Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.

Содержание работы

Введение

Понятие и характеристика рынка земли
6
1.1 Земельная рента и цена земли
11
1.2 Экономические показатели эффективности использования земли
15
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей
18
2.1 Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь
27
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли
43
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь

3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Опыт развития земельной собственности во всем мире не прост, а изобилие продуктов в наиболее развитых странах объясняется не только наличием у них частного землевладения и единоличным способом хозяйствования, но и иными причинами. Анализ зарубежной земельной практики позволяет сделать следующие выводы. Первый сводится к тому, что в этих странах хорошо понимают различие последствий, когда земля выступает как объект собственности, а когда как объект хозяйствования. Второй заключается  в понимании преимуществ крупного аграрного производства, требующего и соответствующих земельных площадей. Третий состоит в том, что главным является вопрос не формы земельной собственности, а прав и обязанностей землевладельцев и землепользователей.

Не случайно восточноевропейские страны, бывшие члены СЭВ, раньше России и Беларуси приступившие к приватизации, пришли к выводу о необходимости корректив земельных реформ. Бурная вначале деколлективизация земельных угодий быстро сменилась здесь более осторожным подходом к трансформации форм собственности. И для этого были веские причины.

В Румынии, например, массовая приватизация земельных участков привела к уничтожению больших площадей виноградников, разрушению расположенных на приватизируемых землях хозяйственных построек, сокращению поголовья скота. Половиной новых землевладельцев оказались горожане, не умеющие вести хозяйство или не желающие участвовать в производстве сельскохозяйственной продукции.

В Болгарии остановились на варианте сосуществования трех форм земельной собственности: государства, общин и граждан.

Характеризуя положение восточноевропейских, бывших социалистических стран, можно заключить, что единоличная собственность на землю там частично восстановлена, однако развитого рынка земли пока нет. Сохранены значительные ограничения на использование полученной в частную собственность земли, лимитированы максимальные и минимальные размеры арендуемых участков.

Даже в Германии, где есть большая возможность государственной поддержки для желающих организовать собственное хозяйство, частные земли занимают только 10% и большинство крестьянских хозяйств объединились в кооперативы, так как в мелкотоварном хозяйстве невозможно эффективно использовать дорогостоящую современную технику; отсутствуют достаточные средства для расширенного воспроизводства.

Анализируя опыт зарубежной практики государственного регулирования, следует отметить, что в законодательствах многих стран совершенно четко просматривается тенденция усиления государственного вмешательства в земельные отношения, и в первую очередь - в установление порядка продажи, аренды земельных участков, их наследования.          

 В некоторых странах существуют  специальные правила порядка  продажи земель. В соответствии  с законодательством Австрии и ФРГ, например, для заключения всех земельных сделок необходимо разрешение специальных государственных органов.

Рассмотрим теперь конкретные формы государственного регулирования в Германия, в стране с развитым сельским хозяйством, структура и условия которого относительно сходны с белорусскими. Аграрное право Германия не поощряет дробление крестьянских хозяйств, земельных и лесных участков при наследовании и других сменах владельца, использование сельхозугодий не по назначению или непродуктивно; гарантирует защиту интересов арендаторов; предусматривает государственный контроль за сделками, связанными с отчуждением, куплей и продажей земельных участков; поощряет улучшение качества земельных угодий. В частной собственности находится свыше 95% земель, участвующих в сельскохозяйственном обороте. Остальные земельные участки принадлежат государству (общинам, федерации в целом, церкви, учебным заведениям). Согласно Закону о сделках с земельными участками, обязательства по использованию земли в общественных интересах проявляются в совокупности правовых норм, регулирующих сделки, связанные с земельными участками, порядок их заселения, осуществление землеустроительных мероприятий, право единонаследия крестьянского хозяйства и т.д.

Россия взяла курс на переход к эффективному в экономическом, социальном и экологическом планах многообразию форм собственности на природные ресурсы. Решение этой крайне сложной задачи затрудняется тем, что оно ведется в условиях не сформировавшихся окончательно основ федеральной государственности, происшедшего в последние годы значительного снижения производственного и эколого-экономического потенциала, обострения криминогенной обстановки, незадействования многих принятых законодательных актов в сфере природопользования.

Таким образом, земельные отношения в любой экономической системе складываются между различными социальными группами и отдельными лицами по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками. От состояния этих отношений во многом зависят социально-экономическое положение людей и уровень экономического развития страны. Формирование рыночных структур в аграрном секторе экономики постсоветских стран, к которым относится и наше государство, требует всестороннего переосмысления сложивших земельных отношений, прав и обязанностей владельцев и пользователей земли, форм земельной собственности, а также необходимости их реформирования.

 

 2.1 Право государственной  и частной собственности на  земли Республики Беларусь

 

Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь устанавливается Кодексом Республики Беларусь от 04.01.1999 № 226-З "Кодекс Республики Беларусь о земле".

Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельных отношений.

Право государственной собственности на землю следует рассматривать с - нескольких позиций, а именно, как:

- правовой институт,

- субъективное право,

- юридический факт.

Право государственной собственности на землю как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих землю за государством в его собственность. Основные законоположения, относящиеся к данному институту, содержатся в Конституции Республики Беларусь, ПК Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 05.05. 1998 г. “Об объектах, находящихся только в собственности государства”, Кодексе о земле, Лесном и Водном кодексах и в ряде других нормативных правовых актах.

Государственная организация современного общества вызывает к жизни отношения государственной собственности как главной (хотя и не единственной) формы реализации экономических связей1.

Субъективное право собственности государства на землю означает меру его возможного поведения как собственника и состоит из обычных правомочий собственника, предусмотренных законом.

В отношении земельной собственности - земель, не находящихся в собственности граждан и юридических лиц, - государство действует и как публичный субъект, и как частноправовой участник. Публично-правовые функции государства как собственника состоят в учете земель, регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, контроле за их использованием, использовании средств государственного принуждения, в том числе привлечении к ответственности. Они сочетаются с правовым статусом государства как собственника земель, использующим земли для тех или иных нужд.

Следует указать, что государство является самостоятельным участником отношений, регулируемых гражданским законодательством, и самостоятельным участником отношений, регулируемых земельным законодательством.

Право государственной собственности на землю характеризуется рядом признаков, отличающих его от частной собственности.

Во-первых, в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и изъятое из оборота и ограниченное в обороте (как земля).

Во-вторых, в собственности государства находится большее количество земель, чем в частной собственности. Частная собственность на землю ограничена как размерами земельных участков, так и кругом участников.

В-третьих, государство приобретает имущество как по основаниям, являющимся общими для всех субъектов права, так и по присущим только ему.

В-четвертых, государство само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. Закрепив права собственника в законах, государство затем подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Государство одновременно выступает как собственник земли и носитель политической власти - политический суверен, осуществляющий территориальное верховенство.

Право владения землей государства подлежит прекращению только в случае приватизации земли. Порядок и условия такого отчуждения (передачи земли) устанавливаются государством. Владение же землей на праве собственности иными (кроме государства) субъектами может быть прекращено и ограничено. Так, например, государство может установить право прохода, проезда через участок собственника, ограничить высотность возводимых им строений, потребовать их сноса в случае нарушений правил застройки. Ему предоставлено право изымать земельные участки для государственных и общественных нужд, а также у нарушителей земельных предписаний.

Право пользования состоит в возможности извлекать из земли полезные свойства, использовать ее природные качества для удовлетворения общественных потребностей и интересов. Государство само пользование землей не осуществляет. Земля используется в процессе производства не самим государством, а различными юридическими и физическими лицами: владельцами, пользователями, арендаторами.

Отношения государства с владельцами и пользователями земли разные. Они определяются целями предоставления земли. В собственности государства находятся земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий и организаций, земли крестьянских (фермерских) хозяйств. Государство закрепляет землю за указанными участниками земельных отношений на праве пользования, а за крестьянскими хозяйствами - на праве пожизненного наследуемого владения. Вместе с тем, предоставляя землю организациям и гражданам во владение и пользование, государство не передает им своего правомочия пользования землей как элемента права государственной собственности на землю, не утрачивает этого права.

Право распоряжения землей - это установление, изменение либо прекращение правоотношений по поводу земли как объекта права, осуществляемое государством.

Содержание земельных распорядительных полномочий государства существенно отличается от одноименных имущественных правомочий собственника. Государство:

а) устанавливает и изменяет целевое (хозяйственное) назначение земель;

б) распределяет и перераспределяет землю между землевладельцами, землепользователями;

в) передает земельные участки в частную собственность;

г) выкупает землю у частных собственников;

д) устанавливает условия и порядок, формы землевладения и землепользования;

е) контролирует использование и охрану земель.

Частная собственность в общем плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических). Право частной собственности как институт права охватывает собой систему норм, устанавливающих частную собственность в качестве самостоятельной формы собственности, основания ее возникновения, изменения и прекращения, объем и порядок осуществления прав и обязанностей частных собственников земли, а также систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Объектами права частной собственности на землю выступают земельные участки. Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных земельных владений. Так общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 гектара для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Причем, в общую площадь земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, включается и площадь земельного участка, имеющегося при доме.

Кодексом о земле (ст.38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность. Это:

- земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

- земли транспорта и связи;

- земли, предоставленные для нужд обороны;

- земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

- земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

- земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь