Себестоимости продукции как фактора конкурентоспособности на ОАО «Белкард» и изыскания резервов по ее снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Для любого предприятия вопрос формирования себестоимости как комплексного обобщающего показателя, отражающего величину затрат на производство и реализацию продукции, имеет очень важное значение. С формирования себестоимости начинается процесс ценообразования, и в конечном итоге именно себестоимость является основой для исчисления прибыли предприятия. Совершенно ясно, что чем меньше будет величина себестоимости, тем шире будет диапазон возможных значений цены, что позволит предприятию более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке и, при прочих равных условиях, позволит ему получать большую прибыль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕЁ
РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………....6
Сущность себестоимости, её виды и факторы, на нее влияющие…………………………………………………………….6
Структура и показатели себестоимости ……………………………9
Методика анализа себестоимости продукции…………………….17
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
НА ОАО «БЕЛКАРД» …………………………………………………..20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия ОАО “Белкард” ………………………………………...20
2.2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции на
данном предприятии ………………………………………………….27
3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ………….......................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………

Файлы: 1 файл

Курсовая по специальности себестоимомсть Ходакова белкард.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

       На  современном этапе развития экономики  планирование, учет и калькулирование  себестоимости не могут осуществляться  в отрыве  от задачи повышения  качества продукции, ее потребительной  стоимости.

       Одним из важнейших условий решения проблемы повышения эффективности общественного производства является ускорение сроков освоения проектных мощностей и других технико – экономических показателей, в том числе себестоимости изделий, машин. Однако при организации материального стимулирования этот важный показатель, как правило, не используется. [10, c.159]

 

1.3.Методика анализа себестоимости продукции

 

       Cебестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенного воспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и в конечном счете - финансовое состояние субъектов хозяйствования. Это придает анализу себестоимости продукции особую значимость в процессе интенсификации промышленного производства, выдвигая его на главенствующие позиции в структуре комплексного экономического анализа.

      Данный анализ также необходим для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного анализа, обоснования решений о запуске в производство новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

    Целью анализа себестоимости является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами, то есть максимальной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. [11, c.25]

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

      -  оценка  обоснованности  и  напряженности  плана  по  себестоимости продукции, издержкам производства и  обращения  на  основе  анализа поведения затрат;

      - установление  динамики и степени выполнения  плана по себестоимости;

      -  определение   факторов,   повлиявших   на   динамику   показателей        себестоимости  и  выполнение  плана  по  ним,  величины  и  причины   отклонений фактических затрат  от плановых;

      - анализ  себестоимости отдельных видов  продукции;

      - выявление  резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 Анализ себестоимости  продукции направлен на выявление   возможностей повышения эффективности  использования  материальных,  трудовых  и  денежных ресурсов в процессе производства,  снабжения  и  сбыта  продукции.  Изучение себестоимости  продукции  позволяет  дать  более  правильную  оценку  уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. [12, c.76]

В рамках анализа  себестоимости  продукции  прежде  всего  определяется фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции.  Далее  проводится факторный анализ динамики затрат на один рубль продукции.

Факторный  анализ  изменения  затрат  на   рубль   товарной   продукции проводится   способом    цепной    подстановки.  Для    этого    проводится последовательная  подстановка  данных  анализируемого  периода   в   формулу базисного периода.

Расчет затрат на рубль  товарной продукции проводится по формуле (Зр):

                             Зр=S/N=q*Cед/[q*p],                                (1.1)

    где Сед - себестоимость единицы продукции.

Следующим  этапом  анализа  себестоимости  является  выявление   уровня постоянных затрат. Сделать это можно по методу  высшей  и  низшей  точки  на основе приведенного ниже алгоритма:

1. Из данных об объеме производства и  затратах  за  период  выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;

2. Находятся разности  в уровнях объема производства  и затрат;

3. Определяется ставка  переменных расходов на единицу   продукции  путем отнесения  разницы  в  уровнях  затрат  за  период  (разность  между       максимальным и минимальным значениями затрат) к  разнице  в  уровнях       объема производства за тот же период;

4. Определяется общая   величина  переменных  расходов  на  максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки  переменных расходов на соответствующий объем производства;

5. Определяется общая  величина постоянных расходов  как  разница  между всеми  затратами и величиной переменных  расходов;

6. Составляется уравнение  совокупных  затрат,  отражающее  зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

Далее определяется  коэффициент  реагирования  затрат  на  изменение объема производства (Крз):

                                Крз= Z/ Nед,                                            (1.2)

где  Z- изменение затрат за период в процентах; Nед - изменение  объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением  коэффициента определяется характер затрат:

    - для Крз=0 –  постоянные;

    - для 01- прогрессивные.    [13, c.78]              

В соответствии с характером затрат формируются  предварительные  выводы об эффективности дальнейшего наращивания объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей  снижения себестоимости необходима информация об удельном весе тех или иных затрат в  структуре  себестоимости.

С этой целью проводится анализ себестоимости  по элементам затрат.  В  рамках данного анализа определяются затраты на производство по элементам  затрат  в абсолютном выражении и в структурном разрезе. На  основе  полученных  данных производится  оценка  характера  производства  (материалоемкое,  трудоемкое, фондоемкое). В соответствии с характером производства  определяются  главные направления поиска резервов снижения себестоимости.

Проведенный  анализ  позволяет   оценить   эффективность   деятельности предприятия по снижению  себестоимости  за  анализируемый  период,  а  также выявить пути воздействия на себестоимость. [13, c.79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

НА ОАО «БЕЛКАРД» 

 

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика

предприятия ОАО “Белкард”

 

    Открытое акционерное общество “Белкард” (ОАО “Белкард”) расположено в г. Гродно по улице Счастного, 38, является действующим предприятием, специализирующимся на выпуске карданных валов.

     ОАО “Белкард” – это предприятие, оснащённое высокопроизводительным металлообрабатывающим оборудованием, в т.ч. станками-полуавтоматами, агрегатами и специальным оборудованием и автоматическими линиями.

     Уровень механизации основного производства составляет 81%, погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ – 84,5%.

      При характеристики предприятия 2007 года получены следующие результаты: объём производства промышленной продукции в действующих ценах 2007 года составил 91861 млн. руб., из них 14670 млн. руб. – производство потребительских товаров, выручка от реализации продукции составит 109446 млн. руб., чистая прибыль – 6367 млн. руб., оборачиваемость собственного оборотного капитала – 46 дней.

Основные целевые показатели развития ОАО “Белкард” на 2007 год приведены в таблице 1. ( Приложение А)

Для нормального функционирования предприятия и выполнения установленных заданий ОАО «Белкард» имеет следующую организационную структуру.

В соответствии с Уставом  открытого акционерного общества на предприятии создан выборный орган  – Наблюдательный совет, которому подотчетен руководитель  предприятия – директор. У директора в

 подчинении шесть  заместителей  и главный бухгалтер,  которые осуществляют руководство  шестнадцатью отделами и бюро  по направлениям производственно-хозяйственной  деятельности. Численность управления 307 человек. По качественному составу работников управления с высшим образованием 57%, со средним специальным 43%.

 Для более гибкой, мобильной перестройки производственных  циклов и оперативного управления  производством в условиях рынка  на заводе произведена реструктуризация производственных структур с созданием самостоятельных подразделений.

На базе механосборочных  цехов создано механосборочное  производство.

Кузнечно-прессовое производство объединило кузнечный, термический  участок и литейный участок. Цех кузнечно-прессового производства обеспечивает заготовками механосборочное производство. В вспомогательном производстве на базе инструментального, ремонтно-механического цехов и участка станкостроения создано инструментально-механическое производство, которое обеспечивает вышеуказанные цеха инструментом, оснасткой, производит ремонт оборудования.

На предприятии действует  энергосиловой цех, который обеспечивает производство всех видов энергии, производит ремонт и обслуживание энергопотребляющих и энергопроизводящих объектов.

Для улучшения организации  по содержанию, эксплуатации и ремонту  зданий, сооружений и коммуникаций создан ремонтно-строительный цех.

Ведение внешних и  внутренних перевозок производится транспортным цехом.

Кроме того, имеются специализированные участки по брикетированию стружки, нанесению полимерных антифрикционных покрытий, участок покраски карданных валов и т.д.

В заводоуправлении действуют  научно-технический центр, объединивший технические службы; служба маркетинга; экономическое управление; управление МТС; энергоцентр; управление труда, кадров и социального развития; централизованная бухгалтерия.

Руководит заводом директор, заместителями которого являются: главный инженер, заместитель директора по производству, зам. директора по коммерческим вопросам, директор научно-технического центра, зам. директора по качеству, зам. директора по информационной работе и социальному развитию. (Приложение Б)

       В настоящее время на ОАО "Белкард" разработан оптимальный ассортимент выпускаемой продукции, позволяющий полностью удовлетворить спрос и обеспечить бесперебойное снабжение потребителей. В 1989 году, для расширения номенклатуры более перспективных карданных валов и модернизации имеющихся на заводе было создано Головное конструкторско-технологаческое, а в 1996 году научно-технический центр, осуществляющий координацию работ конструкторско-технических служб предприятия по разработке и освоению передовых конструкций, технологий и материалов.

       Это позволило "Белкарду" за короткое время наладить выпуск карданных валов и передач для различных автомобилей на уровне европейских стандартов. Благодаря применению новых конструкционных материалов надежность перспективных карданных валов увеличилась в три раза. Если в 1991 году гродненский завод выпускал карданные валы 200 наименований, то теперь их- 900.

       На предприятии ассортимент товаров формируется на основании ассортиментного перечня. Устанавливается групповой ассортимент товаров и определяется число разновидностей каждого вида товара, наличие которых обязательно в связи с заявками покупателей

     Разработанные ассортиментные перечни ежемесячно подвергаются корректировке с учетом изменений покупательского спроса.

     Продукция, производимая на ОАО «Белкар» представлена в табл. 2.1

 

Таблица 2.1

Структура производимой продукции:

 

ПРОДУКЦИЯ ОАО "БЕЛКАРД" В 2007 ГОДУ

 

Карданные валы

    94,2 %

Крестовина на сбыт

    2,1 %

Карданные валы к с/машинам

    0,7 %  

Рулевые тяги

    2,1 %

С/шарниры

    0,9 %


Источник: [1]

ОАО "Белкард" сохраняет  лидерство на рынке в секторе  производства карданных валов для  грузовых автомобилей серии "Белкард-2000", производство которых начато в 2000 году.

Объёмы производства данных валов составили:

2005 г. – 35100 шт.  2006 г. – 94658 шт.  2007 г. – 110910 шт.   

В 2007 году наблюдается рост объёма производства промышленной продукции 110% относительно 2006 года. Рост объёма производства потребительских товаров на уровне 107%. Значения выпуска промышленной продукции по товарам-представителям представлены в таблице.

На предприятии ОАО  «Белкард» по способу установления существуют свободные цены, устанавливаемые  по соглашению сторон – продавцов  и покупателей.

Прибыль от реализации товарной продукции  за 2007  год составила 12883 млн. руб.                    

       Основные поставщики материалов (основных и вспомогательных), комплектующих и т.п. представлены в Приложении В.

       Основными потребителями продукции ОАО “Белкард” являются заводы по производству автомобильной, тракторной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, использующие карданные передачи и детали к ним в качестве комплектующих изделий. К ним относятся: Уральский автозавод (УралАЗ); Горьковский автозавод (ГАЗ); Камский автозавод (КамАЗ); Минский автозавод (МАЗ); Могилевский автозавод (МоАЗ); Минский завод колесных тягачей (МЗКТ); з-д Ударник г. Минск ; Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ); Белорусский автозавод (БелАЗ) г.Жодино; Минский тракторный завод (МТЗ); Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ);  Алтайский тракторный завод (Алттрак); Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ); Завод самоходных комбайнов; ПО Гомсельмаш; Челябинский з-д дорожных машин им. Колющенко (ЧЗЛ-Челпром); Брянский завод дорожных машин; Лидский опытный завод “Неман”; ПО ПП «Белкоммунмаш» г. Минск.

Информация о работе Себестоимости продукции как фактора конкурентоспособности на ОАО «Белкард» и изыскания резервов по ее снижению