Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
Широкий отклик здесь получила и негативная политика в мире. Резкая критика прозвучала из стран азиатского – тихоокеанского региона. Австралия и Новая Зеландия вовсе прервали связи с Францией по военной линии. Сожаления по поводу возобновления испытаний прозвучали из Канады и США, России и Латинских стран. Благодаря всем своим действиям в военно-политической сфере Франция показала свою самостоятельность. Это выразилось также в расхождении взглядов пол некоторым вопросам с НАТО и США. А усилия мировых государств повлиять на прекращение возобновления ядерных испытаний, не имело существенного значения.
После подписания Маастрихтских соглашений, позиции Франции в Европе значительно усилились, так как Ж. Ширак перешёл к своеобразному наступлению в Европе с нескрываемой целью превращения в реального политического лидера ЕС.
Наиболее ярко эта претензия Парижа проявилась, вероятно, в военном вопросе вслед за санкционированием ядерных испытаний в Тихом океане. Ж. Ширак проводит военную реформу и возвращает Францию в военную организацию НАТО.
Военная реформа, развёрнутая Шираком, предусматривает полный отказ Франции от призывной системы, а также резкое уменьшение численности вооружённых сил за счёт сокращения тех её контингентов, которые дислоцированы в Европе. Французская армия приобретает характер воинской группировки, приспособленной, прежде всего к ведению боевых действий за пределами Европы. Увеличится манёвренность частей и их насыщенность соответствующей техникой, уменьшится значение танковых частей, увеличится роль танковой авиации.
Решение о профессионализации армии и прекращении призыва, принятое Шираком в феврале 1996 года было закреплено законом от 28 октября 1997 года. Место призывников в соответствии с планом военной реформы должны занять кадровые военные и добровольцы. Этот закон открыл новую страницу в истории вооружённых сил Франции.
Военная реформа во Франции является отражением новой геостратегической реальности. Конец холодной войны изменил соотношение сил: угроза прямой атаки на западноевропейских территориях уступило место риску возникновения многочисленных локальных конфликтов, требующих немедленное вмешательство.
Заметное стремление Франции захватить лидерство в процессе объединения Европы. Для достижения этой цели Франция резко уменьшила свою политическую и экономическую активность на Востоке, а также в Тропической Африке. Все эти действия были обусловлены, прежде всего, процессом европейской интеграции.
Главные изменения, которые ждали бы Европу в случае, если бы до конца 2006 года общеевропейскую Конституцию приняли 4/3 из 25 государств членов:
1. Введение постов министра иностранных дел и президента ЕС.
2. Принятие ключевых решений в совете министров ЕС, не парализующих волю консенсусов.
3. Расширение полномочий Европарламента, который получает право утверждать ЕС.
4. Граждане ЕС получают право на референдум, для этого необходимо собрать 1 млн. подписей.
По результатом обработки всех бюллетеней против проекта во Франции проголосовали 54,87 % избирателей.
Страх избирателей подпитывался возможным присоединением Турции к ЕС, а также рядом экономических реформ. Самая не популярная их них реформа рынка услуг. Свободный рынок услуг, казался бы, улучшает перспективы найма на работу в самых благополучных странах ЕС для граждан из более бедных. Однако, подобная либерализация может привести к просто безработице среди граждан самых благополучных стран, то есть в той же Франции. В 2006 году безработица во Франции составляет 10,1 %. Не смотря на все усилия правительства, эти показатели не удалось снизить.
Таким образом, во время первого и второго срока во главе государства Жака Ширака его приоритетной политической линией являлось дальнейшее углубление процесса общеевропейской интеграции. Он проводил политику, направленную на учёт сложившегося положения в мире в результате крушения двухполюсной системы.
Но, что касается внутриполитической ситуации во Франции, то нельзя сказать, что она стабильная или спокойная. Массовые социальные волнения и протесты характерны и для Франции в 21 веке.
Экономика Британской империи после второй мировой войны еще более ослабла не только вследствие естественных последствий для воюющей страны, но и вследствие распада колониальной системы. В послевоенный период лейбористское правительство, предлагая программу возрождения «лицом к будущему», наилучший путь для ее реализации видела в постепенной эволюции в условиях смешанной экономики при повышении удельного веса государственной собственности. С этой целью:
Определенную роль в экономическом восстановлении Англии сыграло ее присоединение в 1948 г. к плану Маршалла, в соответствии с которым Англия получила 2351 млн. долл. в виде поставок и 337 млн. долл. в качестве займов. В период экономического кризиса 1949 г. США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что привело к уменьшению золотых и валютных резервов. Для приостановки утечки золота и валюты правительство Англии провело девальвацию фунта на 30,5%. Это ослабило его значение и укрепило позиции золота.
Довоенный выпуск промышленной продукции был достигнут Англией уже к 1948 г., но для нее была характерна крайняя неравномерность экономического развития. Если новые отрасли развивались быстрыми темпами, то старые традиционные отрасли - угольная, текстильная и др. - так и не смогли достичь к 1951 г. довоенного уровня.
Правительство консерваторов, возглавляемое У. Черчилем (1951 г.), предложило стране свою экономическую политику. Ее основными направлениями являлись:
В 50-е годы ускорилось экономическое развитие Англии. Это происходило в связи с отсутствием длительных и глубоких экономических кризисов, под влиянием НТР, требовавшей структурной перестройки экономики и изменения приоритетов капиталовложений.
В этот же период страна испытывала определенные трудности, связанные с демографической ситуацией и уровнем подготовки специалистов. Медленный рост рождаемости и изменения в возрастной структуре населения сочетались с недостаточной квалификацией рабочей силы. Англия имела самый низкий показатель уровня образования среди развитых стран: 80% населения завершало образование в 15 лет и только 15-17% 18-летней молодежи продолжало обучение в высшей школе (в США - 42%). В результате на рынке труда наблюдался избыток неквалифицированной рабочей силы и ощущалась нехватка профессионально подготовленных работников. В целом в первые послевоенные десятилетия экономика Англии развивалась в одном направлении с другими европейскими странами, но уступала по темпам экономического развития ФРГ, США и Японии.
60-70-е годы были периодом
противоречивого
Монополизация охватила практически все отрасли экономики, в том числе и принадлежащие государству. Впервые возникли монополии, капитал которых превысил 1 млрд. ф. ст. В 1969 г. из 20 крупнейших частных компаний в Западной Европе 8 были английскими. В угольной и сталелитейной промышленности весь объем производства был сосредоточен в двух государственных компаниях. Одна электротехническая компания производила 90% всего национального объема электроэнергии. Активно проходили процессы объединений и слияний. Английский капитал продвигался на международном уровне, он присутствовал в ряде крупнейших международных монополий - «Ройял Датч-Шелл», «Юниввелер» и др.
Одновременно с политикой «партнерства» с крупными корпорациями проводилась политика замораживания заработной платы в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов, сокращались ассигнования на социальные цели и вводились новые налоги на потребительские товары.
Общее экономическое положение страны в этот период было достаточно сложным. В Англии темпы прироста промышленной продукции были в несколько раз ниже, чем в других странах - 2,3% против 11,1% в Японии, 5,8% во Франции, 4,8% в ФРГ; непрерывно снижалась доля Англии в мировом промышленном производстве развитых стран - с 8,3% в 1965 г. до 5,8% в 1972 г. Распад колониальной системы, изменение глобальных социально-экономических процессов вынудили Англию переориентироваться во внешней торговле в направлении роста товарооборота со странами Западной Европы и США и войти в «общий ранок». Высокого уровня достигла инфляция. По отношению к 1965 г. индекс потребительских цен в 1971 г. вырос на 37%.
Лейбористское правительство
пыталось решить эти проблемы путем усиления
государственно-
Приход к власти в 1979 г. М. Тэтчер знаменовал совершенно новую для Англии экономическую программу - неоконсерватизм, опиравшуюся на свободное предпринимательство, личную инициативу, индивидуализм и отвергавшую жесткое государственное регулирование экономики. В основе программы реформирования методов государственного регулирования экономики лежали идеи экономического либерализма, предполагающие сокращение регулирующей функции государства и усиление значения рыночных механизмов.
Основными проблемами, требующими решения, были чрезмерное налогообложение с самыми высокими ставками в мире подоходного налога (от 33 до 83%), инфляция, чрезмерная экономическая власть в руках государства и профсоюзных лидеров. Поэтому правительство активно использовало политику монетаризма, сокращало государственные расходы и налогообложение, проводило приватизацию государственных предприятий.
С 1980 г. правительство приступило к проведению крупномасштабной денационализации государственных предприятий. Частным фирмам продавались богатые месторождения нефти, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты, телекоммуникации и предприятия газовой, сталелитейной и электроэнергетической отраслей промышленности. За период 19841987 гг. были приватизированы 9 концернов, что составляло 1/3 государственной собственности в промышленности. При этом в частные руки передавались только прибыльные предприятия.
Одновременно государственным компаниям были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Они были выведены из системы искусственного благоприятного климата. Резко сократилась доля капиталовложений в английскую экономику со стороны государственных органов - центрального правительства и местных органов власти. В начале 90-х гг. она составляла всего 25% против 50%, характерных для предшествующего периода. Не менее важным направлением экономической политики было развитие мелкого и среднего бизнеса, который стал в этот период новой силой в экономической структуре Англии.
Важным стимулом развития английской экономики явилось изменение налогового законодательства. Увеличились налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога на прибыль крупнейших корпораций была последовательно снижена сначала до 50, а затем до 35%. Были отменены также взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Одновременно правительство сделало акцент на косвенное налогообложение. Возросла ставка налога на добавленную стоимость (с 8% до15%), которым облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая бытовые услуги и медицинскую помощь. Удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета вырос с 34% в 1979 г. до 39% в 1981 г.
В целях снижения инфляции были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролироваться темпы роста денежной массы, повышена ставка процента, была сокращена численность государственного аппарата.
Реформы этого периода затронули и внешнеэкономическую деятельность. В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, просуществовавшие 40 лет. В начале 80-х гг. среднегодовой размер внешнеэкономических инвестиций частного капитала составлял в среднем 35 млрд. ф. ст. Основная часть английского капитала (4/5 от его общего объема) экспортировалась в развитые индустриальные страны с рыночной экономикой. Одновременно поощрялось вложения иностранного капитала в английскую экономику.