Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа
Для любого предприятия вопрос формирования себестоимости как комплексного обобщающего показателя, отражающего величину затрат на производство и реализацию продукции, имеет очень важное значение. С формирования себестоимости начинается процесс ценообразования, и в конечном итоге именно себестоимость является основой для исчисления прибыли предприятия. Совершенно ясно, что чем меньше будет величина себестоимости, тем шире будет диапазон возможных значений цены, что позволит предприятию более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке и, при прочих равных условиях, позволит ему получать большую прибыль.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕЁ
РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………....6
Сущность себестоимости, её виды и факторы, на нее влияющие…………………………………………………………….6
Структура и показатели себестоимости ……………………………9
Методика анализа себестоимости продукции…………………….17
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
НА ОАО «БЕЛКАРД» …………………………………………………..20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия ОАО “Белкард” ………………………………………...20
2.2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции на
данном предприятии ………………………………………………….27
3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ………….......................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………
Объемы потребления заводов конвейерного типа в 2007 году в процентном отношении представлены диаграммами. ( см. рис. 2.1. и рис. 2.2.)
Рис. 2.1Объемы потребления по Республике Беларусь
Для построения диаграммы использованы данные по прямым поставкам потребителям. Не учтены возможные параллельные поставки посредниками. Источник: [1]
Рис. 2.2 Объемы потребления по Российской Федерации
Для построения диаграммы использованы данные по прямым поставкам потребителям. Не учтены возможные параллельные поставки посредниками. Источник: [1]
Вторым основным потребителем являются
предприятия, входящие в
товаропроводящую сеть ОАО "Белкард".
В 2007 году их доля составила 22%.
В товаропроводящую сеть завода входят следующие предприятия:
Третьим потребителем карданных валов и запасных частей к ним являются центры сервисного обслуживания КамАЗ, ГАЗ, МАЗ, ВАЗ и др. Их доля в 2007 году составляет 12 %, т.е. существенно не изменилась по сравнению с прошлым годом.
К мелким потребителям продукции ОАО "Белкард" относятся:
В Республике Беларусь нет других производителей карданных валов. Что же касается конкуренции стран СНГ то предприятия, способные производить аналогичную продукцию, но в значительно меньшей номенклатуре (фактически специализирующиеся на определенных видах) и в меньшем объеме, расположены на Украине (г. Херсон, г. Чернигов) и в РФ (г. Ижевск, г. Сызрань, г. Куйбышев, Ульяновск).
По результатам анализа цены, качества продукции конкурентов они выигрывают в цене по сравнению с ОАО "Белкард", но проигрывают по производственным возможностям и техническому уровню, и в конечном итоге в качестве по совпадающей номенклатуре.
Валы карданные производства компаний Hardy Spiсer (Англия), Dana (США), GWB и Геленквелленверк Штадтильм (Германия), известные и широко применяемые большинством производителей автотехники, несмотря на непререкаемую репутацию, именно из-за своей высокой цены проникают на рынок СНГ в незначительных объемах и потому не могут создать какую-либо заметную конкуренцию отечественным производителям.
Серьезно начинают заявлять о себе производители Китая и Тайваня, которые создают реальную конкуренцию на вторичном рынке запасных частей легковой размерности карданных валов и крестовин. Эта продукция отличается малой ценой и, что подтверждают результаты заводских испытаний, крайне низким качеством.
Доля продукции ОАО “Белкард” на рынках СНГ составляет свыше 45%.
На основе вышесказанного
хочется отметить, что настоящее время завод ОАО”Белкард”
- это высокомеханизированное предприятие,
имеющее высокий производственный потенциал,
крупнейшее в Европе по изготовлению карданных
валов. Продукция завода в общем удовлетворяет
требованиям, предъявляемым к карданным
передачам в странах СНГ. Об этом свидетельствует
поставка продукции предприятия на ведущие
заводы, такие как МАЗ, МТЗ, Гомсельмаш,
КамАЗ, Алттрак и др.
2.2. Анализ себестоимости выпускаемой продукции на
данном предприятии
Анализ влияния факторов первого порядка на себестоимость продукции
В себестоимости находят свое выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Основными
задачами анализа
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости продукции на ОАО “Белкарде” проанализируем отчетные калькуляции, сравним фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым Приложение Г.
Для выявления влияния
факторов первого порядка на изменение
уровня себестоимости единицы
Ci = Ai / VВПi + Вi,
где Ci-себестоимость единицы карданного вала; Ai – сумма постоянных затрат; Вi-сумма переменных затрат на 1 карданный вал; VВПi-объём выпуска карданных валов, шт.
Таблица 2.1
Исходные данные для факторного анализа себестоимости карданных валов
Показатель |
По плану |
Фактически |
Отклонение от плана |
Объём производства, шт |
797831 |
804005 |
6166 |
Сумма постоянных затрат, млн.руб. |
43633 |
43060 |
-573 |
Сумма переменных затрат на 1 карданный вал, руб. |
54700 |
53600 |
-1100 |
Себестоимость 1 карданного вала, руб. |
109400 |
107200 |
-2200 |
Источник: собственная разработка автора на основе [1, прил.Г].
