Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 00:32, курсовая работа
Главная цель работы – попытаться на основе статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов, и какие конкретные практические меры можно принять для его совершенствования.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда, его сруктуры и механизма функционирования;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
исследовать роль государства на рынке труда;
проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Рынок труда в макроэкономике. Понятие и формы занятости и безработицы. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда и его последствия.
ГЛАВА 2 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
• содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;
• государственное стимулирование ( налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;
• содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
• международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
• создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
• организация общественных работ.
Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда. По опыту 2008 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:
• регистрацию ищущих работу;
• определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;
• осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.
Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.
Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.
Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.
К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
В современных условиях для нормального развития рынка труда большое значение приобретает региональная политика. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов в каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.
В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.
Для стимулирования переселения семей безработных граждан в сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.
В целях формирования мотивации к труду осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.
Социальная поддержка
Как видно из вышесказанного,
правительство активно занимает
ГЛАВА 2 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Республике Беларусь.
Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.
Укомплектовать рынок рабочими и оптимизировать штатную численность сотрудников предприятий предписывает Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 г., утв. постановлением Совмина от 4.03.2011 № 270. На финансирование мероприятий планируется направить 171,2 млрд. Br, в т.ч. 15,3 млрд. Br — собственных средств нанимателей [экономич. газета].
В январе-июле 2011 г. в экономике республики было занято 4 659,5 тыс. человек, что на 0,01% больше, чем в январе-июле 2010 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 464,4 тыс. человек, или 74,3% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 147,6 тыс. человек.
Данные о численности занятого населения республике Беларусь приведены в таблице:
Численность занятого населения | ||
| всего, тыс. человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
2010 г. |
||
Январь |
4 655,5 |
100,5 |
Январь-февраль |
4 654,6 |
100,5 |
I квартал |
4 657,8 |
100,5 |
Январь-апрель |
4 657,8 |
100,5 |
Январь-май |
4 657,0 |
100,5 |
I полугодие |
4 657,0 |
100,5 |
Январь-июль |
4 659,0 |
100,5 |
Январь-август |
4 661,0 |
100,5 |
Январь-сентябрь |
4 662,0 |
100,5 |
Январь-октябрь |
4 663,6 |
100,4 |
Январь-ноябрь |
4 665,1 |
100,5 |
Январь-декабрь |
4 665,9 |
100,5 |
2011 г. |
||
Январь |
4 658,1 |
100,1 |
Январь-февраль |
4 665,7 |
100,2 |
I квартал |
4 667,7 |
100,2 |
Январь-апрель |
4 668,2 |
100,2 |
Январь-май |
4 665,8 |
100,2 |
I полугодие |
4 663,0 |
100,1 |
Январь-июль |
4 659,5 |
100,01 |
Уменьшение численности занятого населения в январе-июле 2011 г. по сравнению с январем-июнем текущего года вызвано, прежде всего, уменьшением численности работников в крупных и средних организациях.
Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-июле 2011 г. было принято на работу 472,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 33,3 тыс., уволено по различным причинам 492,9 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников по республике составило 95,8% (в январе-июне текущего года - 93,4%). Из общей численности уволенных 7,9% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% -в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
В январе-июле 2011 года 65,8 тыс. работников организаций (1,9% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-июле 2010 г. - 4%). В июле 2011 г. по сравнению с июнем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 6,7% и составила 6,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, остались практически без изменений и составила 4,9 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в июле 2011 г. были предоставлены 2,3 тыс. человек, или 54,4% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.
Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) характеризуется следующими данными:
Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя |
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя | |||
| тыс. человек |
в % к предыдущему месяцу |
тыс. человек |
в % к предыдущему месяцу |
2010 г. |
||||
Январь |
52,6 |
89,0 |
47,5 |
88,8 |
Февраль |
39,8 |
75,6 |
26,6 |
55,9 |
Март |
27,5 |
69,2 |
24,9 |
93,8 |
Апрель |
23,9 |
86,8 |
22,1 |
88,7 |
Май |
19,5 |
81,5 |
15,6 |
70,7 |
Июнь |
14,6 |
75,2 |
9,1 |
58,3 |
Июль |
15,3 |
104,7 |
9,4 |
103,5 |
Август |
11,4 |
74,1 |
7,8 |
83,0 |
Сентябрь |
10,2 |
89,9 |
7,6 |
97,3 |
Октябрь |
8,3 |
81,8 |
6,5 |
85,3 |
Ноябрь |
9,9 |
118,8 |
5,7 |
88,0 |
Декабрь |
18,3 |
184,4 |
18,4 |
в 3,2р. |
2011 г. |
||||
Январь |
13,8 |
75,5 |
16,4 |
89,0 |
Февраль |
9,8 |
71,1 |
6,6 |
40,1 |
Март |
9,4 |
96,1 |
9,7 |
в 1,5р. |
Апрель |
6,1 |
65,0 |
7,4 |
76,1 |
Май |
8,5 |
139,4 |
15,0 |
в 2р. |
Июнь |
6,7 |
78,2 |
4,9 |
32,9 |
Июль |
6,2 |
93,3 |
4,9 |
100,02 |
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь