Шпаргалка по "Институциональная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

1.Формирование институционализма (ранний институционализм)
2. Традиционный институционализм
3. Новый институционализм
4. Норма как категория науки об экономике. Структура нормы. Виды норм
5. Теория общественного выбора. Норма как результат общественного выбора.
6. Рациональность как норма поведения
7. Правила и институты, функции и виды институтов
8. Институциональная среда и институциональные соглашения
9. Контракты и их классификация

Файлы: 1 файл

инст эк шпоры.docx

— 100.88 Кб (Скачать файл)

Донор

 

Рыночное соглашение

Гражданское соглашение

 

Продавать

«Реалист»

«Оппортунист»

 

Сдавать

«Наивный»

«Солидарный»


Мы видим высокую степень неопределённости  во взаимоотношениях индивидов по поводу сдачи крови. А) Донор, Б) Постоянный наблюдатель. Донор – либо продаёт кровь, либо сдаёт её бесплатно. Наблюдатель оценивает действия донора, на основе рыночного или гражданского соглашения. В данной модели неопределённость, или непонимание возникает в 2ух точках(«Наивный» и «Оппортунист»).

  1. Компромисс – соотношение соглашений при которм снимаются противоречия между требованиями различных соглашений. Например, рекламная компания пива предполагает поиск компромисса между рыночными соглашениями и соглашения об общественном мнении.

 

6.Рациональность, как норма поведения.

Типология поведения(4 идеальных типа поведения):

  1. Ценностно-рациональное – использование условий и средств для достижения заданных извне целей. Например, религиозные, эстетические, идеологические ценности идр.
  2. Целерациональное – продуманное использование средств и условий для достижения поставленной цели.
  3. Традиционное – цели и средства заданы извне, они носят традиционный характер, в основе такого поведения лежит длительная привычка, обычай.
  4. Аффектное поведение – цели и средства не выделяются, поведение обусловлено эмоциональным состоянием.

По мере движения от 4ого типа поведения к первому типу процедура принятия решений ужесточается и усложняется, за счёт увеличения объёма принимаемой во внимание информации, совершенствования её обработки. Объём используемой информации зависит от издержек на её поиск, т.е. речь идёт об ограничениях и величине издержек на поиск информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Правила и институты.

В экономической теории показано, что ограниченно рациональный индивид стремится экономно использовать имеющиеся у него ресурсы для максимизации выгоды. Это относится и к его деятельности, т.е. в принятии им решений. Для этого он широко использует «эвристики».

Эвристики – сохранившиеся в памяти готовые модели(шаблоны) рациональных действий.

Стандартная схема применения эвристики: идентификация ситуации => подбор шаблона для ситуации=> действие соответствующее шаблону.

Такие шаблоны выработаны на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, другими словами они ещё могут быть получены в процессе обучения, либо тренировок, либо переняты путём наблюдения за действиями других. Если применяется такая схема – то экономятся усилия, время, ресурсы. Такие решения применяются интуитивно, этот вывод подтверждается теорией неосознаваемого мышления. В соответствии с главной теорией решения принимаемые неосознанно в сложных ситуациях. В сложных ситуация оказываются наиболее качественными/правильными. Неосознанное мышление усиленно справляется со взвешиванием большого числа факторов, имеющих разное значение, что и требуется при принятии решения.

Таким образом, эвристики – это правила принятия решений, но правила есть и в других сделках, мы следуем им в быту, в политике, в бизнесе и т.д. Общая логическая модель любого познания, любого правила.

Компоненты логической модели принятия решений:

  1. Ситуация – определяет условия, в которых действуют правила.
  2. Действия – предписывающая, запрещающая или разрешающая(содержание правила).
  3. Индивид – это адресат, к которому относятся правила, тот кому адресуется само правило.
  4. Гарант правила – субъект, применяющий санкции к нарушителю правил.

Таким образом правила – это модели поведения, за нарушения которых налагаются санкции. Различают 2 типа правил: внутренние правила(нельзя определить является ли повтор действия следствием осуществлением какого-либо правила, или каждый субъект не нужно заставлять следовать правилам), внешние правила(предполагается следование правилам, т.к. нарушение их влечёт за собой наложение санкций каким-либо индивидом).

В соответствии с этим выделяют 2 больших класса правил, которые различаются по механизму принуждения к исполнению. Механизм принуждения правила к исполнению – это совокупность состоящая из гарантов и правил действий, регулирующих применение санкций к нарушителям базового правила. По этому признаку множество правил подразделяются на:

  1. Правила в которых гарант нормы совпадает с адресатом. Такие правила называют привычками, стереотипами поведения, либо ментальными моделями поведения. Для таки правил свойственен внутренний механизм поведения, внутренние побуждения к исполнению, т.к. санкции налагает на себя сам адресат.
  2. Правила в которых гарант нормы не совпадает с адресатом.

Институт – это правило или совокупность правил, имеющих внешний механизм принуждения индивида к исполнению. Существование института свидетельствует о том, что действия людей зависят друг от друга и влияют друг на друга. Вместе с тем естественный механизм приводит к схожему результату. Таким образом одно и то же наблюдаемое поведение может быть следствием рационального выбора, механизм принуждения правила может быть охарактеризован следующим образом.

Схема действия механизма принуждения правил к исполнению:

  1. Гарант правила – наблюдает за поведением адресатов, сопоставляет их действия с моделью поведения определяемым правилом.
  2. В случае обнаружения отклонения фактического поведения индивидов от модельного гарант определяет соответствующую санкцию.
  3. Гарант применяет санкцию к индивиду.

Вместе с тем гарант может не только наблюдать, но и получать информацию от других субъектов. Компоненты действия механизма правил к исполнению: гарант правил(эта роль может исполняться любым членом группы, в котором действует институт; любым индивидом либо несколькими индивидами, непосредственно специализирующихся на выполнении функции гаранта; комбинированный поход).

Модель поведения адресата в правилах может быть:

  1. Зафиксированная в виде текста
  2. Существующая только в памяти людей
  3. Комбинированный подход.

Сопоставление фактического поведения с реальным осуществляется гарантом правил на основании:

  1. Исходя из собственного усмотрения, собственного понимания того что представляет собой требующее наказания отклонение от нормы.
  2. В соответствии с определёнными точными правилами.

Выбор санкции:

  1. Может быть осуществлён в соответствии со дискреционным решением гаранта.
  2. Предписывается некоторым правилом.

Империческая классификация санкций:

  1. Общественное осуждение.
  2. Официальное порицание.
  3. Денежный штраф.
  4. Силовое прекращение начатого действия.
  5. Силовое принуждение
  6. Ограничение нарушителя в некоторых правах.
  7. Лишение свободы.
  8. Смертная казнь.

Вместе с тем могут существовать и поощрения, одобрения за соблюдения правил, премии, бонусы и т.д.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САНКЦИЙ

Выбранная санкция может:

  1. Непосредственно налагаться на месте самим гарантом.(административное правонарушение)
  2. Осуществляться иными субъектами.
  3. Сочетать в себе оба варианта.

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

  1. Координационная функция – знание правила позволяет индивидам намечать и осуществлять взаимовыгодные действия. Действуя в соответствии с правилом, агенты реализуют тройственную экономию:
    1. Они не расходуют ресурсы на изучение и прогнозирование поведения других субъектов. на согласование своих решений с контрагентами.
    2. Не тратят ресурсы на преодоление сопротивления.
    3. Они не несут риска наказания со стороны институтов.

Разница между выгодой следовать правилу и выгодой от нарушения правила называют координационным эффектом правила.

  1. Распределительная – проявляется:
    1. Некоторые правила предписывают те или иные перераспределительные действия.
    2. Все институты влекут распределительные последствия как для адресатов, так и для гарантов.
  2. Информационная функция.
  3. Мотивационная функция – институт мотивирует индивида к действиям, которые непосредственно этим институтом не предлагались.(например, забастовки и митинги, организация коллективных действий по поддержке)

Таким образом координационная и распределительная функция институтов формирует основные каналы влияния институтов на экономические процессы.

Формальные и неформальные институты.

Они разграничиваются по характеру гарантов:

  1. Институт является формальным, если:
    1. Принуждение правила к исполнению является специализированной деятельностью гаранта.
  2. Институт является неформальным, если в роли гаранта правила может выступать любой индивид, полагающий что, данное правило должно выполнятся(например, традиции, обычаи, табу и т.д.).

Другими словами формальный институт – это зафиксированный в Конституции, законе или в писанном праве, или совокупности парвил.

ПРАВИЛА

Индивидуальные(внутренние)

Социальные(внешние)

 

Формальные

Неформальные


Таким образом для отнесения институтов к формальным и неформальным необходимо обязательно знать механизм принуждения к исполнению.

ПРИМЕР: Законы – это формальные институты, не потому что они подписаны Президентом, подписаны парламентом, а потому что среди государственных структур есть специализированные правоохранные органы.

Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Рассмотрим следующие ситуации взаимодействия формальных и неформальных правил:

  1. Формальное правило вводится на базе позитивно проявившего себя неформального правила. Например: действовавшие в Средневековье кодексы.
  2. Формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам. Например: кумовство(в смысле приём на работу по связям, запрет дуэлей и т.д.)
  3. Неформальные правила вытесняют формальные, если последние предлагают неоправданные издержки. Многочисленные прецедентные решения в США, принимавшиеся по отдельным конкретным ситуациям и в последствии забытые.
  4. Возникающие неформальные правила способствуют реализации введённых формальных правил. Нормы взаимоотношений в фирмах, складывающихся вокруг формальных инструкций.(например - корпоративы)

Вместе с тем существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются не в письменном не в неписанном правиле. Индивиды выбирают правило спонтанным образом и добровольно следуют их предписанию. Речь идёт об институтах, как совместных стратегиях, принимающих форму соглашений и «фокальных» точек.

Таким образом можно назвать 3 вида институциональных рамок структурирующих взаимодействия людей: формальный, неформальный и выбираемый спонтанно.

Критерии сравнения

Формальные рамки

Неформальные рамки

Спонтанно выбираемые рамки

Структура

Это правило

Это правило или норма

«Совместная стратегия»

Характер санкций за невыполнение предписаний

Легальные(административная или уголовная ответственность)

Острокизм(потеря репутации).

Санкции отсутствуют

Где закреплены нормы

Писаное право

Действие ограничено и применяется в отношении однородных групп

Обладающие достаточной информацие друг о друге

Трансакционные издержки

Не зависят от личности участников сделки

Минимальны, в случае заключения сделки в круге социально-однородной группы. Максимальны – в других случаях.

Отсутствуют. Сделки не оформляются.

В отношении кого действуют

     

Пример

Товары и услуги, финансовые средства, перемещается по всей территории РБ

Где сила, там и право

Худой мир – лучше доброй ссоры. Поведение толпы, стадийный инстинкт.

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональная экономика"