Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.

Содержание работы

Введение

Понятие и характеристика рынка земли
6
1.1 Земельная рента и цена земли
11
1.2 Экономические показатели эффективности использования земли
15
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей
18
2.1 Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь
27
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли
43
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь

3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

 

 

на тему: «Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка  гр.   ЗФк-34

Сацукевич Наталья Олеговна

 

 

Руководитель

Егорова Валентина Константиновна

 

 

 

 

ВИТЕБСК

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 
  1. Понятие и характеристика рынка земли

6

1.1 Земельная рента и цена  земли

11

1.2 Экономические показатели эффективности  использования земли

15

2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей

18

2.1 Право государственной и частной  собственности на земли Республики  Беларусь

27

2.2 Структуру земельного фонда  и ценообразование на рынке  земли

43

2.3 Особенности формирования и  функционирования рынка земли  в Республике Беларусь

 

3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси

 

Заключение

Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсовой работы на тему «Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь» является рассмотрение таких вопросов как: рынок земли, особенности структуры и ценообразования, проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике, рынок земли в Республике Беларусь, особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.

Цель курсовой работы: отразить особенности функционирования рынка земли в переходный период.

В Советском Союзе, в состав которого входила Беларусь, все земли были национализированы и стали исключительно собственностью государства. Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений. Так, в июне 1993 г. был принят Закон «О праве собственности на землю», в ноябре 1998 г. — Кодекс Республики Беларусь о земле. Таким образом было положено начало созданию нормативно-правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана правомерность существования частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования.

Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2013 года составляет 207,60 тыс. га.

Собственность на землю в Беларуси представлена в частной и государственной формах. В частной собственности могут находиться участки, приобретаемые отдельными лицами для строительства жилых домов, дач, ведения личного подсобного или фермерского хозяйства и прочей деятельности. Введение частной собственности на землю дало толчок развитию рыночного оборота земельных участков несельскохозяйственного назначения и становлению рынка земли как капитального актива в Беларуси. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, можно продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду и использовать в качестве залога для материального обеспечения своевременного возврата банковского кредита. Цена земельных участков при их купле-продаже устанавливается по договору между сторонами и формируется на рыночной основе. Кроме того, в республике применяются нормативные (устанавливаемые исходя из качества земельного участка) и льготные (для определенных категорий лиц) цены.

В последние годы в Беларуси наблюдается существенный рост цен на городские и пригородные земельные участки, что свидетельствует о повышенном спросе на данном сегменте рынка земли как капитального актива. Уникальность городских земельных участков, качественные параметры их местоположения предопределяют необходимость высокой степени государственного регулирования и контроля со стороны государства в отношении процесса купли-продажи. Дальнейшее развитие данного сегмента рынка связано с обеспечением гарантий прав собственности и аренды, развитием ипотечного кредитования и повышением эффективности земельного и градостроительного регулирования.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то, поскольку они находятся только в собственности государства, целесообразно говорить о развитии рынка услуг земли. Согласно ст. 17 Кодекса Республики Беларусь о земле (от 23 июля 2008), арендаторами земельных участков могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организациям и их представительства.  Расчет размера арендной платы осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.

 

 

 1.Понятие и  характеристика рынка земли

Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.

Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, вследствие фиксирования площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды, они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.

Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.

Классификация земель — это условное разделение (структурирование) земель на группы по одному или нескольким признакам; перечень групп (классов) земель с их определениями (характеристикой). В землеустройстве наиболее распространена классификация по категориям и видам земель.

Земельные ресурсы как объекты собственности и хозяйствования учитываются по целевому назначению (основу которого составляет распределение земель по категориям); по хозяйственному использованию (основанному на классификации угодий по видам и подвидам); по административно-территориальному делению (в основу которого заложено распределение земель по землепользователям).

В соответствии с основным целевым назначением различают земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, природозаповедного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; запаса.

Согласно данным специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству, площадь земельного фонда Республики Беларусь на начало 2013 г. составила 207,60 тыс. га.

Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей в Республике Беларусь на начало 2013 г. представлено в таблице 1.

