Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений. На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий, поэтому община сохранялась. Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и последние практически перестали быть свободными.
В отличие от обычных рабов это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды и грандиозные храмы.
К. Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.
Основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке на протяжение всего европейского феодализма. В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений, а крестьяне зависели от государства. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян — формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Не было классов, потому что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия — группы людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община. Древние общины составляли основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма.
Но экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономном развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным — общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости.
Следуя этой теории, слияние в единую общую массу не обеспечивает свободу и прогресс, а исключительно независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, выбирать собственный путь, иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве.
Рабство - наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина – рабовладельца. Раб не имел никаких прав и считался вещью, которой пользовались по личному усмотрению; лишенный средств производства и экономического стимула к труду, он работал только в результате прямого физического принуждения. Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, рабство получило широкое распространение. Как одна из форм эксплуатации и форм социальных отношений рабство существовало во многих странах в период феодализма и даже капитализма. Социально-экономические предпосылки рабства сложились в процессе разложения первобытнообщинного строя, связанном с ростом производительности труда в земледелии, животноводстве, ремесле и т.п., появлением прибавочного продукта, с возникновением частной собственности и имущественного неравенства. В центрах древних цивилизаций - Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии, Древней Индии, Древнем Китае и др., рабство и рабовладельческие отношения не получили значительного развития. Набольшего развития рабство достигло в Древней Греции и Древнем Риме. В IV - III вв. до н.э. состоялся переход от патриархального к классическому рабству, рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости, а общество в целом приобрело рабовладельческий характер. Это произошло в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии. Господствующим развитое рабство стало в большинстве областей Аппенинского полуострова только во II в. до н.э.
Формы рабства в различные исторические эпохи отличались большим разнообразием. Начальной, наиболее примитивной его формой было патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи. Это рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, легким приобретением ими статуса свободных.
Основными особенностями классического рабства были следующие:
Возрастание степени эксплуатации, ухудшение положения рабов, увеличение их численности обострили естественное противостояние рабов и их господ. Рабы теперь не только копили обиды и недовольство в своей среде, не только оказывали пассивное сопротивление (бегство, поломка орудий труда). Они поднимали грандиозные, "чисто" рабские многолюдные восстания, которые констатировали серьезное неблагополучие в римском рабовладельческом обществе. Восстания рабов жестоко подавлялись, однако они в значительной мере способствовали расшатыванию основ рабовладельческого строя. Это привело, в частности, к некоторому изменению правового положения рабов. В Древнем Риме в эпоху империи был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола их хозяев (осуждение убийства рабов, регламентация торговли рабами и т.п.).
Античное рабство с его высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту производства, созданию больших материальных ценностей. Переложение тягот физического труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, рабство изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые орудия труда и технические нововведения требовали ещё более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы не были заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н.э. рабовладельческое хозяйство клонится к упадку. Число рабов сокращается в связи с уменьшением их притока, ростом числа вольноотпущенников. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельческого способа производства.
Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.
Ксенофонт одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он — сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой». Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия». В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы применения материальных стимулов). Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять определенную потребность человека, (т.е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью). Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником ростовщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа.
Другой античный мыслитель — Платон, ученик Сократа, разработал проект идеального государства. Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру:
Платон пропагандировал уничтожение частной собственности. Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т.е. его нельзя было продавать или покупать. Так же не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.
Наиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона — Аристотель. Он тоже был сторонником рабовладельческого общества и дальше разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):
Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.
Хозяйственную деятельность Аристотель относил к хрематистике и экономике. Хрематистика — искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной. Экономика по Аристотелю, это — создание «истинного богатства». Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку удовлетворяет жизненные потребности. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.
Аристотель отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости. Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными.
История Древнего Рима – один из этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества. Рим был основан в 754-753 гг. до н.э. в виде небольшого поселения, расположенного в средней части Апеннинского полуострова, на реке Тибр. Первоначально римское население жило в рамках первобытной общины. Члены ее занимались исключительно земледелием из-за климатических и почвенных условий. Постепенно римская община разложилась. На её развалинах возникло рабовладельческое государство в виде Римской аристократической республики. Её могущество окрепло в результате пунических войн, которые продолжались с середины III в. почти до середины II в. до н.э. Эти войны Рим вел против крупного североафриканского рабовладельческого государства Карфагена (карфагенян римляне называли пунами). Карфегенская держава потерпела поражение, а город Карфаген – полностью разрушен.
Главным источником рабства в Риме были войны. Завоевывая какую-либо страну, римляне часть ее жителей убивали, другую — обращали в рабство. Особенно много было обращено в рабство после пунических войн. Сотни тысяч карфагенян и других жителей средиземноморских стран стали римскими рабами. Источником рабства были также долговая задолженность, наследственное рабство, морское пиратство.