Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
В 30-х и особенно 40-х годах 19 в. в основных отраслях английской промышленности окончательно победило фабричное производство, еще в 1830 г. даже в наиболее развитой отрасли производства – хлопчатобумажной промышленности – число ручных станков в 3 раза превышало число механических станков. В последующие два десятилетия ручное ткачество почти совершенно исчезло. Такой же процесс происходил и в других отраслях производства. Этому способствовали следовавшие одно за другим технические изобретения. В частности, в текстильной промышленности большую роль сыграл автомат, обеспечивший механизацию прядильных процессов. Ширилось применение паровых машин. В текстильной промышленности мощность паровых двигателей возросла с 1834 по 1850 г. в 3,5 раза. Быстрыми темпами шла концентрация производства, увеличивались размеры фабричных предприятий. Другой важной чертой промышленного развития Англии этих лет был быстрый рост тяжелой промышленности. За 17 лет – с 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828г., втрое сократило расход топлива на 1 m металла и, что было еще важнее, позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, которые в изобилии имелись в Англии, но раньше применялись только для отопления. Англия, зависевшая до того времени от привозного металла, сама стала его вывозить в больших масштабах. За двадцать лет - с 1826 по 1846 г. - вывоз железа и чугуна из Англии увеличился в 7,5 раз. В 1839 г. в Англии было добыто угля в 4 раза больше, чем во Франции, Бельгии и Пруссии, вместе взятых.
Для промышленного развития Англии характерен быстрый рост машиностроения и станкостроения. Создание точных и высокопроизводительных строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков облегчило труд и улучшило качество продукции. Английские станки и машины по своему качеству и дешевизне не имели равных. Англия стала поставщиком машин для всех стран мира.
Огромное значение для английской экономики имело развитие транспорта, в особенности железных дорог. После 1830 г. в Англии началось быстрое строительство железных дорог. К 1850 г. длина ее железнодорожной сети достигала почти 10 тыс. км. Железные дороги ускорили превращение английской экономики в единое целое и облегчили включение отдельных районов страны в мировую торговлю.
Завершение промышленного переворота выдвинуло Англию на первое место в мировом промышленном производстве и торговле. Английский вывоз увеличился с 1830 до 1849 г. более чем в 4 раза. Он почти целиком складывался из фабричных товаров. Напротив, ввоз состоял в основном из промышленного сырья для фабрик и продуктов продовольствия для населения. Англия превращалась в промышленную «мастерскую мира».
Промышленное развитие вело к росту городского населения. В 1851 г. более трети населения Англии проживало в крупных городах, в то время как в крупных городах Франции жило в эти годы только 10,5% населения.
Процесс индустриализации находил отражение и в постепенном сокращении удельного веса сельского хозяйства в экономике страны. Вместе с тем быстрое развитие промышленности и городов стимулировало спрос на продукты сельского хозяйства и ускоряло перестройку сельского хозяйства на капиталистических началах. В результате огораживаний вся общинная пахотная земля к 30-м годам XIX в. перешла в собственность крупных землевладельцев; в последующие десятилетия были огорожены и перешли в собственность лендлордов также и общинные пустоши. Концентрация земельной собственности достигла огромных масштабов в середине 30-х годов в руках 35 тыс крупных землевладельцев сосредоточилось около половины всего земельного фонда страны.
Земельный собственник – лендлорд, не вел собственного хозяйства, а сдавал землю в аренду, преимущественно крупными участками. Вложения капитала в подобные предприятия были под силу только состоятельным людям. Фермер-арендатор хозяйничал вполне по-капиталистически. Он нанимал рабочую силу и был тесно связан с рынком. В 1851 г. количество сельскохозяйственных рабочих в Англии составляло 1442 тыс.; в среднем на каждую ферму приходилось около 10 рабочих. В сельском хозяйстве широко применились передовые методы агрикультуры: многопольная плодопеременная система, дренаж, удобрения и сельскохозяйственные машины.
1. Предпосылки реформ.
Реформы Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России:
2. Причины реформ.
3. Цели реформ.
4. Особенности реформ.
5. Социальная база реформ.
6. Противники реформ.
7. Причины сопротивления реформам.
8. Реформы и их краткое содержание.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РЕФОРМА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕФОРМА
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА
ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФОРМА КУЛЬТУРЫ И БЫТА
9. Результаты реформ и их оценка.
Значение реформаторской деятельности Петра I оценивается двояко: с одной стороны, реформы имели позитивное значение для развития России, с другой стороны, имели негативные последствия.
ПОЗИТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
НЕГАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