Рынок труда, занятость, безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: определить сущность понятий безработица, занятость, рынок труда и их составляющие факторы, а также рассмотреть особенности регулирования в Алтайском крае.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность понятия рынок труда;
2) Дать теоретическую оценку явлениям безработица и занятость;
3) Оценить связь безработицы с инфляцией;
4) Выявить основные направления государственного регулирования рынка труда, занятости и безработицы в Алтайском крае.

Содержание работы

Введение……………………………………...………………….………………...3
1. Теоретические основы рынка труда, занятости и безработицы………….....6
1.1 Общая характеристика рынка труда………..………………………………..6
1.2 Занятость: понятие, методы……..…………………………………………..13
1.3 Безработица и ее формы……………………………………...……………..18
2. Особенности рынка труда, занятости и безработицы на современном этапе в Алтайском крае и городе Бийске……………………………………………..21
2.1 Рынок труда в Алтайском крае в условиях финансового кризиса……….21
2.2 Приоритетные направления снижения напряженности на рынке труда Алтайского края……………………………………………………………...….23
2.3 Рынок труда, занятость и безработица в городе Бийске на современном этапе………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение 1………………………………………………………..…………...36
Приложение 2………………………………………………………….................39

Файлы: 1 файл

курсовая Рынок труда, занятость, безработица.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

     2.2 Приоритетные направления снижения  напряженности на рынке труда  

     Обеспечение эффективной социальной защиты населения останется важнейшим приоритетом антикризисных мер. Будет обеспечено совершенствование механизмов поддержки занятости населения, повышение эффективности реализуемых социальных программ.

     С 1 января 2010 года будет существенно  повышен уровень пенсионного обеспечения граждан путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера. Будет также введен новый вид адресной социальной помощи - социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих неработающих пенсионеров, с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

     В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" социальные пособия и выплаты будут проиндексированы в следующем году на 10 процентов для поддержания их покупательной способности, что выше предполагаемого уровня инфляции.

     В 2010 году развернется работа по внедрению системы социальных контрактов (договоров социальной адаптации), которые будут являться договорами о взаимных обязательствах между получателями адресной социальной помощи и органом социальной защиты по месту жительства граждан. Это потребует разработки соответствующей нормативной правовой базы, перестройки деятельности органов социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, внедрения усовершенствованных процедур проверки нуждаемости граждан, соответствующего программного обеспечения.

     Повысится эффективность реализации социальной помощи, в частности дальнейшее развитие получит реализация программ, осуществляемых Фондом поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, будут сформированы эффективные  механизмы поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.

     Реализация  региональных программ в 2010 году позволит обеспечить возможность трудоустройства  граждан в условиях напряженной  ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс. человек, стажировки 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания 1,4 млн. дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тысяч специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 169,1 тыс. человек.

     На  указанные цели в федеральном  бюджете на 2010 год предусмотрено  выделить 36,3 млрд. рублей.

     Субсидии  из федерального бюджета субъектам  Российской Федерации предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен положительный опыт реализации:

     - организация общественных работ,  временного трудоустройства работников  организаций в случае угрозы  увольнения;

     - опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

     - содействие самозанятости безработных  граждан и стимулирование создания  гражданами, из числа безработных,  открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

     - оказание адресной поддержки  гражданам в целях их переезда  для работы в другую местность;

     а также по новым направлениям:

     - опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;

     - содействие трудоустройству инвалидов.

     Предусматривается в 2010 году удержать прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 года (2,2 млн. человек).

     В связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права  российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда в 2010 году будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

     Особое  внимание будет уделено выводу из "тени" иностранных граждан  осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации по найму у физических лиц.

     Будет введена законодательная норма  о возможности приобретения иностранными гражданами патентов, на основании  которых они смогут легально пребывать  и осуществлять указанный вид  трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 

     2.3 Рынок труда, занятость и безработица  в городе Бийске на современном  этапе 

      Численность трудовых ресурсов города составляет 143,7 тыс. чел., за последние 3 года ежегодно сокращается на 1 %.

      Основную  долю в структуре трудовых ресурсов составляют занятые в экономике, численность которых к 2010 году составила 80,6 тыс. человек.

      Увеличение  занятых наблюдается преимущественно  в сфере торговли и общественного  питания.

      В 2009 году 3,4 % населения в трудоспособном возрасте не имели занятия на организованном рынке труда (в 2008 - 7,8%).

      Показатели  рынка труда города Бийска для  наглядности изобразим в виде таблицы 1.  
 

      Таблица 1 - Показатели рынка труда города Бийска 

┌────────────────────────────────────┬──────┬───────┬───────┬──────┐

│             Показатели             │ 2006 │ 2007  │ 2008  │ 2009 │

├────────────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┤

│Количество безработных - всего, чел.│17900 │ 17900 │ 9312  │ 7643 │

├────────────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┤

│Численность  официально              │ 5167 │ 4223  │ 5089  │ 2820 │

│зарегистрированных безработных, чел.│      │       │       │      │

├────────────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┤

│в том  числе молодежь до 30 лет, чел.│ 1981 │ 1520  │ 2301  │ 2002 │

├────────────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┤

│Уровень  безработицы, в % к          │      │       │       │      │

│трудоспособному  населению, на начало│ 3,4  │  2,8  │  2,1  │ 1,9  │

│года                                │      │       │       │      │

└────────────────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴──────┘ 
 

      Наблюдается тенденция снижения численности  безработных (по методологии МОТ), на конец 2009 года она составила 7643 человека, что в 2,3 раза меньше, чем на конец 2008 года (17900 чел.).

      В то же время последние годы уровень  безработицы по территории, зарегистрированный в службе занятости снижается  на 20-25% в год.

      Напряженность на рынке труда составила 7,8 человека на 1 вакансию (увеличилась в 3,7 раза к соответствующему периоду прошлого года в связи с влиянием финансового кризиса).

      По  уровню регистрируемой безработицы  на конец 2009 года город Бийск находится  на 5 месте из 11 городов края.

      Для Бийска характерно структурное несоответствие спроса и предложения рабочей  силы, дефицит квалифицированных  рабочих кадров и управленцев.

      Уровень жизни населения города Бийска выше среднего по районам и городам  края. Среднедушевой денежный доход за 2009 год составил 10127,9 рублей.

      Доля  населения с доходами ниже величины прожиточного минимума 19,03% (2008 год 21,19%). Доля потребительских расходов, в  общем объеме денежных доходов составляет 81,5%.  

      Таблица 2 - Среднемесячная заработная плата в городе Бийске  

┌──────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

│        Показатели        │  Ед.  │ 2006  │ 2007  │ 2008  │ 2009  │

│                          │ изм.  │       │       │       │       │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Среднемесячная заработная │ руб.  │ 5290  │ 6554  │ 8105  │10302,8│

│плата                     │       │       │       │       │       │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ в том числе:             │       │       │       │       │       │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│-промышленность           │ - " - │ 5467  │ 6797  │8236,1 │10463,7│

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│-сельское хозяйство       │ - " - │ 4310  │ 5426  │7334,8 │ 9778  │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│-связь                    │ - " - │ 5236  │ 6938  │ 8143  │10902,7│

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│- строительство           │       │ 4032  │ 5953  │7791,3 │9287,8 │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│-торговля и общественное  │ - " - │ 3174  │ 4357  │5343,1 │7501,2 │

│питание                   │       │       │       │       │       │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│-здравоохранение          │ - " - │ 4388  │ 6017  │7273,5 │8654,7 │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│-образование              │ - " - │ 4296  │ 5315  │6230,9 │ 7719  │

├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│- культура                │ - " - │3149,9 │ 3770  │4222,6 │4376,8 │

└──────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘ 

      Наибольший  удельный вес в структуре денежных доходов населения города приходится на заработную плату.

     В 2009 году среднемесячная заработная плата работников города составила 10302,8 рубля, или 5 место из 11 городов края (таблица 2).

     Итак:

     1. В городе увеличивается доля  занятых в экономике, однако 3,4% населения в трудоспособном возрасте  не имеют занятия на организованном  рынке труда.

     2. Официальный уровень безработицы  ниже, чем в среднем по Алтайскому  краю.

Информация о работе Рынок труда, занятость, безработица