Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы – попытаться на основе статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов, и какие конкретные практические меры можно принять для его совершенствования.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда, его сруктуры и механизма функционирования;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
исследовать роль государства на рынке труда;
проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Рынок труда в макроэкономике. Понятие и формы занятости и безработицы. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда и его последствия.
ГЛАВА 2 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 612.50 Кб (Скачать файл)

 

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-июле 2011 г. составило 509 тыс. человеко-дней (в январе-июле 2010 г. - 1 295,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,5 тыс. человек (в январе-июле 2010 г. -8,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходился 71%, на строительные организации - 12%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2,5 тыс. человек, в строительстве -0,4 тыс. человек.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2011 г. составила 31,5 тыс. человек, что на 18,5% меньше, чем в августе 2010 г. и на 3,4% больше, чем в июле 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец августа 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 г. -0,8%).

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице:

 

 

Численность безработных

Зарегистрировано

безработных за месяц,

тыс. человек

Уровень безработицы, %

 

тыс.

в % к

 

 

 

человек

соответствующему месяцу предыдущего года

предыдущему месяцу

 

 

2010 г.

         

Январь

42,5

104,6

105,4

17,9

0,9

Февраль

43,5

102,5

102,3

19,5

0,9

Март

43,8

99,8

100,7

20,8

0,9

Апрель

43,1

98,0

98,5

17,9

0,9

Май

40,8

94,4

94,7

15,7

0,9

Июнь

38,9

93,4

95,3

16,3

0,8

Июль

37,8

88,7

97,1

15,2

0,8

Август

38,6

86,6

102,3

18,2

0,8

Сентябрь

35,9

85,1

93,0

17,4

0,8

Октябрь

35,2

84,9

97,8

16,9

0,7

Ноябрь

34,1

82,4

96,9

16,4

0,7

Декабрь

33,1

82,1

97,1

13,6

0,7

2011 г.

         

Январь

34,4

81,0

104,0

17,0

0,7

Февраль

34,1

78,3

98,9

16,9

0,7

Март

33,6

76,7

98,6

18,2

0,7

Апрель

32,7

75,8

97,3

15,5

0,7

Май

31,3

76,8

95,9

13,7

0,7

Июнь

30,6

78,6

97,5

14,5

0,7

Июль

30,5

80,6

99,6

13,2

0,7

Август

31,5

81,5

103,4

16,2

0,7


В январе-августе 2011 г. на учет было поставлено 208,7 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 125,2 тыс. человек, или 60% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-августе текущего года 138 тыс. человек, в том числе 86,3 тыс. безработных, или 62,5% от числа всех трудоустроенных.

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:

 

 

Численность безработных на конец августа 2011 г.

Август 2011 г., тыс. человек

Уровень безработицы на конец августа 2011 г., %

 

тыс. человек

в % к

зарегистрировано безработных

трудоустроено безработных

 

 

 

августу 2010 г.

июлю 2011 г.

 

 

 

Республика Беларусь

31,5

81,5

103,4

16,2

10,2

0,7

Области:

           

Брестская

5,6

85,8

108,8

2,7

1,6

0,9

Витебская

4,8

80,7

101,7

2,5

1,6

0,8

Гомельская

5,8

85,8

100,9

2,8

1,7

0,9

Гродненская

3,7

74,1

102,6

2,1

1,4

0,7

г. Минск

3,4

83,2

107,3

1,4

0,6

0,3

Минская

4,4

80,9

101,7

2,6

1,8

0,6

Могилевская

3,8

77,7

101,6

2,1

1,5

0,7


 

На оплачиваемые общественные работы в январе-августе 2011 г. было привлечено 56,5 тыс. человек, из них 32,7 тыс. безработных, или 57,8% от числа привлеченных.

На конец августа 2011 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 53,2%.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец августа 2011 г. условно приходилось 0,5 безработных (на конец августа 2010 г. - 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 81,2% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в августе 2011 г. составил 77,4 тыс. рублей, или 16,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В течение года должно появиться 175 тыс. новых рабочих мест (181,8 тыс. в 2010 г.), из них в Минске — 36 тыс., Витебской и Брестской областях — по 25 тыс., Гомельской — 24 тыс., Минской  — 23 тыс., Могилевской и Гродненской  — по 21 тыс. Прогнозируется, что численность экономически активного населения достигнет 4670–4720 тыс. человек против нынешних 4653,4 тыс.

По оценке специалистов, обстановка на рынке труда относительно стабильна: в 2010 г. уровень безработицы находился в социально допустимых пределах (0,7% от численности экономически активного населения на 1.01.2011 г., что на 0,2 п.п. меньше, чем в 2009 г.), росла средняя зарплата, снижалась малообеспеченность населения. Меры по улучшению деловой среды и условий развития частного сектора способствовали росту количества вакансий (48,8 тыс. к началу 2011 г., на 41,4% больше, чем годом ранее) и числа занятых на вновь созданных рабочих местах (+8,2%). В прошлом году за оказанием содействия в трудоустройстве обратились 328,7 тыс. человек (–1,9% к 2009 г.), из них в качестве безработных зарегистрированы 205,8 тыс. (–3,2%). Однако на рынке труда, по-прежнему ориентированном на рабочие профессии (около 78% от общего количества вакансий), сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Увеличение количества выпускников вузов и одновременное сокращение числа людей, подготовленных по рабочим профессиям, усугубляет разрыв между количеством «готовых» работников и реальной потребностью в них организаций. По данным Минтруда, сейчас на одно рабочее место в городах претендуют 3,5 экономиста, 3,7 юриста, 2,9 бухгалтера. Зато в дефиците станочники (2,9 вакантных места на одного рабочего), электросварщики (3,6 места), повара (3,9), водители (2,9), каменщики (5,9) и т.д. На селе недостает трактористов (4,8 вакансии на одного кандидата), водителей (2,1), операторов машинного доения (3,7), а также агрономов (6), инженеров (7,1) и др. Силен дефицит врачей, медсестер и ветеринаров — от 20 мест на одного работника. Недостаток кадров в промышленности ощутим на всех уровнях: от управленческого и инженерного до высоко- и среднеквалифицированных рабочих.

При этом во многих организациях фактическое  число работников превышает размер экономически обоснованной численности, высока текучесть кадров, отсутствуют программы повышения квалификации и развития персонала.

Поэтому если в предыдущей программе  упор был сделан на решении проблем  неполной занятости на производстве, сохранении рабочих мест и трудовых коллективов, то в 2011 г. главная задача — обеспечить работой людей в условиях модернизации, трудоустроить тех, кто не способен к конкуренции за вакансии (молодежь, инвалиды, женщины, длительно неработающие люди, вернувшиеся из мест лишения свободы и др.). Для последних забронировано 25 тыс. рабочих мест.

Вместе с тем рынок неизбежно ощутит обусловленное демографией сокращение численности трудового резерва. По прогнозам, в органах занятости будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6% по сравнению с 2010 г.). Основными претендентами на замещение вакансий будут кандидаты, уволенные по причинам текучести кадров, высвобождаемые в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющие длительный перерыв в работе, а также лица с общим базовым и средним образованием.

НИИ Минтруда взял на себя обязанность предложить компаниям планы социально ответственной реструктуризации. При этом планируется создать в стране глобальную сеть обмена данными о наличии свободных мест. Обязанности нанимателей — в течение 3 рабочих дней сообщать Минтруда о наличии вакансий, уведомлять о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в случае приостановки производства. Ответные обязательства властей — наладить электронный обмен данными с общереспубликанской базой вакансий (с согласия работодателя).

Нанимателей поддержат финансово. Запланирована компенсация их затрат (по заявкам) на профобучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией предприятия, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан, высвобожденных другими нанимателями или впервые ищущих работу. Будет «проработан вопрос» о предоставлении налоговых льгот на суммы расходов, направляемых на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Внимание уделено и регулированию процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Предусматривается «оптимизация процедуры получения заключения органов по труду, занятости и соцзащите о возможности (либо невозможности) привлечения иностранцев на работу».

В программе нашла отражение  и проблема «исторически» устаревших профессий. В течение года будут  внесены изменения в квалификационные характеристики специалистов кадровых служб в целях приведения их в соответствие с требованиями инновационного развития экономики. Кроме того, Минтруда планирует создать интерактивную информационно- поисковую систему «Моя профессия», загрузив ее информацией о новых специальностях на рынке труда. Признан дефицит ИТ-специалистов, для устранения которого планируется организовать переподготовку и повышение квалификации безработных для обеспечения кадрами организаций — резидентов Парка высоких технологий. Еще одно революционное обязательство — отработать и закрепить законодательно механизм присвоения гражданам, имеющим опыт практической работы, соответствующей профессии и квалификации экстерном.

Итак, в 2011 году разработчики программы прогнозируют миграцию экономическо-юридических кадров в высокотехнологичные отрасли, пополнение резерва инженерно-технических специалистов, в т.ч. за счет профориентации абитуриентов, устранение дефицита рабочих вследствие территориального перераспределения кадров, переобучения представителей социально уязвимых групп и их интеграции в трудовую сферу,

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок труда складывается как система общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются  и перекликаются интересы государства, работников и предпринимателей. Основой функционирования рынка труда является установление равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают работодатель, работополучатель, государство и посредники. Объектом – человеческий капитал.

Категории занятости  и безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда. Занятость  населения определяет уровень и  качество жизни как отдельных  граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты белорусской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь