Себестоимости продукции как фактора конкурентоспособности на ОАО «Белкард» и изыскания резервов по ее снижению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Для любого предприятия вопрос формирования себестоимости как комплексного обобщающего показателя, отражающего величину затрат на производство и реализацию продукции, имеет очень важное значение. С формирования себестоимости начинается процесс ценообразования, и в конечном итоге именно себестоимость является основой для исчисления прибыли предприятия. Совершенно ясно, что чем меньше будет величина себестоимости, тем шире будет диапазон возможных значений цены, что позволит предприятию более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке и, при прочих равных условиях, позволит ему получать большую прибыль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕЁ
РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………....6
Сущность себестоимости, её виды и факторы, на нее влияющие…………………………………………………………….6
Структура и показатели себестоимости ……………………………9
Методика анализа себестоимости продукции…………………….17
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
НА ОАО «БЕЛКАРД» …………………………………………………..20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия ОАО “Белкард” ………………………………………...20
2.2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции на
данном предприятии ………………………………………………….27
3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ………….......................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………

Файлы: 1 файл

Курсовая по специальности себестоимомсть Ходакова белкард.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономики  и управления на предприятии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПУТИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

Специализация «Экономика и управление на предприятии услуг»

 

 

 

Автор работы

 

 

 

 

Руководитель

Ст. преподаватель                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

1. СЕБЕСТОИМОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ  И ЕЁ

    РОЛЬ В СИСТЕМЕ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………....6

    1. Сущность себестоимости, её виды и факторы, на нее влияющие…………………………………………………………….6
    1. Структура и показатели себестоимости ……………………………9
    2. Методика анализа себестоимости продукции…………………….17

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

    НА ОАО «БЕЛКАРД»  …………………………………………………..20

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика

       предприятия ОАО “Белкард” ………………………………………...20

2.2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции на

       данном предприятии ………………………………………………….27

3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ………….......................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Показатели производственно  – финансовой

деятельности ..………………………………………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Схема управления ОАО  «Белкард»………………………………………..46

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Сведения о поставщиках  сырья и материалов…………………………….47

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Себестоимость произведенной продукции за 2007 год…………………..48

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Для любого предприятия вопрос формирования себестоимости как комплексного обобщающего показателя, отражающего величину затрат на производство и реализацию продукции, имеет очень важное значение. С формирования себестоимости начинается процесс ценообразования, и в конечном итоге именно себестоимость является основой для исчисления прибыли предприятия. Совершенно ясно, что чем меньше будет величина себестоимости, тем шире будет диапазон возможных значений цены, что позволит предприятию более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке и, при прочих равных условиях, позволит ему получать большую прибыль.

      Однако для того, чтобы эффективным образом влиять на себестоимость, необходима методическая база, которая позволяла бы получать достоверную, адекватную и точную информацию о величине затрат и о факторах, оказывающих влияние на затраты. Результативность принятых управленческих решений в сфере управления затратами будет различна в зависимости от методов, используемых при принятии этих решений.

В Республике Беларусь при калькулировании  учитываются все виды затрат, включаемые в себестоимость продукции, независимо от их вида: прямые затраты относятся непосредственно на конкретный вид продукции, а косвенные распределяются в пропорциональном отношении на основе выбранной базы. Полученная таким образом оценка содержит все виды затрат и представляет собой полную себестоимость. С позиции стоимостной оценки полученная при полной калькуляции величина себестоимости готовой продукции и незавершенного производства отвечает принципам точности и достоверности учета, но не является актуальной с точки зрения использования в управлении предприятием. Так, она не учитывает зависимости затрат от изменения объема производства продукции, что, в свою очередь, может привести к неправильному планированию финансового результата  и получению убытков.

Вышеизложенный материал подтверждает актуальность выбранной темы. Ведь в обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их достижения и недостатки. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

     Целью данной курсовой работы является изучение и проведение анализа себестоимости продукции как фактора конкурентоспособности на ОАО «Белкард» и изыскания резервов по ее снижению.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить сущность себестоимости и выявить факторы, на нее влияющие;
  2. ознакомиться с организационно-экономической характеристикой предприятия ОАО «Белкард»;
  3. провести анализ себестоимости продукции на данном предприятии;
  4. изыскать резервы снижения себестоимости.

     В качестве объекта  изучения  в данной курсовой  работе выступает ОАО “Белкард”, а предмета исследования – себестоимость продукции  и основные экономические показатели хозяйственной деятельности.

     Курсовая  работа состоит из трех глав.

     В первой  главе рассматривается сущность  себестоимости и ее виды, влияющие на себестоимость факторы, структура и показатели, а также методика анализа себестоимости продукции.

     Вторая  глава посвящена экономическому анализу себестоимости продукции на ОАО «Белкард». Здесь раскрываются особенности организационной характеристики предприятия, виды выпускаемой продукции, объем производства, прибыли; анализируется себестоимость выпускаемой продукции на ОАО «Белкард».

     В третьей главе нашли отражение мероприятия по снижению себестоимости на предприятии.

    При написании курсовой работы были использованы научные материалы таких авторов как: Горфинкель В. Я., Грузинов В. Л., Зайцев н. Л., Савицкая Г. В., Стражев В. И., Семенов В. М., Шишкин А. Ф.. Особенно хотелось бы отметить учебник ”Экономика предприятия” под редакцией Хрипача В. Я., в которой подробно освящены  вопросы  составления калькуляции, сметы затрат на производства  и учнебник “Экономика предприятия” под общей редакцией профессора Руденко А. И., в котором полно описаны основные источники и факторы снижения себестоимости. А также использовались практические материалы, первичные документы и годовые отчетыОАО “Белкард”.

 

 

 

 

1. СЕБЕСТОИМОСТЬ   КАК  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ,  И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1.Сущность себестоимости, её виды и факторы на неё влияющие

 

        В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек производства используется категория «себестоимость».

        Себестоимость соответствует бухгалтерским  издержкам, т.е. не учитывает  неявные издержки. С развитием предпринимательства в Республике Беларусь экономисты переходят от использования понятия «себестоимость» к использованию понятия «экономические издержки», но в настоящее время первое сохраняет свое значение.

        Себестоимость продукции предприятия – это вся сумма ее затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции. Себестоимость – это индивидуальные издержки производства. [16, c.94]

        Сущность себестоимости как экономической  категории состоит в том, что  она аккумулирует в денежной форме все затраты предприятия, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства материальных благ.

           По своей экономической природе  себестоимость является обособившейся  в денежной форме частью стоимости  и представляет фонд возмещения из совокупного продукта потребленных средств производства и средств существования работников предприятия. Разница между ценой (стоимостью) продукта и его себестоимостью составляет чистый доход предприятия.

           В хозяйственной практике используются различные виды себестоимости. Различают индивидуальную и отраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость – это затраты данного предприятия на производство и реализацию продукции. Отраслевая себестоимость – это затраты на производство и реализацию продукции в среднем по какой-то отрасли экономики. [16, c.96]

           Выделяют также зональную себестоимость продукции, которая представляет затраты на производство продукции в отдельной зоне или регионе. Исчисление зональной себестоимости характерно для стран с обширной территорией, характеризующейся наличием различных почвенно – климатических зон. Определение зональной себестоимости характерно для сельского хозяйства, добывающей промышленности, лесного хозяйства, так как в этих отраслях на себестоимость продукции существенное влияние оказывают природные факторы по зонам страны. [16, c.96]

           Различают производственную и коммерческую (полную) себестоимость продукции предприятия. Производственная себестоимость представляет затраты предприятия, связанные с производством продукции. Коммерческая себестоимость, кроме них, включает и расходы предприятия на реализацию продукции.

           Выделяют плановую и фактическую себестоимость продукции предприятия. Плановая себестоимость определяется на основе  научно обоснованных нормативов расходования материальных и трудовых ресурсов и является прерогативой внутрифирменного планирования. Фактическая себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности о реально протекающей производственной деятельности предприятия. На практике существует еще и провизорная себестоимость, которая исчисляется на основе производственных затрат за 9 месяцев текущего хозяйственного года. [16, c.97]

       Для  раскрытия роли себестоимости в хозяйственном механизме нужно рассмотреть функции, которые она выполняет. Первая функция состоит в том, что она является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду. Аккумулируя в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции, себестоимость является необходимой экономической формой возмещения этих затрат, основой простого воспроизводства материально – вещественных факторов производства, т. е. средств производства и фонда распределения по труду.

       Второй  функцией себестоимости является  то, что она выступает денежной  формой учета затрат на потребленные  элементы производственного процесса. Рациональное ведение хозяйства  требует строжайшего учета и контроля затрат труда. Учет и анализ затрат живого и овеществленного труда на производство того или иного продукта позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства. Для оптимального обеспечения потребностей расширенного воспроизводства общество должно умело  использовать каждый элемент совокупного общественного продукта. Для этого необходимо на каждом предприятии, в отрасли и в целом по народному хозяйству учитывать в отдельности количество необходимых для этого средств производства, величину затрачиваемого в процессе производства живого труда. [15, c.348]

       Следующая  функция себестоимости состоит  в том, что она является основой  ценообразования.

      Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции.

       На  этот синтетический показатель  оказывает влияние множество  факторов. Непосредственное влияние  на изменение уровня затрат  на рубль товарной продукции  оказывает 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первого порядка связи с этим результативным показателем:

  • изменение структуры выпущенной продукции;
  • изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
  • изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
  • изменение цен на товарную продукцию.

       Первый  фактор влияет на общую сумму  затрат через изменение средней  себестоимости обезличенной единицы  продукции в связи с увеличением  или уменьшением удельного веса  конкретного вида продукции (изделия, работы, услуги), которые имеют свою, отличную от других, индивидуальную себестоимость.

       Второй  фактор, непосредственно влияющий  на изменение затрат на рубль  товарной продукции, изменение  уровня затрат на производство  отдельных изделий, видов работ или услуг. Он включает все затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию единицы продукции и выражается в калькуляции в виде статей расхода.

       Остальные  два фактора выражают изменение  цен (и тарифов) на потребленные материальные ресурсы и выпущенную продукцию. [6, c.43]

Информация о работе Себестоимости продукции как фактора конкурентоспособности на ОАО «Белкард» и изыскания резервов по ее снижению