. Московский рынок труда: проблемы и перспективы 31-34
Заключение 35-36
Библиографический список 37
Реальность, однако, такова, что найти рабочую вакансию сегодня легче, чем офисную, хотя, по данным агентства по подбору персонала SuperJob.ru, в целом предложение превышает спрос практически по всем специальностям. "В Москве в январе на одну вакансию секретаря приходится 25 резюме. На вакансию менеджера по персоналу - 60 резюме. При этом, например, на вакансии "токарь", "сантехник", "электрик" - по 6 резюме".
Согласно рейтингу рабочих специальностей, составленному порталом SuperJob.ru, их средние зарплаты составляют 30-40 тыс. руб. в месяц, в частности заработок автомастера 50-80 тыс.рублей в месяц, опытного станочника – около 60 тыс.рублей, а рабочие, владеющие специальностью "полировщик" и умеющие обрабатывать памятники сложной геометрии, получают до 150 тыс. руб.. Но это специалисты уникальные, основная масса рабочих- камнеобработчиков получает 60-90 тыс.руб. Как показывает опрос ВЦИОМ, в связи с кризисом у рабочих повысилась удовлетворенность собственной профессией (ученые сравнивали результаты опросов, проведенных в августе и декабре 2008 года). В наибольшей степени (более чем в два раза) повысилась удовлетворенность профессией у сантехников (с -3,6 до 31,8), портных (с 25 до 54,2), монтажников (с 20,6 до 45), каменщиков (с 14,3 до 43,8).
5. Неполная занятость.
Наблюдается существенный
Если сбудутся худшие прогнозы, без работы останется каждый пятый работоспособный житель России. Социально-политические последствия такого шокового сокращения очевидны: рост преступности, распад социальной ткани, деградация человеческого капитала, политическая нестабильность, удар по будущим поколениям.
Экономические последствия будут не менее тяжелыми. И тут далеко не все сводится к падению потребительского спроса. Резкий рост безработицы угрожает обернуться затяжным структурным регрессом хозяйства страны. Куда страшнее безработицы хроническая неспособность нашей экономики генерировать достаточное для большой страны число квалифицированных рабочих мест. В этом смысле гораздо важнее следить за динамикой и структурой занятости, в каком количестве и какие рабочие места создает или не создает экономика. Безработица зачастую является лишь следствием того, что спрос на труд уменьшился, и экономика не создает рабочие места.
Если рассмотреть сырьевой сектор нашей экономики, нефтегазовую и прочие добывающие отрасли промышленности, то отчётливо видно, что все они капиталоемкие, но не трудоемкие. Они наращивают выпуск и добычу за счет роста фондовооруженности труда и почти не создают новых рабочих мест. Сырьевой сектор не в состоянии обеспечить работой всех наших граждан. Что же касается ситуации в секторе крупных и средних предприятий, то проблема стоит довольно остро. Они быстро сбрасывают рабочие места. По данным Росстата отчетные цифры занятости на крупных и средних предприятиях за январь 2009 - это 36,3 миллиона человек против 36,8 миллиона месяцем ранее. А значит, только за один месяц предприятия сократили пятьсот тысяч рабочих мест. Для сравнения: за весь 2008 год число занятых на крупных и средних предприятиях сократилось на 700 тысяч человек.
6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
7. Недостаточно
высокий уровень пособий по
безработице также выступает
отличительной чертой
- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
- уволенным за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством;
- уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.
В остальных случаях размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
8. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.
9. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы.
Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
В развитии рынка труда прослеживаются следующие тенденции:
перераспределение рабочей силы между отраслями производственных и непроизводственных сфер;
рост численности в отраслях экономики, пенсионном обеспечении, в судебных и юридических учреждениях, бытовом обслуживании, свидетельствующих о становлении рыночных отношений;
резко возросла неформальная занятость: разовые подработки и особенно деятельность мелких торговцев.
2.2. Московский рынок труда: проблемы и перспективы
Ситуация на
рынке труда в Москве существенно
лучше, чем в стране в целом. Так,
в среднем за 2009 год уровень
занятости населения (отношение
численности занятых к общей
численности населения в
Одна из самых серьезных проблем на рынке труда в Москве – диспропорция в спросе и предложении рабочей силы. Число вакансий и обращений по определенным профессиям не совпадает. Одни профессии востребованы москвичами, другие считаются не престижными. По данным на 6 сентября 2010 г. безработных зарегистрировано 50,9 тыс. человек, а банк вакансий службы занятости насчитывает 150,1 тыс. предложений московских работодателей, в том числе 30% - строительные специальности, свыше 30% - вакансии в сфере торговли и услуг. Наблюдается устойчивый спрос на водителей автотранспорта, слесарей, станочников, строительных рабочих. Требуются инженеры, менеджеры, руководители, много предложений для врачей и педагогов. В 2010 г. заработная плата в бюджетной сфере впервые превысила среднюю в Москве. Но из общего числа предложений работы лишь 90 тыс. предназначены для москвичей, а остальные – для иностранных работников и характеризуются низкой оплатой и плохими условиями труда. Работодатели стремятся использовать дешевую рабочую силу, подвергая ее нещадной эксплуатации.
В рамках активных программ содействия занятости организовано обучение безработных на основе современных стандартов примерно по 100 профессиям и специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда.
Реализуются специальные программы содействия самозанятости населения, объем финансирования по данному направлению в это году увеличили в шесть раз, а в 2011 г. планируется рост еще в три раза. В 2010 г. служба помогла свыше 700 безработным открыть свое дело, а на будущий год намечено оказать такую поддержку 2 тыс. человек.
Департамент реализует программы содействия в регистрации бизнеса, аренде помещений, приобретении материалов и оборудования; в рамках антикризисных мер безработным выделяется 58,8 тыс.руб. на открытие своего дела, а за каждого дополнительно трудоустроенного безработного – еще столько же. Кроме того, в это году в сфере малого бизнеса осуществляется 80 проектов с объемом инвестиций 300 тыс.руб. каждый, а на будущий год намечено 250. проводится независимая экспертиза проектов с точки зрения их эффективности и возможностей сбыта произведенной продукции. Затем служба контролирует ход развития бизнеса. Не более 1,5% бывших безработных вновь обращаются в службу занятости. В этой области налажено тесное сотрудничество с Департаментом поддержки малого и среднего бизнеса г. Москвы.
Бурный экономический рост в столице вызвал определенный дефицит рабочей силы, который компании стали удовлетворять за счет привлечения трудовых мигрантов, прежде всего из стран ближнего зарубежья. Нередко предприниматели задействуют иностранных работников с низкой квалификацией как своего рода альтернативу внедрению новых технологий. Если у бизнеса есть возможность использовать дешевую рабочую силу, он не будет заниматься модернизацией производства. Возникает дилемма: привлекать мигрантов или повышать производительность труда? В Москве достаточно трудовых резервов для решения задач модернизации. В связи с этим возрастает значение профессионального образования, повышения квалификации и переобучения работников. Именно этим вопросам было посвящено совместное заседание Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ 31 августа 2010 г.
Кризис 2008-2009 гг., безусловно, негативно сказался на московском рынке труда, но благодаря своевременно принятым мерам ситуацию удалось взять под контроль. Начиная со 2 квартала 2010 г. численность зарегистрированных безработных стала снижаться. Более половины безработных находят работу в течение четырех месяцев, более ¼ - в течение десяти дней. В первом полугодии 2010 г. численность работников, намеченных к высвобождению в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, уменьшилась почти в два раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В ходе выполнения
постановления Правительства
Кризис показал, что в экстремальных ситуациях государство должно вмешиваться в рыночные процессы. Кроме того, выяснилось, что некоторые профессии востребованы в любых условиях, а другие связаны с высокими рисками, особенно в сфере финансовых услуг.
В подготовленной программе содействия занятости населения г. Москвы на 2011 г. сформулированы следующие задачи: обеспечить эффективную занятость жителей столицы; сохранять и создавать новые рабочие места; реализовывать активные меры по содействию занятости, профобучению безработных в соответствии с потребностями хозяйства столичного региона. Предполагается создать 58,7 тыс.рабочих мест, что на 3,7 тыс. больше, чем в этом году. Число безработных, которым будет оказано содействие в организации собственного дела, возрастет в 5 раз (самозанятость). Намечено открыть учебно-методический центр «Равные возможности» по профобучению инвалидов и безработных с использованием технологий дистанционного обучения. Запланированы городские конкурсы «Растим смену» и «Лучший работодатель Москвы». Согласно прогнозу в 2011 г. среднегодовая численность зарегистрированных безработных в Москве составит 56 тыс. человек, или 0,8% экономически активного населения.
Заключение
Современный рынок труда в России, и в нашей Республике Коми обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно, к снижению спроса на рабочую силу.
Информация о работе Рынок труда и особенности его регулирования в Российской Федерации