Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.

Содержание работы

Введение

Понятие и характеристика рынка земли
6
1.1 Земельная рента и цена земли
11
1.2 Экономические показатели эффективности использования земли
15
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей
18
2.1 Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь
27
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли
43
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь

3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

Независимо от деления на категории земель земли Республики Беларусь подразделяются на следующие виды:

- пахотные земли - сельскохозяйственные  земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые  под посевы сельскохозяйственных  культур, включая посевы многолетних  трав со сроком пользования, предусмотренным  схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары;

- залежные земли - сельскохозяйственные  земли, которые ранее использовались  как пахотные и более одного  года после уборки урожая не  используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар;

- земли под постоянными культурами - сельскохозяйственные земли, занятые  искусственно созданной древесно-кустарниковой  растительностью (насаждениями) или  насаждениями травянистых многолетних  растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного растительного сырья, а также для озеленения;

- луговые земли - сельскохозяйственные  земли, используемые преимущественно  для возделывания луговых многолетних  трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также земли, покрытые естественными луговыми травостоями (естественные луговые земли);

- лесные земли - земли лесного фонда, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, погибшие древостои, площади, занятые питомниками, плантациями и несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для ведения лесного хозяйства;

- земли под древесно-кустарниковой  растительностью (насаждениями) - земли, покрытые древесно-кустарниковой  растительностью (насаждениями), не  входящей в лесной фонд;

- земли под болотами - избыточно  увлажненные земли, покрытые слоем торфа;

- земли под водными объектами - земли, занятые сосредоточением  природных вод на поверхности  суши (реками, ручьями, родниками, озерами, водохранилищами, прудами, прудами-копанями, каналами и иными поверхностными  водными объектами);

- земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями - земли, занятые дорогами, просеками, прогонами, линейными сооружениями;

- земли общего пользования - земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами;

- земли под застройкой - земли, занятые  капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие  к этим объектам и используемые  для их обслуживания;

- нарушенные земли - земли, утратившие  свои природно-исторические признаки, состояние и характер использования в результате вредного антропогенного воздействия и находящиеся в состоянии, исключающем их эффективное использование по исходному целевому назначению;

- неиспользуемые земли - земли, не  используемые в хозяйственной и иной деятельности;

- иные земли - земли, не отнесенные  к видам земель, указанным в  абзацах втором - четырнадцатом настоящей статьи.

Земли, земельные участки распределяются по категориям земель в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.

Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.

Отнесение земель к видам осуществляется в соответствии с их природно-историческими признаками, состоянием и характером использования.

Перевод земель из одного вида в другой осуществляется при:

- изъятии и предоставлении земельных  участков, внутрихозяйственном строительстве или изменении их целевого назначения;

- проведении мероприятий по  освоению новых земель, улучшению  или иному изменению их состояния  и характера использования, требующих  материально-денежных затрат;

- переводе сельскохозяйственных  земель в несельскохозяйственные или менее продуктивные сельскохозяйственные земли;

- изменении состояния земель  в результате воздействия вредных  антропогенных и (или) природных  факторов.

Порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, прежде чем исследовать проблему рынка земли Республики Беларуси, также следует исследовать земельный фонд Республики Беларусь, который на сегодняшний состоит из огромного числа различных видов земель.

 

Особенности ценообразования на рынке земли

 

Реализация стратегического курса земельной политики Беларуси, с использованием платного землепользования, предполагает разработку механизма становления рынка земель сельскохозяйственного назначения. Важной проблемой в решении этой задачи является определение научно обоснованной кадастровой стоимости земельных участков, которая одновременно служит нормативообразующей базой для установления ставок земельного налога, арендной платы, банковских процентов при залоговых операциях и т.д.

С развитием в стране личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также крупных товарных сельскохозяйственных организаций рыночного типа возникает необходимость использования реальной стоимости земли на основе оценочных работ с учетом уровня плодородия и поправочных коэффициентов на местоположение земельных участков относительно рынков сбыта продукции и объектов производственной инфраструктуры.

Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала.

Цена на землю тесно связана с понятием ренты, которая определяет доход собственника данного фактора производства и уровень платы потребителя за его использование.

Стоимостная оценка земли - важнейший экономический инструмент управления использованием земельных ресурсов. Она служит механизмом создания рациональной системы налогообложения и ценообразования, имеет принципиальное значение не только для купли-продажи земель, но и составления договоров на долгосрочную и краткосрочную аренду, а также является элементом рыночного оборота земли.

Системы оценки земли практически во всех развитых странах основаны на показателях её рыночной стоимости, капитализации доходов, получаемых в процессе сельскохозяйственного производства.

В Англии в основу оценки положено определение стоимости стандартной чистой продукции для каждого класса земель (всего имеется 5 классов). Стандартная чистая продукция рассчитывается как разница между стоимостью произведенной продукции и издержками, полученными при среднем уровне агротехники.

В Канаде оценка земель устанавливается по урожайности основной сельскохозяйственной культуры - пшеницы. Другие культуры переводятся в условные зерновые единицы по их урожайности через коэффициенты. Таким образом определяется 6 классов земель.

В Венгрии и Румынии при оценке земель учитываются почвенные, климатические, экономические условия сельскохозяйственного производства при расчете урожайности сельскохозяйственных культур.

В Болгарии в основу оценки земель положен ожидаемый чистый доход от реализации сельскохозяйственной продукции, для расчёта которого используется 10 эталонных зон.

В Испании при определении стоимости земель сельскохозяйственного назначения применяется метод капитализации дохода, получаемого с данного участка. Разрабатываются кадастровые стоимости для множества возделываемых сельскохозяйственных культур. При этом сначала рассчитываются доходы с гектара по каждой культуре, принимая во внимание различную интенсивность производства.

В Швеции существует законодательство, регулирующее условия землевладения и землепользования, которое обеспечивает рациональное их использование и сохранность. В соответствии с этим законодательством вести сельскохозяйственное производство могут лишь лица, имеющие необходимую подготовку. При условии выполнения данного требования купля-продажа земли осуществляется свободно, по договорным ценам. Со своей стороны государство в ценообразование на рынке земли не вмешивается.

Сделки по купле-продаже земли зачастую осуществляются в рамках одной семьи (например, от отца к сыну). Как и все остальные, эти сделки должны быть зарегистрированы. Член семьи, приобретающий ферму, выплачивает другим членам семьи, имеющим право на наследство, соответствующую долю, поэтому все члены семьи принимают участие в определении цены купли-продажи.

По данным Европейской экологической комиссии ООН, в разных странах имеется множество систем оценки земель, основанных на различных методических подходах. В одних странах оценку земли проводят государственные служащие-оценщики, в других - частные оценщики, но под контролем государства. Работы финансируются как за счёт платных услуг, так и за счет государства, а в некоторых из них действует смешанное финансирование.

В целом стоимостная оценка является важнейшим экономическим рычагом регулирования земельных отношений, имеет принципиальное значение не только для приватизации, но и составления имущественных договором

Таким образом, в странах с рыночной экономикой ценообразование на земли сельскохозяйственного назначения сводится не к изначальному установлению исходного (нормативного) уровня цен, как теперь практикуется во многих постсоветских странах, а главным образом к получению прогнозных оценок, обусловленных сочетанием различных рыночных факторов (соотношением спроса и предложения на рынке земли и сельскохозяйственной продукции и др.).

Страны с рыночной экономикой при оценке земли исходят из фактических (исходных) показателей (качество почв, урожайность, издержки производства, стоимость валовой продукции).

В мировой практике известны разные методические подходы к определению денежной оценки земли, которую иногда отождествляют с ценой земли. Оценка земли определяется как стоимость капитала, а цена, вытекающая из денежной оценки, формируется при купле-продаже в соответствии со спросом и предложением.

В Канаде и США используются одинаковые определения типов стоимости земли и одни и те же методы ее исчисления. В этих странах различают следующие типы стоимости земли: продуктивная (текущая), экономическая и рыночная.

Продуктивная (текущая) стоимость земли (ПСЗ) определяется величиной доходов, которые можно получить, используя землю с учетом инвестиционной конъюнктуры. Доя расчета ПСЗ применяются следующие показатели: валовой доход с единицы площади основной культуры; прямые и косвенные рас ходы, связанные с выращиванием основной культуры; чистый доход с единицы площади; уровень капитализации, за который принимают средневзвешенный банковский процент за определенное время (или прогнозируемый процент доходности инвестиций в конкурирующей сфере производства).

Достоинством данного метода определения ПСЗ является использование таких устойчивых интегральных показателей, как урожайность основной культуры, чистый доход от производства этой культуры и уровень капитализации в банковской сфере.

Рыночная стоимость земли - это такая цена земли, которую запрашивает хорошо информированный продавец и которую готов заплатить не менее информированный покупатель.

В Беларуси, в связи с переходом к рыночной экономике и необходимости стоимостной оценки сельскохозяйственных угодий, в 1996-2000 гг. проведена кадастровая оценка земель, включающая и стоимостную их оценку. В основу положен метод определения нормативной цены по видам сельскохозяйственных угодий исходя из капитализации рентного дохода.

Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь