Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа
В Беларуси имеются условия для развития фермерских хозяйств. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень.
Введение
Понятие и характеристика рынка земли
6
1.1 Земельная рента и цена земли
11
1.2 Экономические показатели эффективности использования земли
15
2. Становление рынка земли в условиях переходной экономики на примере стран-соседей
18
2.1 Право государственной и частной собственности на земли Республики Беларусь
27
2.2 Структуру земельного фонда и ценообразование на рынке земли
43
2.3 Особенности формирования и функционирования рынка земли в Республике Беларусь
3. Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию рынка земли в Беларуси
Заключение
Список используемой литературы
Встал вопрос, как строить систему сельского хозяйства рыночного типа на базе принятой референдумом системы земельных отношений. Вариант, выбранный белорусами, отличается от традиционно сложившегося полного частного землевладения в странах с рыночной экономикой и потому вызывает все больше отрицания со стороны отдельных экономистов-аграрников, делаются прогнозы о его неизбежном неуспехе и крахе
Суть и особенность белорусского варианта аграрной реформы состоят в юридическом признании, введении и оптимальном сочетании двух форм собственности на землю. Государственной - для развития крупнотоварного производства и частной - для развития мелкотоварного и любительского сельского хозяйства. Первая призвана удовлетворять потребности республики в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья для своих и экспортно-импортных нужд, вторая - потребности разных слоев населения заниматься собственным производством картофеля, овощей, фруктов, ягод, цветов, лекарственных растений, содержать отдельные виды животных и т.д., а также оказывать услуги и получать доходы от агро- и экотуризма.
Такое распределение целей и функций между государственной и частной системами землевладения имеет ряд социально-экономических преимуществ: на основе первой есть возможность развивать на самой современной индустриальной основе высокоэффективные крупнотоварные предприятия агропромышленного типа разных размеров землепользования и разных форм собственности, а на основе второй - удовлетворять потребность населения в сельскохозяйственном труде на своем приусадебном или дачном участке, прививать детям любовь и уважение к земле и ее плодам. Важно, что многие ЛПХ выполняют функцию практических школ обучения искусству малого агробизнеса, воспитания и развития личного интереса к зарабатыванию денег своим трудом на своей земле. В этом плане в республике уже накоплен немалый опыт эффективного мелкотоварного производства картофеля, огурцов, помидор, винограда, семян цветов и пр., оказания услуг по линии агро-и экотуризма. На базе ЛПХ вырастают весьма эффективные мелкотоварные фермерские хозяйства разной специализации. Поэтому нет оснований для пессимистической оценки нашего варианта аграрной реформы. Наоборот, растет уверенность что в век урбанизации и НТП только частичный, а не всеобщий, переход от государственной к частной собственности на землю в сельском хозяйстве является наиболее правильным. Он позволяет выиграть время, сократить срок перехода к суперэффективной рыночной экономике, развивающейся на основе современных знаний.
Государственная собственность на землю - объективная реальность, данная нам судьбой. Она также выражает ум и волю белорусского народа, что отражено в итогах референдума 1996 г. Поэтому сегодня в центре внимания должны быть формы и методы использования земли, предназначенной как для крупнотоварного, так и для мелкотоварного любительского сельского хозяйства.
В настоящее время сельхозугодья республики используются разными видами крупнотоварных государственных и частных предприятий. Это - госхозы, а также всевозможные корпорации (кооперативные и акционерные предприятия), фермерские хозяйства (семейно-родственные и семейно-соседские) артельного типа. Высокие экономические показатели ряда государственных и частных сельхозпредприятий, работающих на основе государственной системы землевладения, убедительно говорят о том, что отсутствие в переходный период частной собственности на землю в системе крупнотоварного производства имеет ряд неоспоримых преимуществ, так как позволяет:
максимально предотвратить разрушение и обесценивание уже действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;
постепенно, т. е. эволюционно, изменять социально-экономическое содержание колхозов и госхозов в сторону разных форм корпоративной частной собственности на них или только в сторону совершенствования системы управления их деятельностью;
использовать аренду земли у государства для ускоренного развития крупнотоварных частных предприятий и таким образом сократить срок окупаемости средств, вложенных в их создание;
оптимально сочетать крупнотоварное производство с развитием мелкотоварного и любительского сельского хозяйства;
оптимизировать и стабилизировать на многие годы размеры и границы землепользования как государственных, так и частных крупнотоварных предприятий;
на этой основе формировать и более эффективно использовать самую современную технику, технологии и высококлассных специалистов;
исключить свободный рыночный оборот (куплю-продажу) земли в товарном сельском хозяйстве и этим гарантировать на многие годы устойчивость землепользования, которая объективно необходима для ведения сельского хозяйства на основе современных знаний, для мотивации заботы о земле и для получения от нее наибольшей отдачи;
избежать коррупции в системе земельных отношений и большой концентрации земельной собственности в руках отдельных физических лиц;
держать под контролем доступ юридических и физических лиц к государственным ресурсам сельхозугодий;
на строгой научно-плановой основе формировать производственные мощности крупнотоварных предприятий разных форм собственности, совершенствовать их структуру, специализацию, концентрацию и территориальное размещение в масштабах районов, областей и республики в целом; избегать таким путем возможного перепроизводства отдельных видов товарной продукции сельского хозяйства и связанных с ним больших потерь общей эффективности;
более успешно использовать современные информационные и компьютерные технологии для управления сельским хозяйством, его рынками и благодаря этому постепенно, организованно и с большей гарантией на высшую доходность вводить наши сельхозпредприятия в мировую рыночную экономику, в систему ВТО.
Названные преимущества государственного землевладения в круинотоварном производстве, исключающие его коренную и массовую ломку, позволяют достигать оптимального уровня ресурсооснащенности и режима использования ресурсного потенциала, и потому этот путь является наиболее трудо-, энерго- и ресурсосоерегающим, а стало быть, наиболее конкурентоспособным. [6. С.94-104]
Развитие на базе государственного землевладения крупнотоварных предприятии разных организационно-правовых форм собственности и параллельное развитие мелкотоварных личных подсобных и фермерских хозяйств на базе частной и смешанной (своя плюс арендуемая) собственности на землю свидетельствуют о демократичности белорусского варианта земельных отношений и о его высокой надежности в деле устойчивого обеспечения продовольственной и социальной безопасности нашей страны.
Переход на индустриальные технологии (как при частной, так и при государственной собственности на землю) предусматривает еще на стадии проекта рост эффективности.
Известно, что чем выше техническая вооруженность труда, тем выше и его производительность, а значит, и его оплата. Наша республика имеет уникальную возможность в минимально короткие сроки вывести техническую вооруженность сельскохозяйственного труда на самый высокий уровень. Гарантия тому - хорошо развитое отечественное сельскохозяйственное машиностроение, которое выпускает требуемые виды тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов и другую технику и оборудование, необходимую для комплексной механизации работ в растениеводстве и животноводстве. Активно осваивается производство тех машин, которых пока в республике нет. В структурном составе техники растет процент высококачественных скоростных, широкозахватных и комбинированных агрегатов. Их применение открывает возможность: более быстрыми темпами наращивать производство продукции растениеводства по самым прогрессивным технологиям; в более короткие сроки оптимизировать объемы производства необходимого и недорогого продовольствия для населения, сырья - для перерабатывающей промышленности, экспортных нужд и кормов - для животноводства, т.е. создать для него прочную по количеству, качеству, структуре и себестоимости кормовую базу и таким образом укрепить и его экономику. Но для полного освоения потенциала эффективности прогрессивной системы машин, оборудования и технологий требуются крупные площади полей в севооборотах и крупные животноводческие фермы. Как наш, так и зарубежный опыт говорит о том, что такие условия имеются только у крупнотоварных предприятий. Очень важно, что в сельском хозяйстве нашей республики они уже есть. В 2005 г. средняя площадь сельхозугодий на одно круппотоварное хозяйство составила около 3,5 тыс. га. Поэтому очень важно площадь их землепользования сохранить, не допустить ее раздела на персонифицированные земельные доли и превращения их в товар для свободной купли-продажи.
В настоящее время крупнотоварные сельхозпредприятия всех форм собственности усиливают спрос на новые комплексы машин (агрегатов) и на высококвалифицированных специалистов для их грамотной эксплуатации и технического обслуживания. Благоприятные предпосылки для удовлетворения этого спроса создают действующая в республике государственная поддержка сельского хозяйства и развитие иод ее патронажем эффективной системы землепользования, отечественного сельхозмашиностроения, промышленности минеральных удобрений и хорошо развитой системы подготовки кадров для села по лишш высшего и среднего специального образования. Наличие столь мощных факторов в условиях работы крупнотоварных хозяйств позволяет на единой плановой основе включать их в процесс роста производительности труда и укрепления экономики как государственных, так и частных предприятий. Следовательно, и с такой точки зрения, белорусский вариант аграрной реформы вполне жизнеспособен, т. е. выбран правильно.
Главная особенность социально ориентированной рыночной экономики состоит в том, что в центр внимания ставится качество жизни человека, его экономические, социальные, а значит, и политические интересы. В связи с этим первостепенное значение имеют вопросы максимальной занятости трудоспособного населения хорошо оплачиваемой работой, а остальных групп населения - разными видами социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий и т. д.), размер которых должен быть на уровне и выше прожиточного минимума. С этих позиций необходимо анализировать возможности, которые открываются при сохранении государственной системы землевладения в крупнотоварном сельском хозяйстве в сочетании с частным землевладением ЛПХ граждан. Наличие государственной и частной форм собственности на землю обусловливает социальные особенности в использовании трудовых ресурсов нашего села.
На основе первой труд используется на крупнотоварных предприятиях разных форм собственности, на основе второй - в ЛПХ частной формы собственности. В век НТП и рыночной экономики на первый план выдвигаются вопросы повышения производительности труда в той и другой сферах сельского труда. Государственное землевладение и построенное на нем крупнотоварное производство благоприятствуют решению этой проблемы, так как открывают больше возможностей для наиболее рационального использования труда, земли и техники в составе мощных (комплексно механизированных) отрядов, бригад или звеньев, ведущих групповым методом по принятой технологии все работы по возделыванию культур и уборке урожая. На аналогичной основе развивается использование ресурсов и в отрасли животноводства.
Поскольку сельскохозяйственное производство уже ведется главным образом в системе крупнотоварных государственных и разных форм частных предприятий корпоративного типа, то это дает основание считать, что в сельском хозяйстве республики уже создана исходная база для ускорения темпов роста производительности труда и достижения высокого ее уровня как в растениеводстве, так и в животноводстве. Гарантия тому - нарастающее перевооружение сельскохозяйственного труда самой современной системой машин и внедрение прогрессивных форм их использования. При их применении каждый член трудового коллектива выполняет ту функцию, которая заложена технологией, и с помощью того средства труда, которое для этого предназначено. Труд в таких коллективах исключает обезличку, становится более производительным, что служит источником достижения более высокого уровня его оплаты. Повышается экономический интерес к труду, и это содействует закреплению кадров на селе.
В последние годы растут доходы крестьян как от оплаты их труда в крупнотоварных хозяйствах, так и от ЛПХ. Сельское население, особенно молодежь, проявляет большой интерес к получению доходов от приема и обслуживания горожан по линии агро- и экотуризма. Наряду с развитием агрогородков, это укрепит и облагородит связи села и города, даст новые рабочие места, дополнительный доход сельским семьям, разнообразит их жизнь и поможет закрепить молодежь на селе. Как видим, наша деревня в лице своих крестьян живет заботами настоящего дня и строит вполне реальные планы на лучшее будущее. «Государственная программа возрождения и развития села» является гарантом того, что планы крестьян будут обязательно реализованы. Следовательно, осуществляемая в республике система аграрных преобразований создает благоприятные условия для их труда и жизни, для устойчивого роста качества жизни, и потому она прогрессивна и жизнеспособна. [6. С.94-104]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земля в экономическом смысле слова - это все природные факторы, которые могут быть использованы в процессе создания экономических благ или оказания услуг. Она неподвижна, ограничена в своих размерах и имеет неограниченный срок службы. Каждый участок земли в условиях рыночных отношений используется способом, приносящим максимальный доход его владельцу. Земля ранжируется в зависимости от плодородия и местоположения относительно рынков сбыта. При этом выделяют лучшие, средние и худшие земельные участки. [4. С.31-33]
Предложение земли фиксировано и в краткосрочном периоде не увеличивается даже при существенном росте цен на землю. Спрос на землю зависит от предельной производительности земли и цены продукции, выращиваемой на ней. Кривая спроса имеет нисходящий характер. Она представляет собой сумму сельскохозяйственного (для производства продовольствия) и несельскохозяйственного (для жилья, промышленных объектов) спроса на землю. Сельскохозяйственный спрос чувствителен к плодородию почвы, а несельскохозяйственный - к ее местоположению.
Землевладение - это признание права данного лица на определенный участок земли на установленных законом основаниях. Землепользование - это право пользования землей в законном порядке. Землевладельцы являются собственниками земли, которые имеют право на владение и распоряжение ею; землепользователи - это лица, арендующие землю.
Равновесная (прокатная) цена земли, или чистая земельная рента, уравновешивает спрос на землю со стороны ее потенциальных арендаторов и предложение услуг земли со стороны земельных собственников. В условиях неэластичного предложения уровень, на котором устанавливается земельная рента, зависит только от спроса на услуги земли. Чистая земельная рента представляет собой доход, получаемого каждым собственником земли или других природных ресурсов, предложение которых строго фиксировано. Основной причиной ее существования является монополия на землю как на объект собственности, а источником - более высокие цены на продукты земли. Чистая земельная рента - это разновидность экономической ренты, т.е. дохода, получаемого собственником любого ресурса, предложение которого ограничено.
Информация о работе Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь