Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 00:32, курсовая работа
Главная цель работы – попытаться на основе статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов, и какие конкретные практические меры можно принять для его совершенствования.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия рынок труда, его сруктуры и механизма функционирования;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
исследовать роль государства на рынке труда;
проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Рынок труда в макроэкономике. Понятие и формы занятости и безработицы. Основные концепции возникновения и сохранения безработицы. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда и его последствия.
ГЛАВА 2 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-июле 2011 г. составило 509 тыс. человеко-дней (в январе-июле 2010 г. - 1 295,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,5 тыс. человек (в январе-июле 2010 г. -8,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходился 71%, на строительные организации - 12%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2,5 тыс. человек, в строительстве -0,4 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец августа 2011 г. составила 31,5 тыс. человек, что на 18,5% меньше, чем в августе 2010 г. и на 3,4% больше, чем в июле 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец августа 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец августа 2010 г. -0,8%).
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице:
Численность безработных |
Зарегистрировано безработных за месяц, тыс. человек |
Уровень безработицы, % | |||
| тыс. |
в % к |
| ||
| человек |
соответствующему месяцу предыдущего года |
предыдущему месяцу |
| |
2010 г. |
|||||
Январь |
42,5 |
104,6 |
105,4 |
17,9 |
0,9 |
Февраль |
43,5 |
102,5 |
102,3 |
19,5 |
0,9 |
Март |
43,8 |
99,8 |
100,7 |
20,8 |
0,9 |
Апрель |
43,1 |
98,0 |
98,5 |
17,9 |
0,9 |
Май |
40,8 |
94,4 |
94,7 |
15,7 |
0,9 |
Июнь |
38,9 |
93,4 |
95,3 |
16,3 |
0,8 |
Июль |
37,8 |
88,7 |
97,1 |
15,2 |
0,8 |
Август |
38,6 |
86,6 |
102,3 |
18,2 |
0,8 |
Сентябрь |
35,9 |
85,1 |
93,0 |
17,4 |
0,8 |
Октябрь |
35,2 |
84,9 |
97,8 |
16,9 |
0,7 |
Ноябрь |
34,1 |
82,4 |
96,9 |
16,4 |
0,7 |
Декабрь |
33,1 |
82,1 |
97,1 |
13,6 |
0,7 |
2011 г. |
|||||
Январь |
34,4 |
81,0 |
104,0 |
17,0 |
0,7 |
Февраль |
34,1 |
78,3 |
98,9 |
16,9 |
0,7 |
Март |
33,6 |
76,7 |
98,6 |
18,2 |
0,7 |
Апрель |
32,7 |
75,8 |
97,3 |
15,5 |
0,7 |
Май |
31,3 |
76,8 |
95,9 |
13,7 |
0,7 |
Июнь |
30,6 |
78,6 |
97,5 |
14,5 |
0,7 |
Июль |
30,5 |
80,6 |
99,6 |
13,2 |
0,7 |
Август |
31,5 |
81,5 |
103,4 |
16,2 |
0,7 |
В январе-августе 2011 г. на учет было поставлено 208,7 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 125,2 тыс. человек, или 60% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-августе текущего года 138 тыс. человек, в том числе 86,3 тыс. безработных, или 62,5% от числа всех трудоустроенных.
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:
Численность безработных на конец августа 2011 г. |
Август 2011 г., тыс. человек |
Уровень безработицы на конец августа 2011 г., % | ||||
| тыс. человек |
в % к |
зарегистрировано безработных |
трудоустроено безработных |
| |
| августу 2010 г. |
июлю 2011 г. |
| |||
Республика Беларусь |
31,5 |
81,5 |
103,4 |
16,2 |
10,2 |
0,7 |
Области: |
||||||
Брестская |
5,6 |
85,8 |
108,8 |
2,7 |
1,6 |
0,9 |
Витебская |
4,8 |
80,7 |
101,7 |
2,5 |
1,6 |
0,8 |
Гомельская |
5,8 |
85,8 |
100,9 |
2,8 |
1,7 |
0,9 |
Гродненская |
3,7 |
74,1 |
102,6 |
2,1 |
1,4 |
0,7 |
г. Минск |
3,4 |
83,2 |
107,3 |
1,4 |
0,6 |
0,3 |
Минская |
4,4 |
80,9 |
101,7 |
2,6 |
1,8 |
0,6 |
Могилевская |
3,8 |
77,7 |
101,6 |
2,1 |
1,5 |
0,7 |
На оплачиваемые общественные работы в январе-августе 2011 г. было привлечено 56,5 тыс. человек, из них 32,7 тыс. безработных, или 57,8% от числа привлеченных.
На конец августа 2011 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 53,2%.
На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец августа 2011 г. условно приходилось 0,5 безработных (на конец августа 2010 г. - 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 81,2% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в августе 2011 г. составил 77,4 тыс. рублей, или 16,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В течение года должно появиться 175 тыс. новых рабочих мест (181,8 тыс. в 2010 г.), из них в Минске — 36 тыс., Витебской и Брестской областях — по 25 тыс., Гомельской — 24 тыс., Минской — 23 тыс., Могилевской и Гродненской — по 21 тыс. Прогнозируется, что численность экономически активного населения достигнет 4670–4720 тыс. человек против нынешних 4653,4 тыс.
По оценке специалистов, обстановка на рынке труда относительно стабильна: в 2010 г. уровень безработицы находился в социально допустимых пределах (0,7% от численности экономически активного населения на 1.01.2011 г., что на 0,2 п.п. меньше, чем в 2009 г.), росла средняя зарплата, снижалась малообеспеченность населения. Меры по улучшению деловой среды и условий развития частного сектора способствовали росту количества вакансий (48,8 тыс. к началу 2011 г., на 41,4% больше, чем годом ранее) и числа занятых на вновь созданных рабочих местах (+8,2%). В прошлом году за оказанием содействия в трудоустройстве обратились 328,7 тыс. человек (–1,9% к 2009 г.), из них в качестве безработных зарегистрированы 205,8 тыс. (–3,2%). Однако на рынке труда, по-прежнему ориентированном на рабочие профессии (около 78% от общего количества вакансий), сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Увеличение количества выпускников вузов и одновременное сокращение числа людей, подготовленных по рабочим профессиям, усугубляет разрыв между количеством «готовых» работников и реальной потребностью в них организаций. По данным Минтруда, сейчас на одно рабочее место в городах претендуют 3,5 экономиста, 3,7 юриста, 2,9 бухгалтера. Зато в дефиците станочники (2,9 вакантных места на одного рабочего), электросварщики (3,6 места), повара (3,9), водители (2,9), каменщики (5,9) и т.д. На селе недостает трактористов (4,8 вакансии на одного кандидата), водителей (2,1), операторов машинного доения (3,7), а также агрономов (6), инженеров (7,1) и др. Силен дефицит врачей, медсестер и ветеринаров — от 20 мест на одного работника. Недостаток кадров в промышленности ощутим на всех уровнях: от управленческого и инженерного до высоко- и среднеквалифицированных рабочих.
При этом во многих организациях фактическое число работников превышает размер экономически обоснованной численности, высока текучесть кадров, отсутствуют программы повышения квалификации и развития персонала.
Поэтому если в предыдущей программе упор был сделан на решении проблем неполной занятости на производстве, сохранении рабочих мест и трудовых коллективов, то в 2011 г. главная задача — обеспечить работой людей в условиях модернизации, трудоустроить тех, кто не способен к конкуренции за вакансии (молодежь, инвалиды, женщины, длительно неработающие люди, вернувшиеся из мест лишения свободы и др.). Для последних забронировано 25 тыс. рабочих мест.
Вместе с тем рынок неизбежно ощутит обусловленное демографией сокращение численности трудового резерва. По прогнозам, в органах занятости будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6% по сравнению с 2010 г.). Основными претендентами на замещение вакансий будут кандидаты, уволенные по причинам текучести кадров, высвобождаемые в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющие длительный перерыв в работе, а также лица с общим базовым и средним образованием.
НИИ Минтруда взял на себя обязанность предложить компаниям планы социально ответственной реструктуризации. При этом планируется создать в стране глобальную сеть обмена данными о наличии свободных мест. Обязанности нанимателей — в течение 3 рабочих дней сообщать Минтруда о наличии вакансий, уведомлять о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в случае приостановки производства. Ответные обязательства властей — наладить электронный обмен данными с общереспубликанской базой вакансий (с согласия работодателя).
Нанимателей поддержат финансово. Запланирована компенсация их затрат (по заявкам) на профобучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией предприятия, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан, высвобожденных другими нанимателями или впервые ищущих работу. Будет «проработан вопрос» о предоставлении налоговых льгот на суммы расходов, направляемых на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Внимание уделено и регулированию процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Предусматривается «оптимизация процедуры получения заключения органов по труду, занятости и соцзащите о возможности (либо невозможности) привлечения иностранцев на работу».
В программе нашла отражение и проблема «исторически» устаревших профессий. В течение года будут внесены изменения в квалификационные характеристики специалистов кадровых служб в целях приведения их в соответствие с требованиями инновационного развития экономики. Кроме того, Минтруда планирует создать интерактивную информационно- поисковую систему «Моя профессия», загрузив ее информацией о новых специальностях на рынке труда. Признан дефицит ИТ-специалистов, для устранения которого планируется организовать переподготовку и повышение квалификации безработных для обеспечения кадрами организаций — резидентов Парка высоких технологий. Еще одно революционное обязательство — отработать и закрепить законодательно механизм присвоения гражданам, имеющим опыт практической работы, соответствующей профессии и квалификации экстерном.
Итак, в 2011 году разработчики программы прогнозируют миграцию экономическо-юридических кадров в высокотехнологичные отрасли, пополнение резерва инженерно-технических специалистов, в т.ч. за счет профориентации абитуриентов, устранение дефицита рабочих вследствие территориального перераспределения кадров, переобучения представителей социально уязвимых групп и их интеграции в трудовую сферу,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда складывается как система общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и перекликаются интересы государства, работников и предпринимателей. Основой функционирования рынка труда является установление равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают работодатель, работополучатель, государство и посредники. Объектом – человеческий капитал.
Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.
При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты белорусской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь