Самоуправление карьерой менеджера на примере ООО «Торговый Дом «Валерия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Развитие карьеры работника всегда регулируется потребностью предприятия, на котором он работает, и стремление к этому самого работника.
Но администрации предприятия и тем, от кого эта карьера зависит, следует иметь в виду, что карьера должна быть управляемым процессом, то есть плановым. При этом планирование должно осуществляться на перспективу, то есть должно быть долговременным и увязываться с планами развития предприятия. В то же время планирование и организация карьеры, являясь элементом планирования кадров, не может носить директивный характер, то есть, со временем могут меняться интересы работников, их ориентация, меняются планы предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРА…………………………………...............................
1.1. Сущность самоуправления личной карьерой менеджера...........................
1.2. Законы управленческого развития карьеры менеджера.............................
Глава 2. Анализ самоуправления карьерой менеджера
в ООО «Торговый Дом «Валерия»
2.1. Общая характеристика предприятия........................................................
2.2. Экономические показатели деятельности предприятия ООО ТД «Валерия».............................................................................................................
2.3. Практические рекомендации по самоуправлению личной карьерой менеджера……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.......................................................................

Файлы: 1 файл

Самоуправление карьерой менелджера.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития мирового рынка и изменения  в политической сфере привели к переходу ряда крупнейших многонациональных корпораций на качественно новый уровень, уровень глобальных (общемировых) корпораций. В рамках таких корпораций создается единая сеть компаний, которые расположены и действуют в различных странах, их управление централизовано в большей степени, чем в многонациональных корпорациях. С помощью системы спутниковой связи и современных технических средств осуществляется непрерывный сбор и обработка информации от всех подразделений, распространяются принимаемые централизованно решения и рекомендации.     

Шестая  тенденция связана с возможностью резких организационных и ситуационных изменений, в значительной степени  затрагивающих управленческие карьеры, обусловливающих необходимость  оперативной ориентации руководителей в неожиданно меняющейся карьерной ситуации. Беспрецедентное количество изменений, происходящих в современном мире, затрагивающих политику, экономику, технологии, образование, культуру, социальные отношения, оказывают влияние на управленческую деятельность.  В ряде случаев эти изменения несут в себе дестабилизирующий эффект, напряженность, снижают эффективность деятельности.     

Массовые  увольнения в США и других странах, в том числе на уровне среднего и высшего менеджмента, - реальность сегодняшнего дня.  Проблемой для руководителей являются увольнения на фоне полной удовлетворенности компании их деятельностью, из-за того, что условия бизнеса не позволяют сохранять данную штатную единицу. Средняя продолжительность периода поиска новой работы для менеджеров быстро увеличивается. Если учесть, что, по оценкам Международной организации труда при ООН, в 2002 году в результате замедления темпов экономического развития в мире сокращено 24 млн. рабочих мест, большое значение приобретают фрустрационная устойчивость руководителей, навыки управления карьерой.     

Перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на карьерные предпочтения менеджеров, предъявляют жесткие  требования к гибкости карьерных  стратегий, к наиболее полному использованию  личных конкурентных преимуществ.     

Психология  управленческой технологии     

Изучение  карьеры предполагает выявление  закономерностей движения человека в организационной системе. Наиболее часто описание карьеры осуществляется с помощью вероятностных моделей  должностного роста, которые имеют ряд преимуществ и позволяют выявить особенности реализации карьерных целей в различных организациях и в зависимости от образовательного уровня менеджеров.     

В рамках статистического подхода  количественные характеристики дополняются  описанием профессионально-должностных требований, однако основными являются временные показатели: скорость и темп должностного роста, время достижения определенного должностного уровня, управленческий возраст. Очевидно, что изучение социально-профессионального и должностного роста менеджеров с количественной стороны недостаточно для совершенствования процесса управления компанией. Хотя статистический подход сыграл положительную роль в методическом плане - позволил в конкретных исследованиях упростить решение проблемы оценки эффективности управленческой деятельности путем использования универсального критерия - успешности руководителя в данной организационной системе. Примерами внедрения статистического подхода в практике управления персоналом являются: графики учета руководителей; модели движения управленческого персонала; системы текущего учета и управления карьерой.      

Другой  подход к исследованию управленческой карьеры является организационный. Он рассматривает связи между  типом организации и типом  карьеры, влияние на особенности карьеры таких организационных переменных, как структуры компаний и технологии.     

Отметим, что первый подход связан с количественным описанием движения менеджера по уровням иерархии системы управления, а второй - в большей степени  с качественным описанием. Однако и статистический и организационный подходы отражают внешнюю сторону карьерного процесса.     

Последние три десятилетия характеризуются  активизацией исследований психологических  аспектов управленческой карьеры. При  этом подробно анализировались факторы, обеспечивающие продвижение по службе. К ним относятся: индивидные, личностные, индивидуальные и факторы внешней среды. Особое внимание уделяется личностным переменным, способствующим ускорению должностного роста, таким, как общительность, умение взаимодействовать с людьми, мотивация достижения, адаптивность и так далее. С целью оптимизации карьеры, то есть обеспечения продвижения менеджеров в соответствии с их интегральными управленческими способностями, анализируются реально существующие критерии отбора руководителей на каждом из уровней и представления о карьере в конкретной организации ее работников.     

Психодиагностика  способствует выявлению индивидуальных барьеров, препятствующих менеджерам в полной мере реализовать свои способности. В этом контексте особое значение приобретает чувствительность к окружающим людям, их состояниям, установкам, ценностям, особенностям поведения.     

На  сегодняшний день первостепенной по значимости теоретической и практической проблемой является проблема создания механизма управления карьерой. Психологическое обеспечение планирования карьеры заключается в разработке надежных методов оперативной оценки изменений в структуре мотивов человека, системы оценки деловых качеств и стимулирования проявления руководителем своих лучших качеств в управленческой деятельности.

          При рассмотрении планирования карьеры  как последовательного целенаправленного  перемещения в организационном  пространстве раскрываются как положительные, так и отрицательные его последствия  для личности. К положительным моментам относятся возможность нового взгляда на решение проблем, раскрытие и развитие способностей менеджеров, подготовка к работе на более высоком уровне, развитие умения действовать в новых условиях.     

Большое внимание в контексте проблем  планирования карьеры уделяется психологическим аспектам обучения и самообучения, то есть средствам реализации планов. Разрабатываются программы обучения и самообучения, направленные на постоянное изменение поведения, деятельности. Например, проводятся обучения для формирования уверенности в себе, способности утверждать свои права, не нарушал при этом прав других людей, умений менеджера строить взаимоотношения с подчиненными, осуществлять эффективные коммуникации внутри организации и за ее пределами.     

На  современном этапе на смену разрозненным психологическим исследованиям карьеры приходят обобщающие концепции. Они изучают карьеру как процесс социализации, карьеру как смену жизненных периодов, карьерные модели обучения и развития.      

На  сегодняшний день основными карьерными теориями являются:     

-турнирная теория, рассматривает  карьерное продвижение как участие  в турнире, в котором выигрыш  влечет за собой получение  награды в виде должностей, материальных  вознаграждений, расширения влияния;      

- теории организационной социализации;      

- статистико-ресурсные теории;      

- теории взаимодействия с менторами;      

- теория неформальных социальных  сетей;     

- теории лидерских черт;     

- теории управленческих навыков  и общих когнитивных способностей.     

К недостаткам работ в области  исследования карьеры относятся: использование критериев успешности должностного роста без анализа их связи с успешностью управленческой деятельности, субъективизм в интерпретации данных, связанных с результатами должностного продвижения и так далее.     

Изменчивая  внешняя среда, высокая вероятность потери работы, глобализация экономики, изменения организационных структур и организаций в целом предполагают выход за рамки традиционных карьерных моделей.     

На  смену преобладавшим до 1992 года направлениям исследования карьеры, таким как  социализация, демографические аспекты карьерного продвижения, конфликт управленческая деятельность - семья и так далее, и методам оценки внутренней и внешней удовлетворенности работой, полноты организационной идентификации пришли исследования, более тесно увязанные со стратегиями развития организаций.      

Современное состояние психологии карьеры, по мнению ряда зарубежных авторов, характеризуется:     

- значительным отставанием теории  от практики;     

- широким контекстом психологических  исследований, включающим такие  сферы, как семья, культура, общество;     

- ориентацией в большей степени  на ранний карьерный опыт, немногочисленностью  эмпирических исследований руководителей  среднего и высшего звеньев  системы управления.      

Основными достижениями в области исследования карьеры являются:

рассмотрение широкого круга  психологических проблем, связанных  с различными сторонами жизнедеятельности  менеджеров;

надежность и воспроизводимость  экспериментальных данных;

создание  предпосылок для функционирования  центров консультирования по проблемам должностного продвижения;

-  создание предпосылок для создания  программ карьерного развития 

 

1.2. Законы управленческого  развития карьеры менеджера 

 

 

     Обучение  человека начинается с рождения и  продолжается всю жизнь, но интенсивность  восприятия, столь удивительная в младенческие годы, падает с годами, и в период интеллектуального и физического расцвета личности, способность к обучению значительно снижается.  Трудно выделить общие закономерности, связанные с формированием менеджеров в родительских семьях. К наиболее значимым семейным факторам формирования будущих менеджеров относят:     

- мотивацию к обучению;     

- проявление склонности к риску;      

- достижения членов семьи (родителей,  братьев).     

Родительская  семья лишь в некоторой степени  определяет систему отношений будущего менеджера к миру и к самому себе. Убедительных данных, свидетельствующих о том, что требовательность родителей, благоприятная домашняя обстановка обусловливают стиль управления, нет. Однако выявлена связь между выбором детьми вида управленческой деятельности и успешностью реализации родительской модели предпринимательства. В случае существенных достижений в управленческой деятельности родителей и наличия ее адекватного образа у детей последние более самостоятельны, уверены в своих силах, в большей степени стремятся к овладению управленческими навыками. Успешность реализации родительской модели управленческой деятельности детьми в значительной степени определяется прибыльностью бизнеса родителей, их удовлетворенностью карьерой, отношением к их достижениям других людей. Социологические исследования свидетельствуют о том, что семья оказывает влияние на ценностные ориентации детей, которые связаны с их будущей трудовой деятельностью.     

Пример  родителей часто формирует у  школьников представление о том, что не существует других возможностей самореализации, кроме как в управленческой деятельности. Наибольшее влияние на мотивационную сферу школьников оказывают матери, являющиеся руководителями. В семьях, где матери включены в управленческую деятельность, основными мотивами должностного продвижения школьники считают уважение окружающих и самостоятельность, а социальную значимость управленческой деятельности осознают дети из семей, где оба родителя с ней связаны. Школьники из семей, в которых менеджерами являются отцы, одним из основных мотивов должностного продвижения считают стремление к самостоятельности и отвергают наличие мотивов, связанных с социальной значимостью труда.     

В семьях, где менеджеры и мать и  отец, школьники полагают, что основными  характеристиками руководителей являются: умение преодолевать трудности, оперативность, добросовестность, и они уделяют внимание планированию своего времени. Если управленческой деятельностью занимаются отцы, то дети в большей степени ориентируются на овладение знаниями и навыками, стремятся познавать новое, учиться у других, развивают волю. Матери-руководители не всегда осознанно формируют у детей представления о том, что менеджер должен быть сильным и выносливым, обладать специальными способностями, уметь красиво говорить. В этом случае постоянное обучение, познание нового, по мнению школьников и школьниц, не являются важными.     

Семья в значительной степени формирует  ценностные ориентации школьников, обобщенный образ менеджера, отношение к  управлению как особому виду человеческой деятельности и к включению себя в эту деятельности. Менеджеры достаточно долго, а иногда и всю жизнь, сохраняют усвоенные в детстве стереотипы, касающиеся управления.     

Успешность  деятельности руководителей в значительной степени обусловлена такими стартовыми условиями управленческого развития, как базовое образование, наличие коммуникативного опыта, приобретенного в семье и школе. Интервью с руководителями различных должностных уровней, подтверждают, что истоки управленческого самоопределения относятся к периоду детства. Руководители высшего звена отмечают, что в 12-13 лет у них сформировался обобщенный образ собственного жизненного пути, в котором в той или иной мере была представлена управленческая деятельность.     

К 14 годам формируется мотивационное обеспечение (мотивы осознаются) карьерной ориентации в будущем. На ранних стадиях формирования будущих менеджеров происходит их дифференциация в зависимости от тех целей, которые преследуют школьники. Именно в этом возрасте формируется устойчивое отношение к должностному продвижению как к ступеням, увеличивающим личные блага или позволяющим реализовать личные и общественные потенциальные возможности.      

Информация о работе Самоуправление карьерой менеджера на примере ООО «Торговый Дом «Валерия»