Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 16:12, шпаргалка
1.Формирование институционализма (ранний институционализм)
2. Традиционный институционализм
3. Новый институционализм
4. Норма как категория науки об экономике. Структура нормы. Виды норм
5. Теория общественного выбора. Норма как результат общественного выбора.
6. Рациональность как норма поведения
7. Правила и институты, функции и виды институтов
8. Институциональная среда и институциональные соглашения
9. Контракты и их классификация
Тем не менее многие внешние эффекты существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то внешние эффекты не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему внешних эффектов субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда внешние эффекты устойчиво присутствуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия: прямые запреты в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду, корректирующие налоги и субсидии.
Интернализация — включение оценки внешних эффектов (как отрицательных, так и положительных) в затраты или доход производителя этих эффектов. Интернализация создает условия для рыночного регулирования внешних эффектов и в идеале — установления их оптимального уровня.
Корректирующий налог (налог Пигу) — плата, взимаемая с производителей отрицательных внешних эффектов, уравнивающая частные затраты с общественными:
Т= МЕС,
где Т — размер корректирующего налога.
Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы внешних эффектов, например, механизм перепродажи лицензий на загрязнения.
18.Правило ответственности. Теорема Познера
Значение трансакционных издержек для эффективности окончательного размещения ресурсов мы можем проиллюстрировать с помощью ситуации двустороннего обмена в условияхнеопределенности, когда ограниченность информации не позволяет осуществить взаимовыгодный обмен специфицированными правами собственности.
Структура потребления для каждого из экономических агентов может не соответствовать критерию Парето-оптимальности. Это означает, что точки, расположенные на кривых безразличия и соответствующие структуре потребления А и Б, будут располагаться за пределами кривой контрактов СС.
Институты могут использоваться как средство для снижения трансакционных издержек и(или) обеспечения окончательного распределения ресурсов, соответствующего критерию Парето-оптимальности.
Например, использование правила ответственности (рис. 6), в соответствии с которым А должен компенсировать ущерб, наносимый Б. Причем размер компенсации должен быть таким, чтобы уровень полезности для Б остался неизменным. На рис. 6 она соответствует длине отрезка XLX0. Поскольку внешний эффект — это проблема взаимообязывающая, то правило ответ-ственности может быть использовано иначе. Некурящий может ограничивать курящего, но при ус-ловии, что положение курящего не будет хуже, чем в случае полного запрета на курение (точка Х0).
М - структура потребления А
и Б, когда некурящий платит курящему компенсацию,
L – точка, соответствующая структуре потребления
А и Б при действии правила ответственности,
UБ1,UБ2 – карта кривых безразличия для фирмы
Б, UА1, UА2 - карта кривых безразличия для
фирмы А, АХм – потребление блага Х фирмой
А, БХм – потребление благо Х фирмой Б,
СС – кривая контрактов, ХL Х0 – размер компенсации.
В основе определения издержек, связанных с выполнением государством функций по спецификации прав собственности, положен принцип, сформулированный в теореме Р. Познера: при высоких трансакционных издержках законодательство должно избирать и устанавливать наиболее эффективное из всех доступных распределение прав собственности, это означает, что правами будет наделен тот, кто в случае решения вопроса не в его пользу понесет наибольший ущерб.
Итак, если при нулевых трансакционных издержках различия в вопросах о том, кто имеет законное право на использование ресурса и кто этим правом действительно пользуется (в том числе в результате рыночной трансакции), не имеют принципиального значения с точки зрения эффективности, трансакционные издержки коренным образом изменяют ситуацию, поскольку теперь первоначально специфицированные права не могут быть свободно обменены.
Важным элементом функционирования системы спецификации прав и действий в соответствии с ними их обладателей является поведение, направленное на присвоение ренты, или рентоориентированное поведение. Существование эффекта дохода или богатства создает стимулы для инвестирования в процесс принятия решения по распределению «законных прав», что в условиях положительных трансакционных издержек приводит к снижению ценности производимого продукта, поскольку присвоение выгод одним может сопровождаться возникновением издержек для многих.
С другой стороны, различная динамика и структура трансакционных издержек могут вызывать не только кардинальные изменения в распределении прав собственности, но и самих режимов собственности, или способов использования ограниченных ресурсов.
19.ИЕРАРХИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ
Иерархия – это структура соподчинения индивидов, взаимодействие которых происходит посредством команд. В основе иерархических отношений лежат конституционные правила, именно в конституции предусмотрены: политическое устройство и возможность занятия ключевых постов. Расширяют и дополняют эти положения другие нормативно-правовые акты.
Иерархия может быть основана и на неформальных правилах, различных традициях, обычаях. Формальными правилами обычно устанавливаются: главенство руководителя, возможность принятия им решений и т.д. На основании только формальных правил можно определить полноту прав.
Фирма, как самостоятельно действующая организация, использующая ресурсы для производства товаров и услуг посредством иерархической системы имеет возможность увеличивать выгоды. Выбор формы экономической организации обусловлен стремлением к минимизации совокупности производственных и трансакционных издержек. Экономия трансакционных издержек возникает из-за того что при формировании иерархии выделяется роль центрального агента, роль центрального агента предполагает объединение 5 ключевых полномочий:
Таким образом заключая контракт с производителем конечного продукта покупатель экономит на всех видах трансакционных издержек. Индивиду легче оценить стоимость блага в целом, чем каждого фактора удовлетворения потребностей.
При долгосрочном существовании стабильной иерархии возможно возникновение дополнительных преимуществ в выработке постоянных правил взаимодействия(корпоративная этика). Это в свою очередь позволяет:
Далее возникают вопросы:
Здесь мы сталкиваемся с выбором из 2ух институциональных альтернатив, предпочтение должно быть отдано одной из них, в рамках которых баланс выгод и издержек положителен. Р. Коуз предложил общий принцип оценки расширения иерархической структуры в его интерпретации: «фирма будет расширятся до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на её организацию в другой фирме». С увеличением уровня иерархии, на величину издержек начинают оказывать влияние факторы ограниченной рациональности и коммуникации. По мере расширения и диверсификации производства увеличение объёма осуществляемых трансакций с внешней средой, центральный агент может оказаться не способен к наиболее эффективному использованию ресурсов.
Информация о работе Шпаргалка по "Институциональная экономика"