Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа
В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.
Введение
Понятие и характеристика рынка земли
6
1.1 Земельная рента и цена земли
11
1.2 Экономические показатели эффективности использования земли
15
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей
18
2.1 Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь
27
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли
43
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь
3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
на тему: «Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь»
Выполнила
Студентка гр. ЗФк-34
Сацукевич Наталья Олеговна
Руководитель
Егорова Валентина Константиновна
ВИТЕБСК
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
|
6 |
1.1 Земельная рента и цена земли |
11 |
1.2 Экономические показатели |
15 |
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей |
18 |
2.1 Право государственной и |
27 |
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли |
43 |
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь |
|
3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси |
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Целью курсовой работы на тему «Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь» является рассмотрение таких вопросов как: рынок земли, особенности структуры и ценообразования, проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике, рынок земли в Республике Беларусь, особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.
Цель курсовой работы: отразить особенности функционирования рынка земли в переходный период.
В Советском Союзе, в состав которого входила Беларусь, все земли были национализированы и стали исключительно собственностью государства. Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений. Так, в июне 1993 г. был принят Закон «О праве собственности на землю», в ноябре 1998 г. — Кодекс Республики Беларусь о земле. Таким образом было положено начало созданию нормативно-правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана правомерность существования частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования.
Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2013 года составляет 207,60 тыс. га.
Собственность на землю в Беларуси представлена в частной и государственной формах. В частной собственности могут находиться участки, приобретаемые отдельными лицами для строительства жилых домов, дач, ведения личного подсобного или фермерского хозяйства и прочей деятельности. Введение частной собственности на землю дало толчок развитию рыночного оборота земельных участков несельскохозяйственного назначения и становлению рынка земли как капитального актива в Беларуси. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, можно продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду и использовать в качестве залога для материального обеспечения своевременного возврата банковского кредита. Цена земельных участков при их купле-продаже устанавливается по договору между сторонами и формируется на рыночной основе. Кроме того, в республике применяются нормативные (устанавливаемые исходя из качества земельного участка) и льготные (для определенных категорий лиц) цены.
В последние годы в Беларуси наблюдается существенный рост цен на городские и пригородные земельные участки, что свидетельствует о повышенном спросе на данном сегменте рынка земли как капитального актива. Уникальность городских земельных участков, качественные параметры их местоположения предопределяют необходимость высокой степени государственного регулирования и контроля со стороны государства в отношении процесса купли-продажи. Дальнейшее развитие данного сегмента рынка связано с обеспечением гарантий прав собственности и аренды, развитием ипотечного кредитования и повышением эффективности земельного и градостроительного регулирования.
Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то, поскольку они находятся только в собственности государства, целесообразно говорить о развитии рынка услуг земли. Согласно ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о земле (от 23 июля 2008), арендаторами земельных участков могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организациям и их представительства. Расчет размера арендной платы осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.
1.Понятие и характеристика рынка земли
Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
В-третьих, вследствие фиксирования площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды, они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.
Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.
Классификация земель — это условное разделение (структурирование) земель на группы по одному или нескольким признакам; перечень групп (классов) земель с их определениями (характеристикой). В землеустройстве наиболее распространена классификация по категориям и видам земель.
Земельные ресурсы как объекты
собственности и хозяйствования учитываются
по целевому назначению (основу которого
составляет распределение земель по категориям);
по хозяйственному использованию (основанному
на классификации угодий по видам и
подвидам); по административно-
В соответствии с основным целевым назначением различают земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, природозаповедного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; запаса.
Согласно данным специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству, площадь земельного фонда Республики Беларусь на начало 2013 г. составила 207,60 тыс. га.
Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей в Республике Беларусь на начало 2013 г. представлено в таблице 1.
Таблица 1. - Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей в Республике Беларусь на начало 2013 г. (тысяч гектаров)
|
Источник: [http://aw.belal.by›Сельское х
Исходя и данной таблицы можно сделать следующие выводы: Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2013 года составляет 207,60 тыс. га.
Сельскохозяйственные земли занимают 43% (8897,5 тыс. га), из них пашня – 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пашни. Неиспользуемые и слабо используемые земли в народном хозяйстве (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 15% общей площади. За последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло 488 тыс. га.
На изменение площадей категорий земель оказывает влияние перевод земель из одной категории в другую, осуществляемый в процессе выполнения работ по распределению земель по категориям в соответствии с требованиями земельного, лесного, водного и природоохранного законодательства.
1.1 Земельная рента и цена земли
Земельная рента.
Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора.
Итак, величина земельной ренты определяется в первую очередь спросом на землю. При этом рента различна в зависимости от качества земли:
1) природных условий (тип почвы, климат, рельеф);
2) плодородия почвы;
3) местоположения земли.
Ограниченность земли ведет к возникновению монополии хозяйства на земле. Это означает, что каждый участок как объект хозяйства монополизирован определенным собственником, который не допустит приложения к этой земле чужого капитала. Земли, лучшие по качеству, приносят и большую ренту.
Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки её недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. Размер земельной ренты определяется в результате борьбы между арендатором и земельным собственником.
Абсолютная рента есть тот минимальный доход, который получают владельцы всех участков земли независимо от ее качества; она порождена монополией частной собственности на землю. Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество;
Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь