Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.

Содержание работы

Введение

Понятие и характеристика рынка земли
6
1.1 Земельная рента и цена земли
11
1.2 Экономические показатели эффективности использования земли
15
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей
18
2.1 Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь
27
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли
43
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь

3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

использовать аренду земли у государства для ускоренного развития крупнотоварных частных предприятий и таким образом сократить срок окупаемости средств, вложенных в их создание;

оптимально сочетать крупнотоварное производство с развитием мелкотоварного и любительского сельского хозяйства оптимизировать и стабилизировать на многие годы размеры и границы землепользования как государственных, так и частных крупнотоварных предприятий;

на этой основе формировать и более эффективно использовать самую современную технику, технологии и высококлассных специалистов;

исключить свободный рыночный оборот (куплю-продажу) земли в товарном сельском хозяйстве и этим гарантировать на многие годы устойчивость землепользования, которая объективно необходима для ведения сельского хозяйства на основе современных знаний, для мотивации заботы о земле и для получения от нее наибольшей отдачи;

избежать коррупции в системе земельных отношений и большой концентрации земельной собственности в руках отдельных физических лиц;

держать под контролем доступ юридических и физических лиц к государственным ресурсам сельхозугодий;

на строгой научно-плановой основе формировать производственные мощности крупнотоварных предприятий разных форм собственности, совершенствовать их структуру, специализацию, концентрацию и территориальное размещение в масштабах районов, областей и республики в целом; избегать таким путем возможного перепроизводства отдельных видов товарной продукции сельского хозяйства и связанных с ним больших потерь общей эффективности;

более успешно использовать современные информационные и компьютерные технологии для управления сельским хозяйством, его рынками и благодаря этому постепенно, организованно и с большей гарантией на высшую доходность вводить наши сельхозпредприятия в мировую рыночную экономику, в систему ВТО.

Названные преимущества государственного землевладения в круинотоварном производстве, исключающие его коренную и массовую ломку, позволяют достигать оптимального уровня ресурсооснащенности и режима использования ресурсного потенциала, и потому этот путь является наиболее трудо-, энерго- и ресурсосоерегающим, а стало быть, наиболее конкурентоспособным. [6. С.94-104]

Развитие на базе государственного землевладения крупнотоварных предприятии разных организационно-правовых форм собственности и параллельное развитие мелкотоварных личных подсобных и фермерских хозяйств на базе частной и смешанной (своя плюс арендуемая) собственности на землю свидетельствуют о демократичности белорусского варианта земельных отношений и о его высокой надежности в деле устойчивого обеспечения продовольственной и социальной безопасности нашей страны.

Переход на индустриальные технологии (как при частной, так и при государственной собственности на землю) предусматривает еще на стадии проекта рост эффективности.

Известно, что чем выше техническая вооруженность труда, тем выше и его производительность, а значит, и его оплата. Наша республика имеет уникальную возможность в минимально короткие сроки вывести техническую вооруженность сельскохозяйственного труда на самый высокий уровень. Гарантия тому - хорошо развитое отечественное сельскохозяйственное машиностроение, которое выпускает требуемые виды тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов и другую технику и оборудование, необходимую для комплексной механизации работ в растениеводстве и животноводстве. Активно осваивается производство тех машин, которых пока в республике нет. В структурном составе техники растет процент высококачественных скоростных, широкозахватных и комбинированных агрегатов. Их применение открывает возможность: более быстрыми темпами наращивать производство продукции растениеводства по самым прогрессивным технологиям; в более короткие сроки оптимизировать объемы производства необходимого и недорогого продовольствия для населения, сырья - для перерабатывающей промышленности, экспортных нужд и кормов - для животноводства, т.е. создать для него прочную по количеству, качеству, структуре и себестоимости кормовую базу и таким образом укрепить и его экономику. Но для полного освоения потенциала эффективности прогрессивной системы машин, оборудования и технологий требуются крупные площади полей в севооборотах и крупные животноводческие фермы. Как наш, так и зарубежный опыт говорит о том, что такие условия имеются только у крупнотоварных предприятий. Очень важно, что в сельском хозяйстве нашей республики они уже есть. В 2005 г. средняя площадь сельхозугодий на одно круппотоварное хозяйство составила около 3,5 тыс. га. Поэтому очень важно площадь их землепользования сохранить, не допустить ее раздела на персонифицированные земельные доли и превращения их в товар для свободной купли-продажи.

В настоящее время крупнотоварные сельхозпредприятия всех форм собственности усиливают спрос на новые комплексы машин (агрегатов) и на высококвалифицированных специалистов для их грамотной эксплуатации и технического обслуживания. Благоприятные предпосылки для удовлетворения этого спроса создают действующая в республике государственная поддержка сельского хозяйства и развитие иод ее патронажем эффективной системы землепользования, отечественного сельхозмашиностроения, промышленности минеральных удобрений и хорошо развитой системы подготовки кадров для села по лишш высшего и среднего специального образования. Наличие столь мощных факторов в условиях работы крупнотоварных хозяйств позволяет на единой плановой основе включать их в процесс роста производительности труда и укрепления экономики как государственных, так и частных предприятий. Следовательно, и с такой точки зрения, белорусский вариант аграрной реформы вполне жизнеспособен, т. е. выбран правильно.

Главная особенность социально ориентированной рыночной экономики состоит в том, что в центр внимания ставится качество жизни человека, его экономические, социальные, а значит, и политические интересы. В связи с этим первостепенное значение имеют вопросы максимальной занятости трудоспособного населения хорошо оплачиваемой работой, а остальных групп населения - разными видами социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий и т. д.), размер которых должен быть на уровне и выше прожиточного минимума. С этих позиций необходимо анализировать возможности, которые открываются при сохранении государственной системы землевладения в крупнотоварном сельском хозяйстве в сочетании с частным землевладением ЛПХ граждан. Наличие государственной и частной форм собственности на землю обусловливает социальные особенности в использовании трудовых ресурсов нашего села.

На основе первой труд используется на крупнотоварных предприятиях разных форм собственности, на основе второй - в ЛПХ частной формы собственности. В век НТП и рыночной экономики на первый план выдвигаются вопросы повышения производительности труда в той и другой сферах сельского труда. Государственное землевладение и построенное на нем крупнотоварное производство благоприятствуют решению этой проблемы, так как открывают больше возможностей для наиболее рационального использования труда, земли и техники в составе мощных (комплексно механизированных) отрядов, бригад или звеньев, ведущих групповым методом по принятой технологии все работы по возделыванию культур и уборке урожая. На аналогичной основе развивается использование ресурсов и в отрасли животноводства.

Поскольку сельскохозяйственное производство уже ведется главным образом в системе крупнотоварных государственных и разных форм частных предприятий корпоративного типа, то это дает основание считать, что в сельском хозяйстве республики уже создана исходная база для ускорения темпов роста производительности труда и достижения высокого ее уровня как в растениеводстве, так и в животноводстве. Гарантия тому - нарастающее перевооружение сельскохозяйственного труда самой современной системой машин и внедрение прогрессивных форм их использования. При их применении каждый член трудового коллектива выполняет ту функцию, которая заложена технологией, и с помощью того средства труда, которое для этого предназначено. Труд в таких коллективах исключает обезличку, становится более производительным, что служит источником достижения более высокого уровня его оплаты. Повышается экономический интерес к труду, и это содействует закреплению кадров на селе.

В последние годы растут доходы крестьян как от оплаты их труда в крупнотоварных хозяйствах, так и от ЛПХ. Сельское население, особенно молодежь, проявляет большой интерес к получению доходов от приема и обслуживания горожан по линии агро- и экотуризма. Наряду с развитием агрогородков, это укрепит и облагородит связи села и города, даст новые рабочие места, дополнительный доход сельским семьям, разнообразит их жизнь и поможет закрепить молодежь на селе. Как видим, наша деревня в лице своих крестьян живет заботами настоящего дня и строит вполне реальные планы на лучшее будущее. Государственная программа возрождения и развития села является гарантом того, что планы крестьян будут обязательно реализованы. Следовательно, осуществляемая в республике система аграрных преобразований создает благоприятные условия для их труда и жизни, для устойчивого роста качества жизни, и потому она прогрессивна и жизнеспособна.

 

 

 

 

 

 

3. Комплекс мероприятий  по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси

Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений.

Согласно Закону Республики Беларусь «О праве собственности на землю» 1993 г. и Кодексу Республики Беларусь о земле 2005 г., собственность на нее выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Этими законами государственная собственность сохранена для ведения крупного товарного сельского хозяйства, частная разрешена для ведения всех видов личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения, т. е. для развития мелкотоварного и любительского сельского хозяйства. С 1993 г. доля первой сокращается, второй -увеличивается. На них приходится соответственно примерно 80 и 20% общей площади сельхозугодий республики. [5 С.2]

Таким образом было положено начало созданию нормативно-правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана правомерность существования частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования.

Известно, что Беларусь при общественной собственности на землю и сельхозпредприятия к 1990 г. по производству зерна, молока, мяса и картофеля в расчете на душу населения (см. табл.) вышла на одно из первых мест в мире. И по производству яиц и льноволокна на душу населения мы также были в числе первых! Занимая менее 1,7% сельхозугодий бывшего СССР, Беларусь к 1990 г. довела свою долю в общесоюзном производстве: зерна - почти до 4%, картофеля - 15, льноволокна - 25, мяса - 6, молока - почти 7%. В 1986-1990 гг. среднегодовой темп прироста производитель-Производство зерна, молока, мяса и картофеля на душу населения в 1990 г., кг

 

Страна, регионСельхозпродукцияЗерноМолокоМясоКартофельБССР684727115837Гродненскаяобл.10829221731332Англия40726666111ФРГ42838890119Франция103048811283США125326912368

Среднегодовой темп прироста производительности сельскохозяйственного труда в общественном производстве составлял 9% (был самым высоким среди республик Союза), а рентабельность к 1990 г. выросла до 42% и была достаточной для обеспечения нормальных темпов расширенного воспроизводства за счет собственных средств.

Исследование вопроса показывает, что в последние (доперестроечные) два десятилетия прошлого века как у нас, так и за рубежом сельское хозяйство переводилось на интенсивные технологии индустриального типа и в этих целях и тут и там нарастал объем государственных субсидий и внедрялся более прогрессивный экономический механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. Это и есть то общее, что нас объединяло в рассматриваемый период и что привело к равным результатам при разных формах собственности. Следовательно, в век урбанизации и НТП в индустриально развитых странах, к которым относится и наша республика, решающее влияние на продуктивность и эффективность сельского хозяйства оказывает не форма собственности, а степень и культура внедрения в землепользование новейших достижений НТП, которые имеются в технике, технологии, организации, управлении, подготовке и использовании кадров села, что убедительно подтверждается опытом наших передовых хозяйств, работающих на государственных землях, и зарубежным опытом частных фермерских хозяйств, работающих как па собственных, так и на арендуемых землях. [6. С.94-104]

Важно, чтоб наши результаты были достигнуты при меньшей, чем у них, энерговооруженности труда и при намного меньших размерах удельных субсидий государства на поддержку сельского хозяйства. Такое стало возможным благодаря созданию у нас крупнотоварных хозяйств оптимальных размеров землепользования, углублению их специализации и росту обеспеченности кадрами высокой квалификации.

Итогом явилось то, что белорусские крестьяне при весьма ограниченных ресурсах посредством своих госхозов, колхозов и личных подсобных хозяйств обеспечили для страны не только производство, но и потребление основных видов продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения на уровне, наиболее развитых стран мира. К 1990 г. потребление на душу населения молока и молочных продуктов было доведено в Беларуси до 424 кг, мяса и мясопродуктов -74 кг, яиц - 324 шт. Для сравнения: в США эти показатели составляли соответственно 263 и 113 кг, 229 шт. Из названных продуктов мы только мяса потребляли меньше уровня США. Существовавшая здесь разница вызывалась большими поставками продукции животноводства в союзный фонд.

Приведенные данные свидетельствуют о больших потенциальных возможностях действующей у нас системы земельных отношений. Это означает, что в нашем товарном сельском хозяйстве нет серьезных причин для полной замены государственной земельной собственности на частную, для полного перехода от общественных к частным формам предприятий и, тем более, нет причин для отказа от крупнотоварного производства.

Утверждается, что для успешного развития нашего сельского хозяйства необходим полный переход к частной собственности на все средства производства, включая землю

С таких позиций в резком падении показателей экономики сельского хозяйства в перестроечные годы винят государственное землевладение и основанное на нем землепользование в форме госхозов и колхозов. Между тем анализ показывает, что основными причинами резкого ухудшения этих показателей были:

сильно заниженные закупочные цены на их продукцию по госзаказу;

несвоевременность платежей колхозам и совхозам за проданную продукцию;

свободные и, как правило, многократно завышенные цены на все материально-технические средства сельскохозяйственного назначения;

непомерно высокие процентные ставки по кредитам банков;

сведенная до минимума бюджетная поддержка сельскохозяйственных предприятий;

многоканальная, завышенная, нестимулирующая производство и его эффективность налоговая система и т. д.

Начиная с середины 90-х годов в нашей республике наступил период более объективной оценки прошлого и поиска оптимального варианта будущей системы ведения сельского хозяйства, основанной на сохранении лучшего из прошлого и дополнении его новыми элементами, отвечающими условиям работы в рыночной среде. В этих целях в стране был проведен референдум (1996 г.), сохранивший государственную собственность на землю, в том числе и на сельхозугодья.

Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь