Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 16:12, шпаргалка
1.Формирование институционализма (ранний институционализм)
2. Традиционный институционализм
3. Новый институционализм
4. Норма как категория науки об экономике. Структура нормы. Виды норм
5. Теория общественного выбора. Норма как результат общественного выбора.
6. Рациональность как норма поведения
7. Правила и институты, функции и виды институтов
8. Институциональная среда и институциональные соглашения
9. Контракты и их классификация
Издержки спецификации и защиты прав собственности. Т.к. благо имеет множество измерений, то требуются ресурсы и время для чёткого определения объекта и субъекта права собственности. Способы снижения:
Там где неформальные нормы не развиты, для защиты от несанкционированного использования могут возводиться различные преграды.
Издержки оппортунистического поведения. Возникают в результате несовпадения экономических интересов индивида, неопределённости и ограниченной рациональности. Оппортунистическое поведение может возникать как о заключения контракта, так и после. Такое поведение может носить вид незаконной деятельности или прямого нарушения контракта. Неполнота контракта может способствовать возникновению легального постконтрактного оппортунизма.
Виды оппортунистического поведения:
13.Определение и
Если индивид действует в соответствии с правилом, он автоматически приобретает права. Любое правило – это возможность беспрепятственно осуществлять некоторые действия, другими словами действия с каким-либо объектом. Вместе с тем индивиды могут совершать действия на которые у них нет прав, за что предусмотрены санкции. Таким образом: ожидание выгоды от совершения незаконного действия, будут гораздо меньше нежели чем у индивида были соответствующие права. Например: сговор между компаниями о разделе рынка, если сумма штрафа за подобные действия будет значительно меньше, чем возможные выгоды, то данное незаконное действие будет осуществлено в любом случае.
Среди экономических прав индивидов, особе место принадлежит правам собственности. Права собственности – это санкционированные отношения между экономическими агентами, касающееся использования экономических ресурсов.
Права собственности – это совокупность методов предоставления конкретным индивидом полномочий выбирать любой способ использования конкретных благ из класса незапрещённых способов использования данных благ. Права собственности согласно экономического подхода права собственности регулируют отношения между людьми по поводу какого-либо имущества. Согласно юридического подхода, права собственности рассматриваются как отношения между «человек - вещь». Права собственности возникают только тогда, когда речь идёт об ограниченных ресурсах, еслик кое-то благо является неограниченным – то не возникает необходимости устанавливать какие-либо правила его использования.
Права собственника могут быть закреплены как формальными так и не формальными правилами. В новой институциональной экономической теории правам собственности придаётся достаточно большое значение и утверждается что большинство благ может быть использованно разными способами. Полезность вещи для индивида определяется не только физическими свойствами, но и правилами. Таким образом, чем шире набор прав – тем выше полезность и тем выше цена ресурса.
Закрепление прав собственности – это одно из главных условий экономического обмена. Обмен легко осуществим, при условии что индивид обладает правами.
14.Расщепление прав
Выделают 2 подхода к определению прав собственности:
Первый подход основан на континентальной правовой традиции(впервые был представлен в кодексе Наполеона). Второй подход основывается на англо-саксонской традиции, согласно которой допускается расщепление прав собственности на какой-либо объект, на частичные правомочия нескольких лиц. Предметом собственности могут быть и нематериальные активы, например: товарные знаки, патенты и др. права на объекты интеллектуальной собственности. Допускается обмен правами без обмена ресурсами.
Подход новой институциональной теории близок к подходу англо-саксонской правовой системы.
В экономической литературе не существует единого подхода к классификации правомочий. В качестве способа реструктуризации прав собственности можно испольовать следующие виды правомочий:
Наиболее полно правомочия представлены в классификации Анарэ, которая включает в себя 11 правомочий:
Часть правомочий из перечня Анарэ может выступать только в кластере(в пучке), т.е. являются взаимодополняемыми и не имеют ценности одно без другого. Например, право на доход бессмысленно, если не существует правомочия безопасности, право пользования часто объединяется с правом на доход. Отдельные правомочия могут принадлежать не только разным людям, но и передаваться так же разным людям по-отдельности. Расщепление правомочий между различными экономическими агентами расширяют возможности для обмена: например, отделения права управления от права на капитал и доход.
15.Спецификация и размывание прав собственности.
Для того чтобы обмен благами и собственными правомочиями мог осуществляться мы специфицируем права собственности.
Спецификация прав собственности – это определение объекта собственности, определение субъекта собственности(субъекта права), выделение правомочий, а также определение механизма обеспечивающего соблюдение правомочий. Спецификация прав собственности способствует созданию экономической среды, уменьшая неопределённость и формируя у индивидов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий с другими экономическими агентами. Спецификация прав собственности предполагает создание режима исключительности.
Правомочие собственности называют исключительным, если его субъект в состоянии эффективно исключить других экономических агентов из процесса принятия решения, относительной использования данного правомочия. Исключительными правомочиями могут обладать – индивид, группа индивидов, организация, государство. В зависимости от того кому принадлежат исключительные права выделяют различные режимы собственности.
Режим собственности – это совокупность правил, определяющих условия доступа к тому или иному ресурсу, порядок выбора вариантов его использования и получения дохода от использования. В институциональной экономике различные режимы собственности анализируются как дискретные институциональные альтернативы. Основной принцип выбора альтернативы заключается в минимизации трансакционных издержек и производственных издержек.
Распределение полномочий в различных режимах собственности
Режим собственности |
Право исключать других экономических агентов |
Право принимать решение об использовании |
Право получать доход от использования |
Режим свободного доступа |
Никто |
Все |
Все |
Режим частной собственности |
Собственник |
Собственник |
Собственник |
Режим коммунальной собственности |
Группа индивидов |
Группа индивидов |
Группа индивидов |
Режим государственной собственности |
Членом организаций государства |
Членом организации государства в соответствии с правилами |
Никто |
Исключительность права собственности экономически важна потому что она создаёт стимулы к эффективному использованию ресурсов.
Спецификация прав собственности может осуществляться как государством, так и спонтанным образом. Например: на основании обычаев, спецификация прав на китов при китобойном промысле; право на золотоносные участки в Калифорнии во время золотой лихорадки.
В современной экономике спецификации прав собственности служат разного рода юридические документы. Издержки спецификации и защиты прав собственности могут приводить к тому что ресурс оказывается в режиме свободного доступа. При свободном доступе возникает эффект сверхиспользования ресурса, он связан с тем что выгоды от использования ресурса присваиваются каждым индивидом, а издержки распределяются между экономическими агентами. Обратным процессу спецификации прав собственности является размывание прав собственности(уничтожение исключительности права). Размывание прав собственности может быть связано с технологическим развитием, особенностями институциональной среды, например противоречивость нормативных актов, конфликт между формальными и неформальными правилами.
От размывания прав собственности следует отличать их нарушение, например, вмешательство в деятельность субъектов.
16.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И
Права собственности и трансакционные издержки имеют достаточно большое значение для объяснения многих экономических явлений. Они оказывают прямое воздействие на эффективность, объём и условия обмена, распределение доходов, размещение ресурсов и другие весьма значимые экономические параметры.
Спецификация прав собственности и трансакционные издержки весьма важны при рассмотрении внешних эффектов. Проблема внешних эффектов была озвучена А. Пигу в его работе «Экономическая теория благосостояния» 1920г. Пигу и др. представители неоклассического направления исходили из того что конкурентный рынок при прочих равных условиях обеспечивает парето-оптимальное размещение ресурсов, т.е. исчерпание всех возможных выгод от осуществления экономического обмена. Провалы рынка могут возникнуть и в подобных ситуациях. Одним из провалов рынка являются экстерналии.
В широком смысле под экстерналиями понимают расхождение между частными и социальными издержками и выгодами. Внешние эффекты возникающие в рамках рыночного взаимодействия – это величина полезности или издержек, не учитываемых в системе цен и условиях контракта. Внешние эффекты классифицируются по ряду критериев:
Деление на внутренние и внешние экстерналии зависит от субъекта хозяйствования, от того какая группа рассматривается и как мы рассматриваем отношение индивида, либо группы к контракту.
17 Иерархия, сущность, причины возникновения, проблемы
Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и общественных издержек либо частной и общественной полезности.
Поэтому решение проблемы внешних эффектов заключается в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной полезности
MSC = MSB.
В частном секторе экономики проблема внешних эффектов в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации (например, объединение производителей и получателей внешних эффектов в одно целое). Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих товаров.
Проблема внешних эффектов может быть также решена путем формирования и действия общественных обычаев — внеэкономических методов решения экономических проблем — таких как моральные нормы, традиции и т. п. способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающих внешние эффекты.
Одной из важных предпосылок решения проблемы внешних эффектов является четкое определение прав собственности. Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности могут происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам.
В любом случае “невидимые” прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.
Теорема Коуза гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны.
Иными словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны.
Информация о работе Шпаргалка по "Институциональная экономика"