Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
Вся эта внушительная масса рабов делилась на две основные группы: рабов городских и рабов сельскохозяйственных. Среди городских рабов были представители самых разнообразных профессий: ткачи, носильщики, повара, телохранители, учителя, актеры, музыканты, переписчики. Значительное количество рабов использовалось для работы в ремесленных мастерских, в рудниках и каменоломнях. Основная масса рабов была занята в сельском хозяйстве, имевшем в римской экономике доминирующее значение, в отличие от хозяйства Древней Греции, в котором ведущее место занимали ремесла и торговля. На базе рабского труда в Риме возникло большое количество обширных рабовладельческих хозяйств — так называемых латифундий (от latus— обширный и fundus — имение). Рабовладельческие латифундии, вследствие дешевизны рабского труда производили продукты с меньшими издержками, чем мелкие хозяйства свободных крестьян. Это вело к разорению свободного мелкого италийского крестьянства, которое вытеснялось, попадало в рабство или пополняло ряды нищенствующих слоев городского населения — люмпен-пролетариата.
Положение рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве было крайне тяжелым. Рабовладельцы держали их впроголодь, клеймили, безнаказанно били и убивали. Работали рабы под наблюдением надсмотрщиков, подгонявших их плеткой, а на ночь рабов запирали в тюрьмах. Рекомендовалось более заботливо относиться к скоту, чем к рабам. Рабы должны либо работать, либо спать — отдыхать днем им не полагалось.
Жестокая эксплуатация громадного количества рабов в Древнем Риме позволила поднять на новую ступень его хозяйство. Широко развивались разнообразные отрасли сельского хозяйства: животноводство, садоводство, виноградарство, зерновое производство (пшеница, ячмень, просо). Серьезные успехи были достигнуты и в области ремесла. Значительное развитие получил горнорудный промысел. Рост ремесла приводит к его географической специализации. Так, в г. Капуе было сосредоточено производство медной посуды, ведер, канатов, в г. Тарквинии — текстильные изделий. В г. Путеолы — железа и оружия. В самом же Риме преобладало кожевенное и текстильное производство. Довольно высокий уровень ремесла, концентрация богатства и дешевой рабочей силы рабов создали условия для развертывания многообразной строительной деятельности. В Риме и в других городах сооружаются дворцы, храмы, цирки, бани, водопровод — одно из самых замечательных достижений римской материальной культуры, многоэтажные здания.
Рабовладельческое хозяйство сохраняло в основном натуральный характер. Тем не менее развитие сельского хозяйства и ремесла не могло не способствовать оживлению внутренней и особенно внешней торговли. Торговали не только рабами, но и различной продукцией. Римляне мало вывозили, но много ввозили (главным образом из завоеванных стран). Из захваченных провинций привозили преимущественно предметы роскоши. В качестве денег все чаще стала выступать металлическая монета.
На базе применения огромной массы рабского труда Рим достиг значительного хозяйственного и культурного развития, хотя, конечно, надо учитывать, что тормозило развитие техники производства оставалось на самом низком уровне. Основной двигательной силой в Древнем Риме, как и в Древней Греции, была физическая сила рабов, а не сила орудия труда.
Поскольку крупное рабовладельческое производство стало экономически невыгодным, римские рабовладельцы начали отпускать на волю значительные группы рабов, труд которых уже не приносил доходов. Латифундии дробились на мелкие земельные участки, к которым стали прикреплять рабов, отпущенных на волю. Это был новый слой мелких производителей, занимавших промежуточное положение между свободными и рабами и имевших некоторую заинтересованность в результатах своего труда. Они назывались колонами и являлись предшественниками будущих средневековых крепостных. Так в недрах рабовладельческого общества зарождались элементы нового, феодального строя. Класс рабовладельцев превращается в класс феодалов.
Разложению римского рабовладельческого хозяйства способствовало обострение классовой борьбы. Восстания рабов переплетались с борьбой эксплуатируемых мелких крестьян против рабовладельческой верхушки, крупных землевладельцев.
Феодализм как система утвердился у народов, как входивших в Римскую империю, так и никогда не знавших рабовладельческой экономики. Античная система сформировалась в середине первого тысячелетия до н.э., феодальная - примерно через тысячу лет. За это время в хозяйственной и духовной жизни народов появилось много важных новшеств. Среди них было два, обладая которым любой народ мог перестроить свой общественный строй на дальний лад: в материальной жизни тяжелое (рыцарское) вооружение, в духовной – единобожие. В этих условиях можно было перейти и от античного рабовладения, и от общинного строя к такой системе, где одни трудятся, другие воюют, а третьи молятся, т.е. к феодализму. Именно эти достижения античности переняли у Римской империи германские и исламские народы, заселившие в первом тысячелетии до н.э. большую часть Европы. Они создали целый ряд государств: королевства Линков (современная Франция), англо-саксов (Британия), лан-ардов (Италия), славян - западных (Польша, Чехия) и восточных (Киевская Русь) и др. В рамках этих государств и происходило становление феодальной экономики. Трудились здесь главным образом свободные крестьяне-члены сельских общин, а управляли короли, опиравшиеся на военную дружину, которая играла роль и гвардии, и генштаба, и правительства.
Государственные повинности и дани превратились в феодальную ренту главным образом путем создания служилого войска, когда воины служат не за натуральный, а за земельный паек (королевским дружинникам раздаются земли и права на повинности и дани проживающего там населения). Этот процесс сильно подтолкнула необходимость защиты от нашествий арабов - в государство франков, скандинавов - в Британию, венгров - в Германию. Для отражения нашествий королевская власть повсеместно создавала тяжеловооруженную конницу путем перевода дружинников на земельный паек. Таким образом возникли феодалы; свободные крестьяне стали зависимыми; дани и штрафы – превратились в барщину и оброк.
В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяйства явилась почти универсальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на его различных стадиях. Непосредственный производитель при феодализме – нечто среднее между рабом и свободным фермером, он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер.
Внеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: отработочной (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Однако размер ренты установлен раз и навсегда: взяв с крестьянина лишнее, можно, затронув семенной фонд, поставить под угрозу урожай будущего года. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.
В этих условиях требовалось не только принуждение, но и моральное стимулирование труда. Моральный стимул давала религия (единобожие), в различных формах повсеместно господствовавшая при феодализме.
Феодальное хозяйство было построено на более жестком функциональном разделении труда, чем рабовладельческое, где крестьянин был одновременно и воином. Здесь военное дело было монополией феодала, а монополией крестьянина являлся труд. Молитва была монополией духовенства. Сословные перегородки были непреодолимы: человек уже от рождения считался благородным (феодал) или подлым (т.е. несущим повинности – это крестьянин). Каждое сословие точно знало свои права и обязанности, но в этих пределах человек был свободен, большего, чем полагалось, от него никто не мог потребовать. Это давало непосредственному производителю определенную социально-экономическую защищенность и психологическую устойчивость: хотя он и зависел от феодала, но был защищен своей сословной принадлежностью от произвола. Осознание этого способствовало к формированию в феодальном обществе личностей, хотя и угнетенных, но исполненных человеческого достоинства. В этом заключалось очень важное условие того, что феодализм сумел обеспечить хозяйственный прогресс.
Типы феодального хозяйства
Управление феодальным хозяйством носило, как правило, децентрализованный характер. Феодальное поместье имело функции не только экономического, но и государственного управления. Феодал (сеньор глава поместья) сам творил суд над подвластным населением, санкционировал брачные отношения и т.д. Юридическое положение поместья в феодальной системе могло быть различным:
Единой экономической базой была феодальная рента.
Ранний европейский феодализм обходился без городов и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и начинают быстро расти. В первую очередь оживают города, построенные римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь. Причиной возникновения и быстрого роста городов было отделение ремесла от земледелия. Развитие ремесла шло по пути его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но теперь появляются мастера оружейники, мастера по изготовлению доспехов и т.д. И этим "узким специалистам" уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок. С другой стороны, растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому что феодала уже не удовлетворяют грубые изделия домашних ремесленников. Им требуются тонкие шерстяные ткани, а их производство невозможно наладить в феоде. Ставший ненужным феодалу ремесленник, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народа, на пересечении дорог, под стенами монастырей, куда стекается много паломников. На этих местах и начинают расти города.
В города бегут крепостные крестьяне. По закону крестьянину достаточно было прожить в городе один год и один день — и он становился свободным. В городах часто свирепствовали эпидемии холеры и чумы. Но они давали свободу, и люди туда стремились.
В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ремесленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей. Поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, города имели огороды и поля.
Первое время город находился под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы далее сами старались "организовать" города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами: горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими ту же площадь. Феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.
Но в том же XI в. повсеместно начинается борьба городов за свою независимость от феодалов. В этой борьбе побеждали города. Их крепостные стены не уступали стенам феодального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами ковали оружие, в том числе и для феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью: короли стремились ослабить могущество крупных феодалов.
Города добивались независимости, становились городами-коммунами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел войны, чеканил свою монету, т. е. действительно наступал как самостоятельное государство. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.
Города были явлением, чуждым феодализму. Здесь не было феодального землевладения и феодальной ренты. Если основой феодальных отношений было натуральное хозяйство, то города были островками товарного производства и торговли. Города не случайно с самого основания противостояли феодалам: из третьего сословия здесь вырастала буржуазия, которой суждено было прийти на смену феодалам. Независимые города назывались "коммунами". Здесь зрели идеи правового равенства граждан, находившие отражение в цеховых уставах и выборности правящих органов, те идеи, которые потом составят правовую основу буржуазных революций.
Развитие ремесла шло по пути его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но в период феодализма появляются мастера оружейники, мастера по изготовлению доспехов и т.д. И этим "узким специалистам" уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок. С другой стороны, растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому что феодала уже не удовлетворяют грубые изделия домашних ремесленников. Им требуются тонкие шерстяные ткани, а их производство невозможно наладить в феоде. Так создаются города, а в городах если ты один, без чьей-либо защиты, – тебе не выжить, ты вне закона. Поэтому западноевропейское средневековое ремесло преимущественно цеховое. Цех был корпорацией ремесленников определенной специальности (пекарей, башмачников, ткачей). Такие объединения были необходимы для защиты ремесленников от конкуренции со стороны, для достижения равенства между ремесленниками, для защиты его членов от остального мира. В городе можно было существовать только в качестве члена какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. Цеха защищали своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр. Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую (обычно в своем доме), где работал с несколькими подмастерьями и учениками. Одной из задач цехового устройства было достижение равенства между мастерами. Чтобы не было конкуренции, все мастера были обеспечены работой и каждый имел "приличное его положению существование", цеховые уставы строго регламентировали производство, ограничивая его размеры. Ограничивалось количество учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер. Каждый мастер мог приобретать лишь ограниченное количество сырья. Если он превышал; норму, лишнее должен был передать товарищам по цеху. Цена продукции также определялась уставом. Всякий человек, который хотел заниматься ремеслом, был обязан вступить в цех. Для этого он должен был несколько лет работать учеником у одного из мастеров, затем еще несколько лет работал за плату подмастерьем. Только после этого его могли принять в мастера. Но для этого он должен был изготовить шедевр, т. е. сдать экзамен на звание мастера; устроить пир членам цеха; предъявить определенную сумму денег, которая считалась достаточной для организаций своего дела. Так же появляются "закрытые" цеха, которые не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его место. Появляются "вечные подмастерья", которые уже не имеют надежды стать мастерами. Принцип равенства в цехах не распространялся на подмастерьев.