Таблица 1. - Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей в Республике Беларусь на начало 2013 г. (тысяч гектаров)

Годы

Общая площадь  
сельскохозяйственных земель

В том числе

сельско-хозяйственных организаций

крестьянских (фермерских) хозяйств

в пользовании граждан

из них:

для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслужи- вания жи-лого дома

для садоводства, дачного строительства и огородни-чества

Сельскохозяйственные земли:

2001

9257,7

7674,0

72,1

1396,2

975,2

76,9

2006

9011,5

7484,7

130,5

1226,5

880,7

62,8

2007

8984,9

7526,5

120,4

1157,6

847,2

61,4

2008

8968,0

7584,0

107,8

1080,1

791,5

59,8

2009

8944,7

7634,8

103,0

1020,9

754,6

58,3

2010

8926,9

7657,9

108,8

968,0

728,9

56,3

2011

8961,5

7653,4

110,8

924,3

720,1

55,2

"Продолжение таблицы 1."

             

2012

8995,5

7672,4

114,8

924,3

711,1

54,1

2013

8997,5

7673,4

115,8

924,3

701,1

53,1

Пахотные земли

2001

6133,2

5004,2

58,1

1022,3

908,6

55,8

2006

5542,4

4513,8

92,8

880,2

813,9

44,1

2007

5539,4

4557,3

86,1

835,7

779,9

40,7

2008

5519,4

4613,1

78,4

777,9

724,7

39,1

2009

5516,4

4651,3

77,0

742,0

691,7

37,7

2010

5516,5

4673,7

80,7

714,1

667,8

35,8

2011

5510,5

4698,2

85,4

682,1

640,0

31,6

2012

5510,5

4698,2

85,4

682,1

640,0

31,6

2013

5510,5

4698,2

85,4

682,1

640,0

31,6

Земли под постоянными культурами

2001

123,5

47,5

0,4

73,6

52,1

20,9

2006

118,1

44,3

1,2

70,5

51,6

18,6

2007

121,4

44,2

1,2

73,7

52,7

20,7

2008

120,8

44,0

1,2

72,9

51,9

20,7

2009

120,8

44,8

1,2

72,4

51,4

20,6

2010

120,3

44,3

1,8

71,9

51,2

20,5

2011

120,9

44,6

2,0

71,7

51,3

21

2012

121,5

44,7

2,2

71,9

51,1

21,1

2013

122,1

44,8

2,3

72,7

51,2

21,3

Луговые земли

2001

2995,1

2616,8

13,6

300,2

14,4

0,2

2006

3289,2

2892,3

36,1

275,7

15,1

0,1

2007

3297,6

2924,5

33,1

248,2

14,6

--

2008

3275,9

2926,7

28,2

228,4

13,8

--

2009

3279,7

2938,7

24,8

206,4

11,4

--

2010

3263,1

2939,9

26,3

181,9

9,8

--

2011

3250,6

2938,4

26,6

176,4

9,8

0,2

2012

3246,6

2936,3

26,7

177,4

9,8

0,2

2013

3240,6

2930,4

27,6

169,4

9,8

0,2



Источник: [http://aw.belal.by›Сельское хозяйство Беларуси]

Исходя и данной таблицы можно сделать следующие выводы: Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2013 года составляет 207,60 тыс. га.

Сельскохозяйственные земли занимают 43% (8897,5 тыс. га), из них пашня – 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пашни. Неиспользуемые и слабо используемые земли в народном хозяйстве (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 15% общей площади. За последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло 488 тыс. га.

На изменение площадей категорий земель оказывает влияние перевод земель из одной категории в другую, осуществляемый в процессе выполнения работ по распределению земель по категориям в соответствии с требованиями земельного, лесного, водного и природоохранного законодательства.

 

1.1 Земельная рента  и цена земли

 

Земельная рента.

Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора.

Итак, величина земельной ренты определяется в первую очередь спросом на землю. При этом рента различна в зависимости от качества земли:

1) природных условий (тип почвы, климат, рельеф);

2) плодородия почвы;

3) местоположения земли.

Ограниченность земли ведет к возникновению монополии хозяйства на земле. Это означает, что каждый участок как объект хозяйства монополизирован определенным собственником, который не допустит приложения к этой земле чужого капитала. Земли, лучшие по качеству, приносят и большую ренту.

Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки её недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. Размер земельной ренты определяется в результате борьбы между арендатором и земельным собственником.

Абсолютная рента есть тот минимальный доход, который получают владельцы всех участков земли независимо от ее качества; она порождена монополией частной собственности на землю. Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество;

Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь