Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Экономика".
Особенность экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром 1 Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия. В промышленной политике прослеживаются два этапа: 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна; с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы. На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.
Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.
Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.
Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, поэтому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями прежде всего армию.
При Петре I в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.
В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой. На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать началом капиталистических отношений в России.
Под промышленным переворотом (или промышленной революцией) понимают переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве, к экономике индустриального типа.
Согласно марксистскому подходу, промышленный переворот – это исторический период, в течении которого осуществлялся переход от ручного труда к машинному и утверждение в масштабах национальной экономики фабрично-заводского производства. При этом выделяют две стороны промышленного переворота: техническую – переход от ручного труда к машинному и социальную — формирование общественных классов, связанных с фабричным производством (наемные рабочие и буржуазия).
Конец XVIII-начало XIX в. время, когда в большинстве стран Европы произошел промышленный переворот. Начинается этап в развитии экономики, который называют индустриальным, или машинным. Это название указывает на то, что машины все более широко внедряются в производство и вытесняют ручной труд. Машины превращаются в некую, самоценность, машинная индустрия занимает важнейшее место в жизни общества, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус. Динамика, технический прогресс являются основой жизни цивилизации нового типа.
Все возрастающая скорость технического прогресса возможна только благодаря постепенно формирующемуся тесному союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели.
Промышленный переворот имел следующие последствия:
В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI в, Испанию, в XVII в. Голландию, в XVIII в. Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары. Невиданные в истории массовые европейские армии и морские флоты, где служили сотни тысяч человек, породили специфический массовый спрос на английские стандартизованные изделия (ткани определенных сортов для униформированной одежды солдат разных родов войск, форменные пуговицы, сапоги, каски, стандартные штыки, ружья и боеприпасы одинакового калибра и т.д.). Особенно возрос спрос на хлопчатобумажные ткани для пошива белья. Английская хлопчатобумажная промышленность рождена британской колониальной империей (хлопок из английских колоний Индии и Северной Америки) в упорной конкурентной борьбе с шерстяной отраслью, победу над которой удалось одержать благодаря более высокому спросу и низким ценам.
Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сначала механизировали процесс хлопкопрядения. Поскольку пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изобретен в 1785 г. Э. Картрайтом. Новый станок, заменявший до 40 ткачей, потребовал более 30 лет для своего широкого внедрения в производство, что объяснялось высокой поначалу его ценой и сопротивлением ткачей, труд которых он заменил.
После механизации прядения и ткачества возникла потребность в создании универсального двигателя, не зависящего от сил природы. В том же году построили первую прядильную паровую фабрику. Паровая машина получила действительно универсальное применение в промышленном производстве, а несколько позже и на транспорте.
Применение машин вызвало резкое повышение спроса на металл. Развитие металлургии сдерживалось недостатком древесного угля, а при использовании каменного угля получался металл низкого качества. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая давала сталь из чугуна при помощи минерального топлива, а изобретенные им же прокатные вальцы позволили получать металлические изделия нужной конфигурации. Производительность труда в металлургии благодаря этим изобретениям повысилась в 15 раз.
Прогресс металлургии, в свою очередь, способствовал быстрому развитию английской каменноугольной промышленности. В шахтах появились рельсовые пути («трамвай») для конной вывозки угля. Сочетание рельсов и паровой машины дало железную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а железная дорога в 1824 г., а механизированный водный транспорт на базе изобретенного американцем Р. Фултоном парохода появился еще раньше. Появление железных дорог и создание на их основе стабильных коммуникаций между различными экономическими районами и отраслями промышленности вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни страны.
Одной из последних проблем промышленного переворота стало фабрично-заводское сооружение самих машин: возникла совершенно новая отрасль промышленности машиностроение. Этому способствовало создание основных типов металлорежущих станков токарного (Г. Модели, 1798 г.) и строгального (Брам, 1802 г.). Созданием фабричного машиностроения (первая половина XIX в.) и завершился переворот в технологической сфере экономики Англии. Если в 1800 г. в Англии работало 320 паровых машин, то через четверть века уже 15 тыс.
Переворот произошел не только в технологической сфере: в Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые промышленные центры и в середине XIX в. почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант. Промышленный переворот, как переход от мануфактурной к машинной, фабричной, стадии производства, явился подлинной революцией, которая происходит в истории каждой страны только однажды.
Особенности индустриализации Франции.
Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии. Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, как в Англии, а банкиры, чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране, изобиловавшей банками, не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит.
Не способствовала промышленному перевороту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имела континентальная блокада Англии, упорно проводимая Наполеоном. Предпринятая с целью подорвать промышленность Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья, что серьезно задержало промышленный переворот.
К тому же специфическое производство значительной части французских мануфактур (предметы роскоши, дорогая мебель и убранство и пр.) значительно труднее поддавались механизации, чем рассчитанные на широкий рынок отрасли английской промышленности. Весьма уступала английской и французская инженерная мысль. Все же в 1830-1840 гг. механизация текстильного производства началась, стала развиваться благодаря железнодорожному строительству и тяжелая промышленность. Число паровых двигателей увеличилось в это двадцатилетие более чем в 7 раз, длина железнодорожной сети более чем в 9 раз, добыча угля и выпуск чугуна, переработка хлопка более чем в 2 раза, но сами объемы производства были слишком незначительными.
Завершение промышленной революции во Франции произошло, уже в 50-60 гг. Проводившая активную внешнюю политику империя Наполеона III широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности. Оживилась французская инженерная мысль. На всемирной выставке 1851 г. в Лондоне французская техника заняла второе место после английской.
Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была проведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров).
В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну.
Становление машинной индустрии в Германии.
Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других странах Западной Европы, господстве феодализма и отсутствии единого государства. Внутри страны, раздробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое объединение страны лишь в 1871 г., с образованием Германской империи.
Переход от феодального к буржуазному общественному строю в Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции. Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства (юнкеров), которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией.
Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран Англии, Голландии и даже Франции. Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была весьма слаба, подавляющее большинство промышленных изделий производили ремесленные цехи, влачившие жалкое существование, но в то же время препятствовавшие рационализации производства.