Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа
Целью данной работы является: определить сущность понятий безработица, занятость, рынок труда и их составляющие факторы, а также рассмотреть особенности регулирования в Алтайском крае.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность понятия рынок труда;
2) Дать теоретическую оценку явлениям безработица и занятость;
3) Оценить связь безработицы с инфляцией;
4) Выявить основные направления государственного регулирования рынка труда, занятости и безработицы в Алтайском крае.
Введение……………………………………...………………….………………...3
1. Теоретические основы рынка труда, занятости и безработицы………….....6
1.1 Общая характеристика рынка труда………..………………………………..6
1.2 Занятость: понятие, методы……..…………………………………………..13
1.3 Безработица и ее формы……………………………………...……………..18
2. Особенности рынка труда, занятости и безработицы на современном этапе в Алтайском крае и городе Бийске……………………………………………..21
2.1 Рынок труда в Алтайском крае в условиях финансового кризиса……….21
2.2 Приоритетные направления снижения напряженности на рынке труда Алтайского края……………………………………………………………...….23
2.3 Рынок труда, занятость и безработица в городе Бийске на современном этапе………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение 1………………………………………………………..…………...36
Приложение 2………………………………………………………….................39
Важнейшим признаком развитости рынка труда является оплата труда, адекватная квалификации и образованию. Четкие принципы оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, которые определяют его результативность (общеобразовательный и общекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень напряженности и ответственности труда, социальное положение работника, степень использования его трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей обеспечивают материальную поддержку стремлению к дальнейшему образованию и культурному развитию.
Характерной чертой развитого рынка труда является также тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильным является и соотношение между минимальной и средней заработной платой.
Функционирование развитого рынка труда нельзя объяснить свободной игрой рыночных сил. Это следствие определенного компромисса, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений, которыми являются представительные организации работодателей и наемных работников (союзы предпринимателей, профсоюзы и др.), отношения которых отражают объективно противоположные интересы, а также государство, регулирующее эти отношения. При необходимости принципы социального партнерства поддерживаются с помощью законодательных актов. В наиболее развитом виде этот механизм, основанный на социальном партнерстве, поиске взаимовыгодных решений, представлен в скандинавской модели рынка труда, сформировавшейся в условиях стабильного экономического роста 60-70-х гг.
В последние годы в сложившемся механизме согласования интересов социальных партнеров наметились определенные изменения, связанные со стремлением работодателей избавиться от воздействия ассоциированного работника — профсоюзов. Особенно отчетлива эта тенденция к индивидуализации рынка труда проявилась в Великобритании и США [6, с.14].
К перечисленным свойствам рынка труда в российских условиях добавляются свойства, связанные с самим процессом формирования рынка, с сосуществованием застарелых проблем и новых явлений. К началу экономических реформ среди сложившихся особенностей выделялись следующие:
• сверхзанятость населения в результате чрезмерного спроса на труд и неэффективного использования трудового потенциала (скрытая безработица достигала, по разным оценкам, от 10 до 25% занятого населения);
• дефицит рабочей силы по ряду профессий, существенное число вакансий (в 2009 г. их насчитывалось около 3 млн. по народному хозяйству в целом), недостаток образовательной и профессиональной подготовки, а также трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;
• при значительном числе высококвалифицированных специалистов в производстве, науке, образовании, здравоохранении, управлении и других сферах большие масштабы (до 25 млн. человек) занятых неквалифицированным трудом;
• ярко выраженная региональная природа проблем занятости, существование трудоизбыточных районов и районов, испытывающих дефицит трудовых ресурсов;
•
функционирование теневого рынка труда
— распространение
• психологические установки, сложившиеся за годы советской власти, а в определенной мере — в предшествующий период: солидарность, взаимопомощь, коллективизм в отношениях между работниками, зачастую — между работниками и администрацией. К таким установкам можно отнести также ограниченные потребности и соответствующие им весьма умеренные представления об обеспеченности. [16, с.58].
Среди многообразных экономических, социальных и демографических факторов, обусловивших новые явления на российском рынке труда, можно выделить несколько групп. Одна из них включает формирование ряда важнейших условии функционирования рынка труда.
К ним в первую очередь относятся становление многоукладности, утверждение принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда, когда нормальная система социального партнерства еще не сложилась.
К другой группе относятся глубокие кризисные процессы в экономике и других сферах общественной жизни, социально-экономические последствия реформ. Прежде всего нужно отметить спад производства, неблагоприятные сдвиги в отраслевой структуре хозяйства, ощутимое снижение уровня жизни, социальное расслоение населения, увеличение численности маргинальных групп, развитие негативных демографических тенденций, например резкое падение рождаемости и рост смертности, старение населения [20, с.14].
Можно также выделить группу факторов, не связанных с реформами. Это, в частности, сложившаяся половозрастная структура рабочей силы.
Перечисленные факторы, переплетаясь между собой и дополняя друг друга, оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.
В происходящих сдвигах
на рынке труда сложно разграничить
влияние различных факторов: глубоких
кризисных процессов в
Составной частью государственного регулирования рынка труда является законодательство о минимуме заработной платы. Если этот уровень будет выше рыночной ставки заработной платы, то средний уровень заработной платы повысится, но сократятся масштабы найма рабочих (рис.2).
Рис.
2. Минимум заработной платы и
занятость
Рыночному равновесию (точка E) соответствуют ставка заработной платы wc и количество занятых рабочих Qc. Фиксация минимальной ставки заработной платы wmin на уровне выше wc приводит к сокращению числа занятых до Qmin. Избыток труда равен отрезку еа.
Таким
образом, на формирование спроса на рабочую
силу и ее предложение в современной
России оказывает влияние переход от рынка
с избытком рабочих мест к рынку с избытком
рабочей силы. [15, с.141].
1.2
Занятость: понятие, методы
Экономической науке издавна известны классическая и неоклассическая теория занятости. Вопросы занятости давно привлекали внимание ученых разных стран и направлений. Они нашли довольно широкое освещение в работах А.Смита, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэя, А.Маршалла и А.Пигу [18, с.14].
В своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” А.Смит утверждал, что человек достигает своей цели, если сумеет показать другим, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Применительно к занятости это означает, что спрос и предложение труда могут быть сбалансированы и полная занятость обеспечена. Отсюда и вывод о вредных последствиях вмешательства государства в экономику.
Ж.Б.Сэй, который считал, что увеличение предложения товара на определенную сумму ведет к увеличению спроса на такую же сумму. На первый взгляд, это так, но где гарантия того, что получатели дохода направят его увеличение на покупку товаров, а не на сбережения? Ведь в результате часть товаров не будет продана, произойдет сокращение производства и возникнет безработица. Но эта проблема, как он утверждал, преодолима путем изменения ставки процента.
Экономисты-классики
считали, что полная занятость –
это норма для рыночного
А.Маршалл считал, что важное значение имеет регулирование спроса и предложения. При этом он полагал, что конечным регулятором всего спроса является потребительский спрос и что это урегулирование осуществляется рынком автоматически.
Последователем А.Маршалла был А.Пигу, который считал, что причиной безработицы является высокий уровень зарплаты, а ее сокращение увеличивает занятость. При этом подразумевалась реальная, а не денежная заработная плата. Занятость зависит от размера реальной заработной платы, на котором настаивают наемные работники. Другим фактором, определяющим объем занятости, является функция реального спроса на труд.
Последовали классической теории придают решающее значение зависимости занятости и безработицы от уровня заработной платы. Так, М.Вейцман главной мерой сокращения безработицы считал повышение эластичности заработной платы. Если, например, ставка заработной платы составляет 10 долларов, то надо гарантировать ее часть в размере 5 долларов, а остальную часть установить в процентах от прибыли.
Отметим еще одного представителя неоклассической теории – консультанта российского правительства американца Дж.Сакса. Он считает, что причиной безработицы является высокий уровень средней заработной платы в стране и ее чрезмерный минимальный уровень, установленный государством. Это относится к США и странам Западной Европы.
Положения неоклассической теории получили развитие в работах К.Эрроу, Л.Вальраса, Дж.Хикса и др.
К.Маркс также занимался изучением проблем занятости и безработицы, исследуя строение капитала, выделял постоянный капитал (средства производства) и переменный капитал (оплату труда). Он считал, что с развитием научно-технического прогресса доля постоянного капитала возрастает, а переменного уменьшается, в результате спрос на рабочую силу снижается и численность занятых увеличивается все меньше по сравнению с ростом всего капитала и масштабов производства.
Однако К.Маркс не исследовал соотношение спроса и предложения на рынке труда. Он не выяснил, есть ли пределы роста безработицы. Кроме того, в XIX веке не было государственного регулирования занятости, а К.Маркс не ставил себе задачу улучшения существующего порядка и не предлагал никаких мер.
Нельзя не сказать о теории занятости Дж.М.Кейнса и неокейнсианцев, в которой Кейнс и его последователи утверждали, что в рыночной экономике нет механизма, гарантирующего занятость и что причины безработицы и инфляции кроются в самом этом факте. Кейнсианцы отрицают возможность регулирования сбережений ставкой процента, поскольку субъекты сбережений (в основном, домашние хозяйства) и инвестиций (в основном, предприниматели) – разные люди.
Основой своей теории Кейнс считал принцип эффективного спроса. Объем затрат труда – N, на который предприниматели предъявляют спрос, зависит от ожидаемых расходов общества на потребление (Д1) и ожидаемых расходов на новые инвестиции (Д2). Д1+Д2 – это и есть эффективный спрос, а занятость есть функция эффективного спроса.
Обосновав необходимость государственного регулирования экономики, Кейнс определил и механизм этого регулирования, который затем получил название фискальной политики. В период спада применяется стимулирующая фискальная политика, предусматривающая увеличение государственных расходов или снижение налогов; или использование того и другого, что приводит к дефициту государственного бюджета.
Идеи Кейнса получили развитие в работах П.Самуэльсона, Р.Солоу, Л.Клейна, Д.Стрейчи, С.Чейза и др.
Кейнсианству был брошен вызов со стороны монетаристов, сторонников теории рациональных ожиданий, институционалистов и сторонников концепции экономики предложения. Главный смысл концепции экономики предложения – стимулирование совокупного предложения, активизация производства и занятости. Представители этой концепции считают, что снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате чего будут расти инвестиции и увеличится занятость. Но сокращение налогов приведет к сокращению доходов бюджета, поэтому предлагается урезать социальные программы, уменьшить государственные затраты на субсидии предприятиям, на развитие инфраструктуры и т.д.
Представители институционализма (Т.Веблен, Дж.Гелбрейт и др.) считают необходимым учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: экономических, социальных, правовых, политических. Они отмечают, что в современной рыночной экономике крупные корпорации имеют возможность проводить свою политику: устанавливать цены, влиять на потребителей, влиять на занятость. Рынок используется при этом как инструмент.