На основании модели (2.1) и данных таблицы 2.1 произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости 1 карданного вала методом цепной подстановки:
Спл = Апл / VВПпл + Впл = 43633000 / 797831 + 54700 = 109400;
Сусл1 = Апл / VВПф + Впл = 43633000 / 804005 +54700 = 108900;
Сусл2 = Аф / VВПф + Впл = 43060000 / 804005 +54700 = 108300;
Сф = Аф / VВПф + Вф = 43060000 / 804005 + 53600 = 107200.
где Спл – плановая себестоимость карданного вала,
Сусл1 - себестоимость карданного вала при фактическом выпуске в перерасчете на плановые постоянные и переменные затраты,
Сусл2 - себестоимость карданного вала при фактическом выпуске и постоянных затратах в перерасчете на плановые переменные затраты,
Сф – фактическая себестоимость карданного вала.
Тогда общее изменение себестоимости 1 карданного вала составит:
_Собщ = Сф – Спл =107200 - 109400 = -2200 ,
в том числе за счет изменения:
а) объема производства: _Сvвп = Сусл1 - Спл =108900 -109400 = -500 ;
б) суммы постоянных затрат: _Са = Сусл2 - Сусл1 =108300 -108900 = -600;
в) суммы удельных переменных затрат:
_Сb = Сф - Сусл2 =107200 – 108300 = -1100.
Результаты расчетов сведем в таблицу 2. 2.
Таблица 2.2
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение себестоимости продукции данного предприятия
Вид продук-ции |
Себестоимость 1 карданного вала, руб. |
Отклонение от плана, руб. | ||||||
план |
усл. 1 |
усл.2 |
факт |
Общее |
В том числе за счет | |||
Объема пр-ва |
Пост. затрат |
Перемен. затрат | ||||||
Карданный вал |
109400 |
108900 |
108300 |
107200 |
-2200 |
-500 |
-600 |
-1100 |
Источник: собственная разработка автора на основе [1, прил.Г].
Данные таблицы 2.2 показывают, что себестоимость 1 карданного вала ниже плановой на 2200 руб. или 2,0%. Таким образом снижение фактической себестоимости произошло главным образом за счет снижения переменных и постоянных затрат.
Так за счет недовыполнения плана по сумме условно-переменных затрат себестоимость одного карданного вала снизилась на 1100руб. или 2,0 %, а за счет перевыполнения плана по объему производства, себестоимость одной единицы снизилась на 500 руб. или 0,06%. А уменьшение суммы постоянных затрат привело к снижению себестоимости одного карданного вала на 600 руб. или 1,4%. Таким образом увеличение объема производства и снижения суммы переменных и постоянных затрат являются резервами снижения себестоимости.
Анализ материальных затрат на производство продукции
В структуре затрат на производство продукции на ОАО «Белкард» наибольший удельный вес занимают материальные затраты. Так в 2007 году в структуре затрат они занимают 29,0 %, недовыполнение плана составляет 1,7% (по плану доля затрат на сырье и материалы должна быть 30,7%).
Проведем анализ затрат на сырье и материалы. Сумма материальных затрат (МЗi) на выпуск продукции зависит от объема производства (VВПi), количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Цi):
МЗi =∑ VВПi * УРi * Цi. (2.2)
Таблица 2.3
Анализ материальных затрат на карданный вал
Наимено- Вание |
Объем выпуска продукции,шт. |
Кол-во расход-ых матер. на 1 кард. вал, кг |
Сред. цена еди- ницы мате- риала,руб |
Отклонение, млн. руб. | ||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
Об- щее |
В том числе за счет | |||
Объе- ма поизв. |
Расход матер |
Цен на сырье | ||||||||
Сырье и материалы |
797831 |
804005 |
34,8 |
34,6 |
1560 |
1323 |
6509 |
6844 |
-251 |
-84 |
Источник собственная разработка автора на основе [1, 8].
Затраты материалов на выпуск карданных валов (млн. руб.):
а) по плану ∑(VВПпл * УРпл * Цпл) = 797831 * 34,8* 1560=43312;
б) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции ∑(VВПф * УРпл * Цпл) = 804005 * 34,8 * 1560 = 43647;
в) фактически по плановым ценам
∑( VВПф * УРф * Цпл) = 804005 * 34,6 * 1560 = 43396;
г) фактически ∑( VВПф * УРф * Цф) = 804005 * 34,6 * 1323 = 36803.
Отсюда видно, что расход материальных затрат на выпуск карданных валов увеличился на 6509 млн. рублей, в том числе за счет увеличения объема производства карданных валов на 6844 млн. рублей (43647 - 36803) или 0,86%; за счет уменьшения удельного расхода материалов на 251 млн. рублей (43396 - 43647) и за счет снижения цен на сырье и материалы на 84 млн. рублей (43312 - 43396) или 5,4%.